Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах. Масло трансмиссии


Масло для коробки передач: функции, особенности, замена

Трансмиссионное масло механика автомат

Как известно, моторное масло играет важнейшую роль и напрямую влияет на работоспособность, ресурс и состояние ДВС. Другими словами, каждый водитель знает, что масло в двигателе нужно менять. При этом замена производится регулярно, также нужно использовать только высококачественные рекомендуемые оригинальные масла или проверенные аналоги.

В этой статье мы поговорим о том, какую роль играет масло в КПП разных типов, почему его нужно менять, когда лучше делать замену, а также какое масло в коробку передач оптимально использовать в том или ином случае.

Читайте в этой статье

Для чего используется масло в КПП и его основные функции

Трансмиссионное масло свойства особенности выбор

Итак, не трудно догадаться, что коробка также работает под нагрузками. Это значит, что сопряженные детали и поверхности нуждаются в качественной и эффективной смазке. Получается, основной задачей масла в КПП является защита от сухого трения.

Что касается МКПП, масло в такой трансмиссии не испытывает сильного нагрева по сравнению с двигателем, нагрузки на большинство деталей также не слишком сильные. По этой причине часть элементов находится в масляной ванне, к другим смазочный материал обычно подается методом разбрызгивания.

Еще отметим, что кроме смазки, масло также выполняет функцию «отвода» лишнего тепла, а также смывает различные загрязнения, продукты износа, отложения, которые формируются в процессе эксплуатации агрегата. Также смазочная жидкость защищает детали коробки от коррозии.

При этом важно понимать, что в АКПