Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Трансмиссия тракторов


Трансмиссия трактора

Изобретение относится к трансмиссии трактора, преимущественно пропашного гусеничного, полугусеничного и колесного. Трансмиссия трактора содержит соединенную с двигателем коробку переключения передач, с выходным валом которой связаны параллельно первые звенья левого и правого планетарных редукторов. Вторые звенья этих редукторов связаны кинематически с движителями соответствующего борта, а третьи звенья этих редукторов соединены кинематически между собой с возможностью вращать их в противоположные стороны. Третьи звенья соединены кинематически со звездочкой муфты свободного хода двойного двустороннего действия, причем ее обойма закреплена неподвижно, а ее вилка соединена с валом гидромотора. Достигается повышение устойчивости и управляемости трактора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к трансмиссии гусеничного, полугусеничного и колесного трактора, преимущественно пропашного трактора.

Известны трансмиссии пропашных тракторов, например, трансмиссия трактора типа «Беларусь» МТЗ-80 с колесным ходом [1], с.8…92, с полугусеничным ходом [1], с.118, 119, трансмиссия гусеничного трактора типа Т-70С [2], трансмиссия по RU 44095 [3] и др.

Недостаток их в недостаточной устойчивости и управляемости при междурядной обработке в агрегате с широкозахватным пропашным культиватором. Трансмиссией трактора типа «Беларусь» не предусмотрено создание поворачивающего момента движителями для точного вождения при движении по междурядьям в агрегате с широкозахватным культиватором, а реакция от направляющих колес недостаточна. Кроме того, увеличение крутизны поворота, например, при развороте в конце рабочего гона, торможением одного из движителей выполняют при сохранении дифференциальной связи между движителями и кинематической связи обоих движителей с двигателем. Поэтому такой поворот энергозатратный, так как (при сохранении частоты вращения двигателя всережимным регулятором) забегающему движителю резко увеличивают частоту вращения с соответствующими ускорениями вращающихся и поступательных масс и увеличением коэффициента буксования обоих движителей.

Трансмиссия трактора типа Т-70 теряет возможность точно довернуть трактор в нужную сторону, если вектор равнодействующей силы тягового сопротивления выходит за габарит колеи, что в агрегате с широкозахватным культиватором не исключено, а при разъединении его фрикциона трактор поворачивают в противоположную сторону от желаемой из-за разрыва потока мощности к соответствующему движителю.

Известна трансмиссия трактора, содержащая соединенную с двигателем коробку переключения передач, с выходным валом которой связаны параллельно первые звенья левого и правого планетарных редукторов, вторые звенья этих редукторов связаны кинематически через их выходные валы с движителями соответствующего борта, а третьи звенья этих редукторов соединены кинематически между собой с возможностью вращать их в противоположные стороны гидромотором, сообщенным маслопроводами с регулируемым насосом, вал которого соединен с двигателем, например, по RU 44095 - прототип.

Недостаток ее в недостаточной устойчивости прямолинейного движения, так как связанным с выходным валом коробки переключения передач первым звеном планетарного редуктора, например эпициклом, вращают второе звено, например водило, через его сателлиты с опорой их зубьев на третье звено - солнечную шестерню. Но эта опора не жесткая, а подвижная, так как связана кинематически с валом гидромотора гидрообъемной передачи. Поэтому, при нулевом рабочем объеме регулируемого насоса и варьировании нагрузок на правый и левый движители, солнечными шестернями проворачивают вал гидромотора, продавливая масло между входными-выходными каналами через распределители гидромотора и насоса. Этим непреднамеренно варьируют отношение частот вращения вторых звеньев (в приведенном примере - водил) и связанных с ними кинематически движителей противоположных бортов трактора, раскачивают вектор его скорости.

Кроме того, центрирующие пружины регулируемого насоса гидрообъемного привода типа ГСТ-112 в позиции нулевого рабочего объема взаимно уравновешены, то есть не имеют порога срабатывания. Поэтому еще и нуль рабочего объема "плавает " в пределах зоны нечувствительности усилителя поворота люльки с наклонной шайбой насоса, чем также непроизвольно раскачивают вектор скорости трактора.

Недостаток еще в том, что крутой разворот, например, в конце рабочего гона торможением одного из движителей возможен только при предварительном выводе из зацепления шестерни кинематической связи вала гидромотора с третьими звеньями планетарных редукторов механизма поворота и последующим введением ее в зацепление с сопряженной шестерней по окончании крутого поворота. То же - на буксире.

Технический результат - повышение устойчивости и управляемости трактора при движении по междурядьям пропашной культуры в агрегате с широкозахватным культиватором, в том числе на крутом развороте в конце гона, посредством улучшенных связей между звеньями трансмиссии и движителями.

1. Сущность изобретения - трансмиссия трактора, содержащая соединенную с двигателем коробку переключения передач, с выходным валом которой связаны параллельно первые звенья левого и правого планетарных редукторов, вторые звенья этих редукторов связаны кинематически через их выходные валы с движителями соответствующего борта, а третьи звенья этих редукторов соединены кинематически между собой с возможностью вращать их в противоположные стороны гидромотором, сообщенным маслопроводами с регулируемым насосом, вал которого соединен с двигателем, в которой по изобретению третьи звенья планетарных редукторов соединены кинематически со звездочкой муфты свободного хода двойного двустороннего действия, причем ее обойма закреплена неподвижно, а ее вилка соединена с валом гидромотора.

2. Сущность изобретения еще в том, что вал люльки с наклонным диском, регулирующий рабочий объем реверсивного аксиально-плунжерного насоса, соединен кинематически со стержнем, проходящим внутри пороговой пружины, частично сжатой дисками, зафиксированными на стержне и расположенными между упорами.

3. Сущность изобретения также в том, что выходной вал левого и правого планетарного редуктора связан с соответствующей бортовой передачей и движителем через муфту свободного хода двойного двустороннего действия, причем ее обойма соединена с выходным валом планетарного редуктора, ее звездочка связана кинематически с движителем, а ее вилка соединена с управляемым тормозом.

Благодаря таким связям:

A) Вращающий момент от гидромотора передают третьим звеньям планетарных редукторов.

Реактивный вращающий момент от третьих звеньев планетарных редукторов на вал гидромотора не пропускают.

Б) Регулируемый насос удерживают в позиции нулевого рабочего объема точно. Качествами по пп.А) и Б) придают трактору устойчивость и управляемость одновременно.

B) Крутой поворот торможением одного борта тракторист выполняет без предварительных манипуляций.

Устроена трансмиссия трактора, например, следующим образом.

На фиг.1 изображена принципиальная схема трансмиссии трактора.

На фиг.2 - муфта свободного хода двойного двустороннего действия, соединенная с валом насоса.

Условные обозначения на фиг.1 и 2:

1 - двигатель трактора (далее двигатель),

2 - регулируемый насос гидрообъемного привода типа ГСТ-112 [4], с.91…95, номинальная частота вращения вала насоса 2000 об/мин, полезная номинальная мощность гидромотора 81 кВт (110 л.с.), момент на рукоятке усилителя управления 15,5 Н·м, не более, угол поворота рычага управления плюс-минус 30 градусов, (далее насос),

3 - соединительная муфта вала насоса 2 с коленвалом двигателя 1 (далее муфта),

4 - частично сжатая пороговая пружина (далее пружина),

5 - стержень с зафиксированными на нем дисками по торцам пружины 4, проходящий внутри ее витков и связанный через рычаг с валом люльки поворота наклонного диска насоса 2, (далее стержень),

6 - звено с неподвижными вдоль стержня 5 упорами для пружины 4 (далее ограничитель),

7 - коробка переключения передач без разрыва потока мощности (далее КПП),

8 - механизм поворота трактора его движителями (далее механизм),

9 - бортовой редуктор (далее редуктор),

10 - гусеничный (или колесный с пневматической шиной) движитель трактора (далее движитель),

11 - карданный вал связи механизма 8 с редуктором 9 (далее кардан),

12 - планетарный редуктор (далее редуктор),

13 - первое звено редуктора 12, например эпицикл, (далее эпицикл),

14 - шестерня привода эпицикла 13 от выходного вала КПП 7 (далее шестерня),

15 - выходной вал КПП (далее вал),

16 - второе звено редуктора 12, например водило, (далее водило),

17 - выходной вал редуктора 12 - вал водила 16 (далее вал),

18 - третье звено редуктора 12, например солнечная шестерня, (далее шестерня),

19 - шестерня взаимосвязи солнечных шестерен 18 редукторов 12 (далее шестерня),

20 - шестерня, которая находится в зацеплении с одной из шестерен 18, (далее шестерня),

21 - гидромотор объемного гидропривода типа ГСТ-112 (далее мотор),

22 - муфта свободного хода двойного двустороннего действия [5], с.215, 216, рис.VI. 2, в, (далее муфта),

23 - ролик муфты 22 (далее ролик),

24 - вилка муфты 22 (далее вилка),

25 - звездочка муфты 22 (далее звездочка),

26 - обойма муфты 22 (далее обойма),

27 - маслопровод соединения входных-выходных каналов насоса 2 с мотором 21 (далее маслопровод),

28 - управляемый тормоз вилки 24 и движителя 10 (далее тормоз).

Коленвал двигателя 1 соединен с валом насоса 2 муфтой 3. Пружина 4, сжатая до порогового усилия дисками, зафиксированными на стержне 5, и расположенная между упорами ограничителя 6, связана кинематически с валом люльки поворота наклонного диска насоса. Двигатель через муфту сцепления и КПП 7 соединен с механизмом 8 управления поворотами трактора посредством пары бортовых редукторов 9 с движителями 10. Левый (правый) бортовой редуктор карданом 11 связан с левым (правым) редуктором 12, эпицикл 13 которого зацеплением шестерни 14 соединен с шестерней на валу 15 параллельно для эпициклов обоих редукторов. Сателлиты водила 16, закрепленного на валу 17, находятся в зацеплении с эпициклом и с шестерней 18, которая посредством пары шестерен 19 связана с такой же шестерней второго редуктора и с шестерней 20, установленной на валу, связанном с валом мотора 21 муфтой 22. Эта муфта содержит: ролики 23, вилку 24, соединенную с валом мотора, звездочку 25, соединенную с валом шестерни 20, и обойму 26, закрепленную на тракторе неподвижно. Насос и мотор гидрообъемного привода сообщены маслопроводами 27. Каждый кардан 11 связан с редуктором 12 отдельной муфтой 22 так, что ее звездочка 25 соединена с карданом, ее обойма 26 соединена с валом 17, а ее вилка 24 соединена с тормозом 25.

При заказе поставки объемного гидропривода ГСТ-112 требуемое быстродействие регулирования рабочего объема насоса согласовывают с изготовителем (завод «Гидросила», г.Кировоград), что возможно, и изготовителем такое согласование предусмотрено.

Работа трансмиссии происходит следующим образом. Включают нейтральную позицию КПП 7. Заводят двигатель 1. Рукоятку усилителя управления рабочим объемом насоса 2 устанавливают в положение нулевого рабочего объема. Включают первую скорость переднего хода и вращают вал 15 по часовой стрелке, если смотреть по ходу движения (далее смотреть так же). Валом 15 через шестерни 14 вращают оба эпицикла 13 против часовой стрелки. Через сателлиты водил 16 вращающий момент от эпициклов прикладывают к валам 17, а реактивный вращающий момент прикладывают к шестерням 18, которые через шестерни 19 и 20 подводят реактивный крутящий момент к звездочке 25 муфты 22, чья вилка 24 соединена с валом мотора 21. Однако реактивным крутящим моментом, подведенным к звездочке 25, заклинивают ролики 23 между звездочкой и неподвижной обоймой 26. Этим реактивный вращающий момент от шестерен 18 к валу насоса 21 не пропускают и вал не вращают, а шестерни 18 превращают в жесткую опору для сателлитов водил 16. Поэтому вращающий момент передают через водила 16 на валы 17 и вращают их абсолютно синхронно. Далее валами 17 через обоймы 26 вращающим моментом заклинивают ролики 23 с звездочками 25 муфт 22 и через карданы 11 вращают редукторы 9 с движителями 10 также абсолютно синхронно, то есть как заблокированные между собой.

Чтобы войти в поворот влево (вправо) перемещают рукоятку усилителя насоса влево (вправо). Этим насос выводят из позиции нулевого рабочего объема, подают масло к мотору 21 и вращают его вал вправо (влево), правые шестерни 19 и 18 - влево (вправо), а левые шестерни 19 и 18 - вправо (влево). Поэтому редукторами 12 частоту вращения от двигателя 1, подведенную через коробку передач, суммируют с частотой вращения от мотора 21, подведенную от двигателя 1 через плавно регулируемый гидрообъемный привод. Этим левому движителю 10 частоту вращения уменьшают (увеличивают), а правому движителю 10 частоту вращения на столько же увеличивают (уменьшают). В результате вектор скорости трактора поворачивают без изменения модуля вектора скорости, то есть без изменения скорости движения трактора.

Для увеличения крутизны поворота влево (вправо) включают левый (правый) тормоз 28. Этим вилку 24, звездочку 25 левой (правой) муфты 22 и левый (правый) движитель 10 останавливают и одновременно расклинивают ролики 23 левой (правой) муфты 22, отключая связь обоймы 26 левой (правой) муфты 22 от звездочки 25 и, следовательно, от заторможенного левого (правого) движителя 10. При этом частоту принудительного вращения двигателем 1 правого (левого) движителя 10 не изменяют, если частоту вращения коленвала двигателя 1 удерживают, например, всережимным регулятором, постоянной. Такой крутой поворот менее энергозатратный, чем при сохранении кинематической связи с двигателем обоих движителей при дифференциальной связи между ними, как, например, у тракторов типа «Беларусь».

Итак, описанной выше трансмиссией повышают устойчивость и управляемость трактора как с гусеничными, так и с колесными движителями при движении по междурядьям пропашной культуры в агрегате с широкозахватным культиватором, а также на крутом развороте в конце гона и при этом менее энергозатратном.

Список литературы:

1. Тракторы «Беларусь» класса 1,4. Пособие по агрегатированию. Под редакцией Амельченко П.А. Производственное объединение «Минский тракторный завод имени В.И. Ленина». Минск, 1990, 300 с.

2. Трактор Т-70С. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кишиневский тракторный завод. «Тимпул», Кишинев, 1986, 189 с.

3. RU 44095 U1, B62D 11/10. Трансмиссия гусеничного трактора. Опубликовано: 27.02.2005, 4 с.

4. Гидравлические агрегаты тракторов и сельскохозяйственных машин. Каталог. Часть 1. ЦНИИТЭИавтосельхозмаш. М., 1989, с.137.

5. B.C.Поляков и др. Справочник по муфтам / Под ред. B.C.Полякова, 2-е издание, исправлен. и дополн. - Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1979. - 344 с.

1. Трансмиссия трактора, содержащая соединенную с двигателем коробку переключения передач, с выходным валом которой связаны параллельно первые звенья левого и правого планетарных редукторов, вторые звенья этих редукторов связаны кинематически через их выходные валы с движителями соответствующего борта, а третьи звенья этих редукторов соединены кинематически между собой с возможностью вращать их в противоположные стороны гидромотором, сообщенным маслопроводами с регулируемым насосом, вал которого соединен с двигателем, отличающаяся тем, что третьи звенья планетарных редукторов соединены кинематически со звездочкой муфты свободного хода двойного двустороннего действия, причем ее обойма закреплена неподвижно, а ее вилка соединена с валом гидромотора.

2. Трансмиссия трактора по п.1, отличающаяся тем, что вал люльки с наклонным диском, регулирующий рабочий объем реверсивного аксиально-плунжерного насоса, соединен кинематически со стержнем, проходящим внутри пороговой пружины, частично сжатой дисками, зафиксированными на стержне и расположенными между упорами.

3. Трансмиссия трактора по п.1, отличающаяся тем, что выходной вал каждого планетарного редуктора связан с бортовой передачей и движителем соответствующего борта через муфту свободного хода двойного двустороннего действия, причем ее обойма соединена с выходным валом планетарного редуктора, ее звездочка связана кинематически с движителем, а ее вилка соединена с управляемым тормозом.

www.findpatent.ru

Трансмиссия - трактор - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Трансмиссия - трактор

Cтраница 1

Трансмиссия трактора, состоящая из муфты сцепления, коробки передач и заднего моста с бортовыми редукторами, имеет дополнительный ходоуменьшитель, прифлан-цованный к задней панели заднего моста. Комбинации включения передач коробки и ходоуменьшителя определяют поступательные скорости рабочего хода трактора.  [2]

Трансмиссия трактора механическая и включает: многодисковую муфту сцепления, коробку перемены передач ( три скорости вперед и одна назад), зубчатую муфту, карданный вал и главную передачу.  [4]

Стандартные трансмиссии тракторов не могут обеспечить требуемые замедленные скорости движения. Нужное увеличение передаточного числа трансмиссии достигается установкой дополнительного узла - ходоуменыпителя, который может быть механическим, гидравлическим или комбинированным.  [5]

Трансмиссия наиболее распространенных тракторов с передним расположением двигателей состоит из муфты сцепления, соединительного вала или соединительной муфты, коробки передач и заднего моста с главной передачей, бортовыми фрикционами и тормозами или планетарным механизмом поворота и бортовыми редукторами привода ведущих звездочек гусениц.  [6]

Гидромеханическая однопоточная трансмиссия трактора ТС-12, имеющего два двигателя, включает в себя две планетарные коробки передач, обеспечивающие независимый привод каждой гусеницы.  [8]

В трансмиссии трактора проверяют работу сцепления ( полноту включения - выключения) и коробки передач.  [9]

В трансмиссии полноириводных тракторов ( колесная схема 4К4) дополнительно имеются раздаточная коробка 7 ( рис. 53, б и б), карданный вал 8 и механизмы ведущего моста, по которым мощность передается к передним ведущим колесам.  [10]

В трансмиссии трактора МТЗ-80 установлены основная пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатый и понижающий редукторы, последовательное включение которых позволяет получить 18 передач переднего хода и 4 передачи заднего хода. Кроме этого, предусмотрена возможность установки ходоуменьшителя. Тракторы МТЗ-82 оборудованы также раздаточной коробкой для распределения мощности между ведущими мостами.  [11]

В трансмиссиях тракторов и автомобилей широкое применение нашли упругие карданные муфты, у которых в качестве упругого элемента использованы резиновые втулки. При упругих карданных муфтах допускается осевое смещение валов. Поэтому в такой карданной передаче могут отсутствовать компенсирующие шлицевые соединения, что повышает надежность работы передачи.  [12]

В трансмиссиях тракторов в большинстве случаев применяются двухопорные валы.  [13]

В трансмиссиях тракторов, также как и в трансмиссиях автомобилей, шестерни выходят из строя раньше, чем подшипники, поэтому главное внимание должно быть уделено подбору смазки для шестерен.  [14]

В трансмиссиях тракторов, также как и в трансмиссиях нобилей, шестерни выходят из строя раньше, чем подшипники, поэтому главное внимание должно быть уделено подбору смазки для шестерен.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Трансмиссия - трактор - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Трансмиссия - трактор

Cтраница 2

В трансмиссиях тракторов, также как и в трансмиссиях автомобилей, шестерни выходят из строя раньше, чем подшипники, поэтому главное внимание должно быть уделено подбору смазки для шестерен.  [16]

Коробка передач трансмиссии трактора предназначена для преобразования скорости вращения и крутящего момента и передачи их от муфты сцепления двигателя к заднему ведущему мосту. Она обеспечивает ступенчатое изменение скорости вращения и передаваемого крутящего момента.  [17]

Какие функции в трансмиссии тракторов и автомобилей выполняет сцепление.  [19]

Для чего предназначена трансмиссия трактора. Что называется передаточным числом трансмиссии. Какие основные механизмы составляют трансмиссию колесного трактора. Для чего служит сцепление. Для чего предназначена коробка передач. В каких механизмах трансмиссии происходит изменение передаточного числа.  [20]

Измерение боковых зазоров трансмиссии тракторов выполняют универсальным люфтомером КИ-4813 или угломером КИ-13909. Перед измерением сливают масло из корпусов и промывают их. Разъединяют гусеничное полотно или приподнимают домкратом одно из ведущих колес.  [21]

Муфты сцепления в трансмиссиях тракторов служат для быстрого отсоединения коленчатого вала двигателя от коробки передач при необходимости прекращения движения тракторов или изменения скоростей их движения, а также для плавного соединения коленчатого вала с коробкой передач при начале движения тракторов и при продолжении движения после переключения передач.  [22]

Соединительные муфты в трансмиссиях тракторов служат для передачи вращения и крутящего момента от муфты сцепления коробке передач.  [23]

Предназначено для смазки агрегатов трансмиссии тракторов при т-рах до - 50 С.  [24]

Общее передаточное число тр трансмиссии трактора равно отношению частоты вращения пя ( или угловой скорости еод коленчатого вала двигателя к соответствующей частоте вращения пк или угловой скорости сок) ведущих колес трактора.  [25]

Гидротрансформаторы применяются также в трансмиссиях тракторов.  [26]

Случаи заедания шестерен в трансмиссиях тракторов почти совершенно отсутствуют.  [27]

Особое место в конструкции занимает трансмиссия трактора Т-150. В нем поток мощности, идущий от двигателя к коробке передач, разделяется и далее через два вторичных вала, две центральных и бортовых передачи поступает к движителям. В данном случае роль муфт поворота выполняют фрикционы коробки передач, расположенные на вторичных валах.  [28]

Для облегчения переключения передач в трансмиссии тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 установлен тормозок, позволяющий при выключении сцепления останавливать вал / / ( см. рис. 55) и связанный с ним через понижающий редуктор первичный вал коробки передач. Тормозок состоит из диска 19 с фрикционной накладкой, установленного на валу сцепления, отводки 20, вилки 14 и рычага 6 ( см. рис. 56), соединенного тягой с рычагом 5 привода сцепления.  [29]

Идеальным смазочным маслом для агрегатов трансмиссии тракторов является такое масло, которое можно применять в сельскохозяйственных тракторах любой марки и конструкции. Как сообщалось в литературе [1], такое масло производится в настоящее время в Великобритании. Однако в большинстве случаев владельцы тракторов предпочитают применять трансмиссионные масла, отвечающие требованиям спецификаций изготовителей тракторов. С введением тракторов новых типов и моделей изменяются и требования к маслам.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Трансмиссия гусеничного трактора

Изобретение относится к тракторному машиностроению, а именно к гусеничным промышленным тракторам. Сущность изобретения заключается в том, что трансмиссия гусеничного трактора содержит двигатель с закрепленным на нем кожухом сцепления, тормозок, установленный на промежуточном валу последнего и взаимодействующий посредством первого кулисного механизма с педалью сцепления, управление сцеплением, снабженное сервомеханизмом и вторым кулисным механизмом, взаимодействующим с педалью сцепления, карданный вал и коробку передач. Двигатель выполнен мощностью не более 240 кВт. Тормозок выполнен барабанно-колодочного типа, установлен вне кожуха сцепления и снабжен рычагом, входящим в первый кулисный механизм. Техническим результатом является повышение мощности гусеничного трактора. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к тракторному машиностроению, а именно к гусеничным промышленным тракторам. Оно позволяет использовать трактор не только в качестве тягача или базовой модели для бульдозера-рыхлителя или трубоукладчика, но также позволяет ставить дополнительное оборудование, такое как сварочный агрегат или бурильная установка.

В связи с тенденцией увеличения производственных функций промышленного трактора постоянно возникает необходимость увеличивать мощность двигателя.

Так, известен гусеничный трактор Т-90П (мощность дизеля около 90 кВт) в агрегате с машинами и орудиями, предназначенный для выполнения дорожно-строительных и землеройных работ (см. Советские тракторы-89. Каталог. М: ЦНИИТЭИтракторсельмаш, 1989, с.71-72).

Недостатком известного трактора является недостаточная мощность дизеля, что не позволяет навешивать дополнительное оборудование, требующее от трактора большей мощности.

Известен гусеничный промышленный трактор с большей мощностью дизеля - около 170 кВт, имеющий трансмиссию с тормозком дискового типа (см. Советские тракторы-89. Каталог. М: ЦНИИТЭИтракторсельмаш, 1989, с.14-16).

Однако и в известном гусеничном тракторе, выбранном в качестве прототипа как наиболее близком по существенным признакам, достигаемому эффекту к заявляемому устройству, мощность двигателя недостаточна, что делает невозможным установку энергоемкого оборудования, например сварочного агрегата, бурильной установки и т.п.

Задачей заявляемого изобретения является расширение функциональных возможностей гусеничного трактора.

Техническим результатом заявляемого устройства является повышение мощности гусеничного трактора.

Указанная задача достигается тем, что в известной трансмиссии гусеничного трактора, содержащей двигатель с закрепленным на нем кожухом сцепления, тормозок, установленный на промежуточном валу последнего и взаимодействующий посредством первого кулисного механизма с педалью сцепления, управление сцеплением, снабженное сервомеханизмом и вторым кулисным механизмом, взаимодействующим с педалью сцепления, карданный вал и коробку передач, согласно изобретению, двигатель выполнен с мощностью не более 240 кВт, тормозок, выполненный барабанно-колодочного типа, установлен вне кожуха сцепления и снабжен рычагом, соединенным с первым кулисным механизмом.

Трансмиссия может использовать автомобильный двигатель ЯМЗ-238.

К кожуху сцепления может быть прикреплена опорная плита, на обратной стороне которой закреплен тормозок, и она снабжена жестко соединенным с ней кронштейном, на котором закреплен сервомеханизм, связанный с управляющим валиком, взаимодействующим с одним концом кулисы второго кулисного механизма, которая другим концом соединена с валом сцепления, установленным в кожухе сцепления.

Тормозок содержит тормозной барабан с установленными внутри него двумя колодками, имеющими шарнирно-закрепленные одни концы и свободные другие концы, взаимодействующие с кулачком, жестко установленным в отверстии рычага, выполненного с возможностью поворота, цилиндрические поверхности колодок снабжены фрикционными накладками для взаимодействия с внутренней цилиндрической поверхностью тормозного барабана, при этом в колодках, соединенных друг с другом возвратными пружинами, выполнены сквозные овальные отверстия для прохождения стоек-ограничителей, жестко закрепленных на опорной плите, причем дно барабана имеет центральное отверстие.

Кулачок может быть выполнен с удлиненной головкой, имеющей с противоположных сторон округления для взаимодействия со свободными концами колодок тормозка, а нижняя часть кулачка выполнена цилиндрической.

На опорной плите со стороны крепления к кожуху сцепления может быть установлен закрытый крышкой подшипник промежуточного вала сцепления, фланец крышки состыкован с фланцем корпуса подшипника, опирающимся на опорную плиту, корпус подшипника через отверстие в опорной плите выходит с ее обратной стороны, и внутри него установлена втулка, фланец которой закреплен на дне тормозного барабана, а втулка посредством шлицевого соединения прикреплена к промежуточному валу сцепления.

Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам свидетельствуют, что предлагаемая конструкция неизвестна и не следует явным образом из изученного уровня техники, а следовательно, соответствует критериям «новизна» и «изобретательский уровень».

Заявляемая трансмиссия гусеничного трактора может быть изготовлена в условиях машиностроительного предприятия, выпускающего гусеничные тракторы или специализирующегося в данной отрасли, с использованием стандартного отечественного или импортного оборудования, известных технологий и материалов. Она может широко использоваться для мощных гусеничных тракторов, выполняющих землеройные и другие работы.

Таким образом, заявляемая трансмиссия гусеничного трактора соответствует критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемому устройству новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу.

Установка на гусеничный трактор двигателя мощностью не более 240 кВт, например марки ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода, дает увеличение мощности трактора, что позволяет установить дополнительное оборудование: сварочный аппарат, бурильную установку и другое.

Для согласования передачи мощности от двигателя к коробке передач произведена замена дискового тормозка в трансмиссии на тормозок барабанно-колодочного типа, установленный вне кожуха сцепления.

Заявляемое изобретение представлено на чертежах, где

фиг.1 - схема трансмиссии, включающая тормозок и узлы управления сцеплением;

фиг.2 - разрез А-А фиг.1;

фиг.3 - вид сверху фиг.1;

фиг.4 - основной вид рычага;

фиг.5 - основной вид кулачка.

Заявляемая трансмиссия гусеничного трактора содержит двигатель 1 с закрепленным на нем кожухом 2 сцепления 3, тормозок (на черт. не обозначен), установленный на промежуточном валу 4 последнего за пределами кожуха 2 и соединенный с педалью сцепления (на черт. не показана) первым кулисным механизмом (на черт. не обозначен), управление сцеплением (на черт. не обозначено), снабженное сервомеханизмом 5 и вторым кулисным механизмом (на черт. не обозначен), соединенным с педалью сцепления, а также карданный вал (на черт. не показан) и коробку передач (на черт. не показана).

Тормозок смонтирован на опорной плите 6, закрепленной на кожухе 2 посредством болтов и гаек (на черт. не обозначены), и представляет собой конструкцию барабанно-колодочного типа. Он содержит тормозной барабан 7 с установленными внутри него двумя колодками 8, имеющими закрепленные шарнирно одни свои концы (на черт. не обозначены) и свободные другие концы 9, взаимодействующие с кулачком 10, установленным на шпонке (на черт не обозначена) своей средней цилиндрической частью 11 в отверстии рычага 12. Нижняя цилиндрическая часть (на черт не обозначена) кулачка 10 установлена в бронзовой втулке (на черт. не показана), закрепленной в отверстии, выполненном в опорной плите 6, что обеспечивает поворот кулачка 10 на 90° против часовой стрелки. Цилиндрические поверхности колодок 8 снабжены фрикционными накладками 13 для взаимодействия с внутренней цилиндрической поверхностью тормозного барабана 7 при необходимости осуществления торможения промежуточного вала 4 сцепления 3. В колодках 8 выполнено два сквозных овальных отверстия (на черт. не обозначены) для прохождения стоек-ограничителей 14. Размер овальных отверстий рассчитан исходя из длины пути колодок 8 при торможении. Стойки-ограничители 14 жестко закреплены на опорной плите 6: их концы установлены в отверстиях, выполненных в ней, и приварены к ее поверхности. Дно тормозного барабана 7 имеет центральное отверстие (на черт. не обозначено). Кулачок 10 выполнен с удлиненной головкой, имеющей с противоположных сторон округления (на черт. не обозначены), для взаимодействия со свободными концами 9 колодок 8. В кожухе 2 установлен вал 15 сцепления 3, взаимодействующий с дисками (на черт. не обозначены) последнего. На опорной плите 6 со стороны кожуха 2 установлен закрытый крышкой 16 подшипник 17 промежуточного вала 4 сцепления 3. Фланец (на черт. не обозначен) крышки 16 состыкован с фланцем (на черт. не обозначен) корпуса 18 подшипника 17, опирающимся на опорную плиту 6, а сам корпус 18 выходит с ее обратной стороны. В нем закреплена втулка 19, фланец которой (на черт. не обозначен) крепится болтами и гайками ко дну тормозного барабана 7. Втулка 19 посредством шлицевого соединения (на черт. не обозначено) прикреплена к промежуточному валу 4. Колодки 8 удерживаются возвратными пружинами 20, работающими на растяжение, от бесконтрольного размыкания.

Первый кулисный механизм, содержащий рычаг 12 и соединенную с ним тягу 21, взаимодействует с управляющим валиком 22. Второй кулисный механизм содержит вал 15 сцепления 3, установленный в кожухе 2, и соединенную с ним кулису 23. Сервомеханизм 5 смонтирован на кронштейне 24, жестко прикрепленном к опорной плите 6.

Заявляемое устройство используется следующим образом.

Водитель трактора нажимает педаль сцепления. Нажимная деталь управляющего валика 22 нажимает поршень сервомеханизма 5, заставляя кулису 23 совершать поступательное движение и поворачивать вал 15 сцепления 3 до тех пор, пока диски сцепления 3 не разомкнутся и не отсоединят промежуточный вал 4 от двигателя 1. Одновременно управляющий валик 22, поворачиваясь против часовой стрелки, тянет тягу 21 влево. Кулачок 10 также поворачивается против часовой стрелки, и округления его удлиненной головки начинают взаимодействовать со свободными концами 9 колодок 8. Последние разжимаются и их фрикционные накладки 13 входят в соприкосновение с внутренней цилиндрической поверхностью тормозного барабана 7, останавливая его и жестко с ним соединенный промежуточный вал 4. Поскольку через карданный вал с валом 4 связан ведущий вал коробки передач, то тормозится и он.

Таким образом, нажатием одной педали сцепления осуществляются два действия: отсоединение промежуточного вала 4 от двигателя 1 и торможение ведущего вала коробки передач.

Для возвращения в рабочее положение сцепления 3 и коробки передач водитель отпускает педаль сцепления, совершается обратное движение вышеуказанных узлов. Возвратные пружины 20 возвращают колодки 8 в первоначальное положение, когда их свободные концы 9 упираются в кулачок 10.

Преимущества заявляемой трансмиссии гусеничного трактора:

- увеличение мощности трактора;

- повышение эксплуатационного ресурса трактора;

- возможность установки дополнительного оборудования.

1. Трансмиссия гусеничного трактора, содержащая двигатель с закрепленным на нем кожухом сцепления, тормозок, установленный на промежуточном валу последнего и взаимодействующий посредством первого кулисного механизма с педалью сцепления, управление сцеплением, снабженное сервомеханизмом и вторым кулисным механизмом, взаимодействующим с педалью сцепления, карданный вал и коробку передач, отличающаяся тем, что двигатель выполнен мощностью не более 240 кВт, тормозок, выполненный барабанно-колодочного типа, установлен вне кожуха сцепления и снабжен рычагом, входящим в первый кулисный механизм.

2. Трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что в качестве двигателя использован автомобильный двигатель ЯМ3-238.

3. Трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что к кожуху сцепления прикреплена опорная плита, на обратной стороне которой закреплен тормозок, и она снабжена жестко соединенным с ней кронштейном, на котором закреплен сервомеханизм, связанный с управляющим валиком, взаимодействующим с одним концом кулисы второго кулисного механизма, которая другим концом соединена с валом сцепления, установленным в кожухе сцепления.

4. Трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что тормозок содержит тормозной барабан с установленными внутри него двумя колодками, имеющими шарнирно закрепленные одни концы и свободные другие концы, взаимодействующие с кулачком, жестко установленным в отверстии рычага, выполненного с возможностью поворота, цилиндрические поверхности колодок снабжены фрикционными накладками для взаимодействия с внутренней цилиндрической поверхностью тормозного барабана, при этом в колодках, соединенных друг с другом возвратными пружинами, выполнены сквозные овальные отверстия для прохождения стоек-ограничителей, жестко закрепленных на опорной плите, причем дно барабана имеет центральное отверстие.

5. Трансмиссия по п.3, отличающаяся тем, что кулачок выполнен с удлиненной головкой, имеющей с противоположных сторон скругления для взаимодействия со свободными концами колодок тормозка, а нижняя часть кулачка выполнена цилиндрической.

6. Трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что на опорной плите со стороны крепления к кожуху сцепления, установлен закрытый крышкой подшипник промежуточного вала сцепления, фланец крышки состыкован с фланцем корпуса подшипника, опирающимся на опорную плиту, корпус подшипника через отверстие в опорной плите выходит с ее обратной стороны и внутри него установлена втулка, фланец которой закреплен на дне тормозного барабана, а втулка посредством шлицевого соединения прикреплена к промежуточному валу сцепления.

www.findpatent.ru

Трансмиссия гусеничного трактора

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно к гусеничным тракторам. Трансмиссия гусеничного трактора содержит две объемные гидравлические передачи. Каждая из них включает в себя регулируемый насос и гидромотор, гидравлически соединенные напорной и всасывающей гидролиниями. Насосы кинематически соединены с двигателем, а гидромоторы - с ведущими звездочками. Звездочки кинематически соединены между собой дополнительным зубчатым механизмом. Этот механизм состоит из соединенных между собой первого колеса, которое свободно установлено на валу, соединяющем первый гидромотор с первой звездочкой, второго колеса, которое установлено на валу, соединяющем двигатель с валом отбора мощности, третьего колеса, которое жестко установлено на валу, соединяющем второй гидромотор со второй звездочкой. Первое колесо связано с валом через муфту, а напорные гидролинии обеих передач соединены запорным клапаном. Технический результат заключается в устранении погрешности механизма управления передаточными числами правого и левого бортов, улучшении прямолинейности движения. 1 ил.

 

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно к гусеничным тракторам.

Известна трансмиссия трактора, содержащая коробку передач, вторичные валы которой одинаковы, и каждый из них имеет по четыре ступенчато переключаемые передачи («Трактор Т-150 (устройство и эксплуатация)». Под ред. Б.П.Кашубо, М., «Колос», 1978 г., стр.99-107, 247).

К недостаткам этой трансмиссии следует отнести ступенчатость изменения передаточного числа трансмиссии и невозможность получения бесступенчатой трансмиссии при такой схеме.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является трансмиссия гусеничной самоходной машины (Богдан Н.В. «Гидропневмоавтоматика и гидропривод мобильных машин. Пневматические и гидравлические системы», Мн., Ураджай, 2002 г., стр.304-305, рис.9.5 б), содержащая две объемные гидравлические передачи, включающие каждая из них регулируемый насос и гидромотор, гидравлически соединенные напорной и всасывающей гидролиниями, при этом насосы кинематически соединены с двигателем, а гидромоторы кинематически соединены с ведущими звездочками.

Недостатком этой трансмиссии является ухудшение прямолинейности движения трактора из-за погрешностей механизмов управления передаточными числами правого и левого бортов, неодинаковых значений объемного КПД гидроприводов, возможных неодинаковых нагрузок обоих бортов.

Задачей изобретения является устранение недостатка, связанного с погрешностью механизма управления передаточными числами правого и левого бортов, неодинаковым значением объемного КПД гидроприводов, возможными неодинаковыми нагрузками обоих бортов. Устранение влияния указанных недостатков на движение гусеничного трактора с объемным гидроприводом улучшает прямолинейность движения трактора.

Задача решена в трансмиссии гусеничного трактора, содержащей две объемные гидравлические передачи, включающие каждая из них регулируемый насос и гидромотор, гидравлически соединенные напорной и всасывающей гидролиниями, при этом насосы кинематически соединены с двигателем, а гидромоторы кинематически соединены с ведущими звездочками, при этом звездочки кинематически соединены между собой дополнительным зубчатым механизмом, состоящим из соединенных между собой первого колеса, свободно установленного на валу, соединяющем первый гидромотор с первой звездочкой, второго колеса, установленного на валу, соединяющем двигатель с валом отбора мощности, третьего колеса, жестко установленного на валу, соединяющем второй гидромотор со второй звездочкой, причем первое колесо связано с валом через муфту, и напорные гидролинии обеих передач соединены запорным клапаном.

Новым является то, что звездочки кинематически соединены между собой дополнительным зубчатым механизмом, состоящим из соединенных между собой первого колеса, свободно установленного на валу, соединяющем первый гидромотор с первой звездочкой, второго колеса, установленного на валу, соединяющем двигатель с валом отбора мощности, третьего колеса, жестко установленного на валу, соединяющем второй гидромотор со второй звездочкой, причем первое колесо связано с валом через муфту, и напорные гидролинии обеих передач соединены запорным клапаном.

На чертеже изображена схема трансмиссии гусеничного трактора с объемной гидропередачей.

Трансмиссия включает двигатель 1, связанный с редуктором 2, объемные гидроприводы 3 и 4, связанные с редуктором 2, механизм 5 блокировки ведущих звездочек 6 и 7, связанный с редуктором 2, тормозы 8 и 9, кинематически связанные с ведущими звездочками 6 и 7, карданные передачи 10, 11 и 12, кинематически связанные с редуктором 2, главной передачей 13 и механизмом 14 отбора мощности, бортовые редукторы 15 и 16, связанные с главной передачей 13 и звездочками 6 и 7. Гидроприводы 3 и 4 содержат регулируемые насосы 17 и 18 и гидромоторы 19 и 20, соединенные напорными 21 и 22 и всасывающими гидролиниями 23 и 24 соответственно. Напорные гидролинии 21 и 22 соединены запорным клапаном 25. Насосы 17 и 18 соединены с двигателем 1 с помощью шестерен 26, 27 и 28. Валы 29 и 30 гидромоторов 19 и 20 соединены муфтами 31 и 32 и шестернями 33, 34, 35 и 36 с валами 37 и 38. Механизм 5 блокировки ведущих звездочек 6 и 7 содержит шестерни 39, 40 и 41. Шестерня 39 установлена подвижно на валу 37 и соединена с ним муфтой 42. Шестерня 41 неподвижно закреплена на валу 38. Шестерня 40 подвижно установлена на валу 43 и служит для соединения шестерен 39 и 41.

Работает трансмиссия следующим образом. При прямолинейном движении трактора поток мощности от двигателя 1 через шестерни 26, 27 и 28 раздваивается и поступает на насосы 17 и 18 правого и левого объемных гидроприводов 3 и 4. От насосов 17 и 18 поток мощности поступает в гидромоторы 19 и 20 и далее через муфты 31, 32 и шестерни 33, 34, 35 и 36, валы 37 и 38, карданные передачи 10 и 12, главную передачу 13 и бортовые редукторы 15 и 16 на ведущие звездочки 6 и 7.

Для улучшения прямолинейности движения трактора включается муфта 42 и вращение валов 37 и 38 синхронизируется. Для исключения перегрузки одного из объемных гидроприводов при включении муфты 42 одновременно включают и запорный клапан 25, соединяя напорные гидролинии 23 и 24 обоих гидроприводов. Нагрузка обоих гидроприводов 3 и 4 при этом выравнивается и перегрузка одного из них исключается.

Для изменения направления движения трактора, например, вправо поворотом рулевого колеса (не показано) сначала выключаются муфта 42 и запорный клапан 25, затем уменьшается подача насоса 17, и при требовании сохранения постоянства скорости центра масс трактора увеличивается на такую же величину подача насоса 18. Чем больше поворот рулевого колеса, тем больше разность подач насосов 17 и 18 в гидромоторы 19 и 20 и больше разность в скоростях вращения ведущих звездочек 6 и 7. При этом средняя скорость движения трактора не уменьшается и не происходит разрыва потока передаваемой мощности, что очень важно для трактора. При повороте рулевого колеса в другую сторону уменьшается подача насоса 18 и увеличивается подача насоса 17, обеспечивая необходимое изменение направления движения трактора.

При буксировке трактора муфты 31 и 32 выключаются и поворот трактора осуществляется включением одного из тормозов 8 или 9.

Трансмиссия гусеничного трактора, содержащая две объемные гидравлические передачи, включающие каждая из них регулируемый насос и гидромотор, гидравлически соединенные напорной и всасывающей гидролиниями, при этом насосы кинематически соединены с двигателем, а гидромоторы - с ведущими звездочками, отличающаяся тем, что звездочки кинематически соединены между собой дополнительным зубчатым механизмом, состоящим из соединенных между собой первого колеса, свободно установленного на валу, соединяющем первый гидромотор с первой звездочкой, второго колеса, установленного на валу, соединяющем двигатель с валом отбора мощности, третьего колеса, жестко установленного на валу, соединяющем второй гидромотор со второй звездочкой, причем первое колесо связано с валом через муфту, а напорные гидролинии обеих передач соединены запорным клапаном.

www.findpatent.ru

 

Полезная модель относится к транспортным средствам, в частности, к трансмиссиям гусеничных тракторов. Трансмиссия гусеничного трактора, включает силовой привод, муфту сцепления, раздаточную коробку с гидронасосом, коробку передач, механизм поворота дифференциального типа, выполненный в отдельном корпусе и имеющий два выходных вала, на которых установлены тормоза и которые соединены карданными валами с конечными передачами. Механизм поворота состоит из двух суммирующих планетарных механизмов, ведущие элементы (эпициклические шестерни) которых соединены с выходным валом коробки передач, а ведомые элементы жестко соединены с выходными валами, регулирующие элементы (солнечные шестерни) соединены с возможностью разъединения с гидродвигателем таким образом, что они вращаются в разные стороны. При этом гидродвигатель гидравлически соединен с гидронасосом.

Полезная модель относится к трансмиссии транспортных средств, преимущественно, к гусеничным тракторам.

Известна трансмиссия гусеничной машины, содержащая силовой привод, соединенный с коробкой передач, выходной вал которой соединен с главным валом, на котором установлены коронные шестерни суммирующих планетарных передач, водила которых соединены через конечные передачи с ведущими колесами, а солнечные шестерни соединены друг с другом через паразитную шестерню и связаны с водилом одного из двух планетарных рядов механизма поворота через дополнительную шестерню, коронные шестерни механизма поворота снабжены тормозами, а солнечные шестерни соединены друг с другом и с валом силового привода (а.с. СССР №428973, МКИ В 62 Д 11/10 от 31.03.71 г., «Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки», №19, 1974 г.

Недостатком известной трансмиссии является ее конструктивная сложность.

Известна также трансмиссия колесного трактора «Беларус» МТЗ-80, содержащая кинематически соединенные силовой привод, раздаточную коробку с гидронасосом, коробку передач, главную передачу с дифференциалом, конечные передачи и тормоза. «Каталог деталей тракторов «Беларусь» МТЗ-100 и др. Минск, «Ураджай», 1988 г. рис.130.

Недостатком этой трансмиссии является невозможность обеспечения бесступенчатого радиуса поворота для гусеничных тракторов и большие энергозатраты на поворот.

В основу предлагаемого технического решения положена задача создания трансмиссии для гусеничного трактора, выполненной на базе основных узлов колесного трактора и обеспечивающей бесступенчатый радиус поворота.

Согласно предлагаемому техническому решению достижение поставленной задачи осуществляется тем, что в трансмиссии, содержащей кинематически соединенные силовой привод, раздаточную коробку с гидронасосом, коробку передач, конечные передачи и тормоза, коробка передач дополнительно содержит дифференциальный механизм поворота, включающий установленные в отдельном закрепленном на коробке передач корпусе два суммирующих планетарных ряда, ведущие элементы (эпициклические шестерни) кинематически соединены с выходным валом коробки передач, а выходные валы ведомых элементов (водила) соединены с конечными передачами соответствующего борта, регулирующие элементы (солнечные шестерни) кинематически соединены с возможностью разъединения с жестко закрепленным на корпусе механизма поворота гидродвигателем гидрообъемной передачи таким образом, что они вращаются в разные стороны, а гидродвигатель гидравлически соединен с гидронасосом раздаточной коробки, при этом тормоза установлены на выходных валах механизма поворота.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения являются наличие в кинематической схеме трансмиссии механизма поворота, содержащего установленные в отдельном закрепленном на коробке передач корпусе два суммирующих планетарных ряда, ведущие эпициклические шестерни которых соединены с выходным валом коробки передач, а выходные валы ведомых элементов соединены с конечными передачами соответствующего борта, и регулирующие элементы, кинематически соединенные с возможностью разъединения с выходным валом установленного на корпусе механизма поворота гидродвигателя таким образом, что они вращаются в разные стороны, при этом гидродвигатель гидравлически соединен с гидронасосом раздаточной коробки, а тормоза установлены на выходных валах механизма поворота.

Выполнение механизма поворота в отдельном корпусе и размещение его между коробкой передач и конечными передачами позволяет использовать для

трансмиссии гусеничного трактора основные узлы серийного колесного трактора. Конструкция механизма поворота дифференциального типа с использованием гидрообъемного привода для регулирующего элемента позволяет осуществлять бесступенчатый поворот трактора практически с любым радиусом без разрыва потока мощности, что значительно повышает производительность трактора и снижает утомляемость экипажа. Выполнение тормозов на выходных валах механизма поворота позволяет управлять поворотом трактора при буксировке после разъединения гидродвигателя с регулирующими элементами.

На фигуре изображена кинематическая схема трансмиссии гусеничного трактора.

Трансмиссия гусеничного трактора включает двигатель 1, муфту сцепления 2, раздаточную коробку 3 с регулируемым гидронасосом 4, коробку передач 5, механизм поворота 6,тормоза 7, карданные валы 8, конечные передачи 9 и ведущие звездочки 10. Механизм поворота 6 состоит из закрепленного на коробке передач 5 корпуса 11, в котором установлены два дифференциальных планетарных механизма 12. Эпициклические шестерни 13 планетарных рядов соединены шестернями 14 с шестерней 15, установленной на выходном валу коробки передач 5. Водила 16, являющиеся ведомым элементом планетарных рядов, жестко установлены на выходных валах 17 механизма поворота 6. Солнечные шестерни 18, являющиеся регулирующим элементом, соединены между собой шестернями 19 и с шестерней 20, установленной на валу гидрообъемного двигателя 21 с возможностью осевого перемещения. Гидродвигатель 21 соединен гидроприводами 22 и 23 с гидронасососм 4.

При прямолинейном движении трактора поток мощности поступает от двигателя 1 через муфту 2 на раздаточную коробку 3 для привода гидронасоса 4 и на коробку передач 5, из которой - на механизм поворота 6. В механизме поворота поток мощности раздваивается и в равных значениях поступает на эпициклические шестерни 13 правого и левого дифференциальных

планетарных механизмов 12. В гидрообъемной передаче насос 4 не создает давления и гидродвигатель 21 застопорен, а вместе с ним застопорены солнечные шестерни 18 планетарных механизмов.

Следовательно, выходные валы 17 и ведущие звездочки 10 вращаются с одинаковой скоростью.

Для изменения направления движения трактора поворотом рулевого колеса включается подача рабочей жидкости от гидронасоса 4 к гидродвигателю 21 по гидропроводу 22. При этом мощность от двигателя на механизм поворота передается двумя потоками: один через коробку передач на эпициклы 13 планетарных механизмов, а второй - через гидрообъемную передачу от гидродвигателя 21 через шестерни 20 и 19 на солнечные шестерни 18. Учитывая, что солнечные шестерни 18 вращаются в разные стороны, в одном из планетарных механизмов происходит суммирование скоростей вращения эпицикла и солнечной шестерни на водиле, а во втором - вычитание скоростей на ту же величину. Вследствие этого скорость вращения одного из выходных валов 17 и связанной с ним ведущей звездочки 10 увеличивается, а скорость другой уменьшается на ту же величину. Чем больше поворот рулевого колеса, тем больше рабочей жидкости поступает из насоса в гидродвигатель и тем больше разность в скоростях вращения ведущих звездочек. При этом средняя скорость движения трактора не уменьшается и не происходит разрыва потока передаваемой мощности, что очень важно для трактора.

При повороте рулевого колеса в другую сторону рабочая жидкость подается от насоса по гидроприводу 23 и гидродвигатель вращается в противоположную сторону, обеспечивая необходимое изменение направления движения трактора.

При буксировке трактора шестерня 20 выводится из зацепления с шестернями 19, а поворот трактора осуществляется торможением одного из выходных валов 17.

Трансмиссия гусеничного трактора, содержащая кинематически соединенные силовой привод, раздаточную коробку с гидронасосом, коробку передач, конечные передачи и тормоза, отличающаяся тем, что коробка передач дополнительно снабжена дифференциальным механизмом поворота, включающим установленные в отдельном закрепленном на коробке передач корпусе два суммирующих планетарных ряда, ведущие элементы которых кинематически соединены с выходным валом коробки передач, а выходные валы ведомых элементов соединены с конечными передачами соответствующего борта, и регулирующие элементы, кинематически соединенные с возможностью разъединения с жестко закрепленным на корпусе механизма поворота гидродвигателем гидрообъемной передачи таким образом, что они вращаются в разные стороны, при этом гидродвигатель гидравлически соединен с гидронасосом раздаточной коробки, а тормоза установлены на выходных валах механизма поворота.

poleznayamodel.ru

Трансмиссия гусеничного трактора

 

Использование: в гусеничных транспортных средствах. Сущность изобретения: трансмиссия содержит связанную с двигателем муфту сцепления, на валу которой установлена ведущая шестерня раздаточного редуктора. Ведомые шестерни редуктора связаны с тороидальными передачами, оси которых расположены параллельно продольной оси трактора. Трансмиссия снабжена редукторами-удвоителями диапазонов передачи. Ведущие валы редукторов-удвоителей связаны с ведомыми элементами тороидных передач. Каждый ведущий вал оснащен свободно установленным блоком шестерен, свободно установленными шестернями переднего и заднего хода соединяемыми с валом посредством управляемой зубчатой муфты. Каждый ведомый вал оснащен блоком шестерен и шестерней, свободно установленными и соединяемыми посредством управляемой зубчатой муфты, тормозом и шестерней главной передачи. Шестерни переднего и заднего хода сопряжены с блоком шестерен ведомого вала. Блок шестерен ведущего вала сопряжен с шестерней ведомого вала. Трансмиссия имеет вал отбора мощности. 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям трансмиссий, применяемых преимущественно на гусеничных тракторах.

Известна трансмиссия гусеничного трактора, содержащая связанную с двигателей муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, фрикционную тороидную передачу, выполняющую функцию бесступенчатой коробки передач, конические шестерни главной передачи, фрикционные механизмы поворота, тормозы и конечные передачи [1]. Основные недостатки известной трансмиссии, принимаемой в качестве аналога: ограниченные функциональные возможности трансмиссии, обусловленные наличием лишь одного диапазона изменения передаточных чисел трансмиссии, а следовательно, и скорости движения трактора на переднем и заднем ходу, а также невозможностью использовать фрикционную тороидную передачу в качестве бесступенчатого механизма поворота гусеничного трактора; невысокие долговечность и надежность бесступенчатой фрикционной тороидной передачи, обусловленные необходимостью работы последней на прямом и реверсивном режимах; что значительно увеличивает интенсивность износа фрикционных рабочих поверхностей ее элементов - торов и роликов. Известна трансмиссия гусеничного трактора, содержащая связанную с двигателем муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, конические шестерни главной передачи, блок из двух фрикционных тороидных передач, выполняющий функции бесступенчатой коробки передач и бесступенчатого механизма поворота, тормоза, бортовые редукторы и конечные передачи [2]. Известная трансмиссия по своей технической сущности является наиболее близкой к предлагаемому изобретению и принята в качестве прототипа. Основные недостатки прототипа: ограниченные функциональные возможности, обусловленные наличием лишь одного диапазона изменения передаточных чисел трансмиссии, а следовательно, и скоростей движения трактора на переднем и заднем ходу, отсутствием независимого и синхронного приводов вала отбора мощности; недостаточная надежность и долговечность трансмиссии, обусловленная большой вероятностью поломки трансмиссии из-за преждевременного повреждения и износа фрикционных рабочих поверхностей тороидных передач вследствие необходимости работы их на прямом и реверсивном режимах. Это происходит потому, что редуктор реверса расположен в трансмиссии перед блоком из двух фрикционных тороидных передач и на переднем и заднем ходу трактора элементы вышеупомянутых тороидных передач меняют направление вращения, что значительно увеличивает интенсивность износа фрикционных рабочих поверхностей ее элементов - торов и роликов. Кроме того изменение направления вращения элементов фрикционных тороидных передач при движении трактора задним ходом значительно усложняет конструкцию узлов управления машиной; значительные габариты и все трансмиссии, обусловленные тем, что фрикционные тороидные передачи работают на большом крутящем моменте (размещены в трансмиссии после главной передачи) и расположены поперек продольной оси соосно друг другу. В совокупности с бортовыми и конечными передачами это значительно увеличивает габариты трансмиссии по ширине и массу машины. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей, повышение надежности, долговечности и уменьшение габаритов трансмиссии, а следовательно, трактора в целом. Поставленная цель достигается тем, что в трансмиссии, содержащей связанную с двигателем муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, конические шестерни главной передачи, блок из двух фрикционных тороидных передач, тормоза, бортовые редукторы и конечные передачи, оси фрикционных тороидных передач расположены параллельно продольной оси трактора, трансмиссия снабжена связанным с блоком тороидных передач раздаточным редуктором, состоящим из свободно установленной на валу муфты сцепления и соединяемой с ним посредством управляемой зубчатой муфты ведущей шестерни и ведомых шестерен, валом отбора мощности, обеспечивающим синхронный и независимый привод, и редукторами удвоителями диапазонов передач переднего и заднего хода, ведущие валы которых связаны с ведомыми элементами тороидных передач. Каждый ведущий вал оснащен свободно установленным блоком шестерен, свободно установленными соединяемыми с валом посредством управляемой зубчатой муфты шестернями переднего и заднего хода. Каждый ведомый вал оснащен блоком шестерен и шестерней, свободно установленными и соединяемыми с валом посредством управляемой зубчатой муфты, тормозом и шестерней главной передачи, при этом шестерни переднего и заднего хода сопряжены с блоком шестерен ведомого вала. Блок шестерен ведущего вала сопряжен с шестерней ведомого вала. Вал отбора мощности расположен параллельно ведомым валам редукторов-удвоителей и связан с одним из них посредством жестко установленной на ведомом валу шестерни синхронного привода и зубчатой муфты, а с двигателем - посредством шестерен и зубчатых муфт. Наличие в предлагаемом техническом решении отличительных признаков в сравнении с прототипом свидетельствует о его соответствии критерию "новизна". Сопоставительный анализ отличительных признаков предлагаемого технического решения, проведенный по имеющейся патентной и научно-технической литературе, показал, что признаки, характеризующие привод ВОМ известен. Остальные признаки в известных конструкциях не обнаружены. Это свидетельствует о соответствии предложенного технического решения критерию "существенные отличия". Изобретение позволяет значительно расширить функциональные возможности трансмиссии, а следовательно, и гусеничного трактора в целом. Трансмиссия обеспечивает получение по меньшей мере двух диапазонов передач, внутри которых скорости движения трактора изменяются бесступенчато на переднем и заднем ходу, независимого и синхронного приводов вала отбора мощности. Трансмиссия обеспечивает поворот трактора практически с любым фиксированным радиусом поворота (радиусы зависят от передаточных чисел, которые обеспечиваются фрикционными тороидными передачами, передающими мощность ведущим звездочкам по бортам трактора). Повышаются надежность и долговечность трансмиссии вследствие того, что элементы фрикционных тороидных передач вращаются всегда в одном направлении вне зависимости от того, движется трактор передним или задним ходом. При этом упрощается конструкция узлов управления фрикционными тороидными передачами, а следовательно, и машиной. Вследствие того, что фрикционные тороидные передачи работают на значительно меньшем крутящем моменте и расположены параллельно продольной оси трактора, существенно уменьшаются габариты блока фрикционных тороидных передач, а следовательно, трансмиссии и трактора в целом (крутящий момент, на котором работают фрикционные тороидные передачи, поскольку они размещены перед редуктором-удвоителем и главной передачей трактора, по меньшей мере на порядок меньше, чем в прототипе). Компоновка трансмиссии позволяет улучшить развесовку трактора путем размещения блока тороидных передач на большем расстоянии от ведущего колеса, чем это сделано в трансмиссии, принятой за прототип. Тем самым улучшаются тягово-сцепные показатели гусеничного трактора. Вышеизложенное говорит о том, что предложенное техническое решение соответствует критерию "положительный эффект". На чертеже показана кинематическая схема трансмиссии. Трансмиссия гусеничного трактора содержит муфту сцепления 1, связанную с двигателем 2. На ведомом валу 3 муфты сцепления 1 свободного установлена ведущая шестерня 4 раздаточного редуктора 5, соединяемая с валом 3 посредством управляемой зубчатой муфты 6. Шестерня 4 сопряжена с ведомыми шестернями 7, которые связаны с блоком 8 из двух фрикционных тороидных передач, состоящих из ведущих 9 и ведомых 10 элементов (торов) и контактирующего с ними управляемого элемента 11 (ролика), посредством поворота которого вокруг оси 0 осуществляется изменение передаточного числа. Оси фрикционных тороидных передач расположены параллельно друг другу и продольной оси трактора. Ведомые элементы 10 блока 8 фрикционных тороидных передач соединены с ведущими валами 12 редукторов-удвоителей 13 диапазонов передач переднего и заднего хода. На валах 12 свободно установлены ведущие шестерни 14 передач заднего хода, ведущие шестерни 15 передач переднего хода и блоки шестерен 16. Шестерни 14 и 15 попеременно в зависимости от необходимости движения трактора передним или задним ходом соединяются с валом 12 посредством управляемой зубчатой муфты 17. На ведомых валах 18 редукторов-удвоителей 13 свободно установлены блоки шестерен 19, 20, 21 и шестерни 22, жестко установлены шестерня 23 синхронного привода вала отбора мощности и ведущие конические шестерни 24 главной передачи. На валах 18 размещены также тормоза 25. Блоки шестерен 19, 20 и 21 и шестерни 22 соединяются с валами посредством управляемых зубчатых муфт 26. Шестерни 14 связаны с шестернями 19 через промежуточные шестерни 27, свободно установленные на осях 28, закрепленных на корпусе редукторов-удвоителей 13, а шестерни 15 и блоки шестерен 16 непосредственно связаны соответственно с шестернями 20 и 21, 22. Ведущие конические шестерни 24 связаны с ведомыми шестернями 29 и посредством них и валов, на которых они установлены. - с шестернями 30 и 31 бортовых передач 32 и шестернями 33, 34, 35 конечных передач 36 и далее с ведущими звездочками 37 гусеничного трактора. Вал привода ВОМ 38, размещенный параллельно ведомым валам 18 редукторов-удвоителей 13 и снабженный управляемым планетарным редуктором 39 с выходным хвостовиком, состоит из вала 40 независимого привода ВОМ, выполненного разрезным, и вала 41 синхронного привода. Вал 38 соединяется попеременно с валами 40 и 41 посредством двойной управляемой зубчатой муфты 42. На валу 40 независимого привода ВОМ свободно установлены шестерни 43 и 44, соединяемые попеременно с валом 40 посредством двойной управляемой зубчатой муфты 45. Шестерни 43 и 44 связаны с шестернями 46 и 47, соединенными с ведущими элементами муфты сцепления 1 для обеспечения получения в независимом приводе ВОМ двух чисел оборотов хвостовиков, соответствующих ГОСТу. На валу 41 синхронного привода ВОМ жестко установлена шестерня 48, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 23 вала 18 и, обеспечивающая совместно с последней синхронный привод вала отбора мощности. Трансмиссия гусеничного трактора работает следующим образом. Мощность от двигателя 2 подводится к ведущим элементам муфты сцепления 1, связанным с шестерными 46 и 47 независимого привода ВОМ, и ее ведомому валу 3, который после запуска двигателя посредством управляемой зубчатой муфты 6 соединяется с установленной на нем свободно ведущей шестерней 4 раздаточного редуктора 5. От шестерни 4 через ведомые шестерни 7 раздаточного редуктора 5 мощность передается ведущим элементам (торам) 9 блока фрикционных тороидных передач 8 и далее через управляющий элемент (ролик) 11 ведомым элементам (торам) 10. С ведущими 9 и ведомыми 10 элементами управляемый элемент 11 контактирует постоянно, и передача мощности (вращения) осуществляется за счет сил трения, возникающих в точках контакта ведущих управляемых и ведомых элементов. Изменение скоростей движения трактора осуществляется посредством одновременного поворота в одну сторону управляемых элементов 11 вокруг оси 0 обеих фрикционных тороидных передач блока 8. Управляемые элементы (ролики) 11 могут быть выведены на разные или одинаковые радиусы контакта с ведущими 9 и ведомыми 10 элементами (показано пунктиром), в результате чего последние будут вращаться с разными числами оборотов. Передачи могут работать как в ускоряющем режиме, когда радиус контакта роликов 11 с ведущими элементами 9 будет больше радиуса контакта роликов 11 с ведомыми элементами 10, так и в замедляющем режиме, когда радиус контакта роликов 11 с ведущими элементами 9 будет меньше радиуса контакта роликов 11 с ведомыми элементами 10) либо равными числами оборотов, когда радиусы контактов равны между собой. Поворот гусеничного трактора осуществляется путем поворота ролика 11 вокруг оси 0 лишь на одной из двух фрикционных тороидных передач блока 8. При этом изменяется скорость вращения одной из гусениц и трактор поворачивает в сторону борта, двигающегося с меньшей скоростью. На переднем и заднем ходу трактора все элементы фрикционных тороидных передач вращаются всегда в одном направлении. От ведомых элементов 10 блока фрикционных тороидных передач 8 мощность передается на ведущие валы 12 редукторов-удвоителей 13 диапазонов передач переднего и заднего хода. При движении трактора передним ходом валы 12 посредством управляемых зубчатых муфт 17 соединяются с шестернями 15, а ведомые валы 18 посредством управляемых зубчатых муфт 26 соединяются либо с шестернями 21 блоков шестерен 19, 20 и 21, либо с шестернями 22. При этом мощность с ведущих валов 12 на ведомые валы 18 передается на первом диапазоне передач через шестерни 15 и 20, либо на втором диапазоне через шестерни 15 и 20, блоки шестерен 16 и шестерни 22. Далее мощность с ведомых валов 18 редукторов-удвоителей 13 передается через конические шестерни 24 и 29 главной передачи, шестерни 30 и 31 бортовых передач 32, шестерни 33, 34 и 35 конечных передач 36 ведущим звездочкам 37 гусеничного трактора. При движении трактора задним ходом валы 12 посредством управляемой зубчатых муфт 17 соединяются с шестернями 21, а ведомые валы 18 посредством управляемых зубчатых муфт 26 соединяются либо с шестернями 21 блоков шестерен 19, 20 и 21, либо с шестернями 22. Мощность с ведущих валов 12 на ведомые валы 18 передается на первом диапазоне передач через шестерни 14, 27 и шестерню 19 блока шестерен 19, 20, 21, либо на втором диапазоне передач через шестерни 14, 27, 19, 21, блоки шестерен 16 и шестерни 22. Далее мощность с ведомых валов 18 редукторов-удвоителей 13 передается ведущим звездочкам 37 гусеничного трактора также как при движении передним ходом. Остановка трактора и его удержание на месте на косогоре осуществляется посредством тормозов 25. При необходимости работы трактора с независимым приводом ВОМ, мощность от двигателя передается через шестерни 46 и 47, связанные соответственно с шестернями 44 и 43, вал 40, с которым в зависимости от необходимого числа оборотов, требуемых по ГОСТ (540 об/мин или 1000 об/мин). Соединяются шестерни 44 и 43 посредством двойной управляемой зубчатой муфты 45 валу 38, снабженному управляемым планетарным редуктором с выходным хвостовиком. С валом 40 вал 38 соединяется посредством двойной управляемой зубчатой муфты 42. При необходимости работы трактора с синхронным приводом ВОМ вал 38 посредством двойной управляемой зубчатой муфты 42 соединяют с валом 41 синхронного привода, отсоединив его одновременного от вала независимого привода 40. При этом мощность от двигателя передается через раздаточный редуктор 5, блок фрикционных тороидных передач 8, ведущий вал 12, ведомому валу 18, с него через шестерню 23 шестерне 48, установленной на валу 41 и далее через муфту 42 валу 38 и установленному на нем управляемому планетарному редуктору 39 с выходным хвостовиком. В сравнении с прототипом заявляемая трансмиссия гусеничного трактора обеспечивает расширение функциональных возможностей, повышение надежности за счет исключения реверсивной работы тороидных передач и уменьшение габаритов по ширине.

Формула изобретения

ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА, содержащая связанную с двигателем муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, конические шестерни главной передачи, блок из двух фрикционных тороидных передач, тормозы, бортовые редукторы и конические передачи, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения габаритов, оси фрикционных тороидных передач расположены параллельно продольной оси трактора, трансмиссия снабжена связанным с блоком тороидных передач раздаточным редуктором, состоящим из свободно установленной на валу муфты сцепления и соединяемой с ним посредством управляемой зубчатой муфты ведущей шестерни и ведомых шестерен, валом отбора мощности, выполненным с возможностью обеспечения синхронного и независимого привода, а также редукторами-удвоителями диапазонов передач переднего и заднего хода, ведущие валы которых связаны с ведомыми элементами тороидных передач, причем каждый ведущий вал снабжен свободно установленным блоком шестерен, свободно установленными соединяемыми с валом посредством управляемой зубчатой муфты шестернями переднего и заднего хода, каждый ведомый вал снабжен блоком шестерен и шестерней, свободно установленными и соединяемыми с валом посредством управляемой зубчатой муфты, тормозом и шестерней главной передачи, при этом шестерни переднего и заднего хода сопряжены с блоком шестерен ведомого вала, блок шестерен ведущего вала сопряжен с шестерней ведомого вала, вал отбора мощности расположен параллельно ведомым валам редукторов-удвоителей и связан с одним из них посредством жестко установленной на ведомом валу шестерни синхронного привода и зубчатой муфты, а с двигателем - посредством шестерен и зубчатых муфт.

РИСУНКИ

Рисунок 1

www.findpatent.ru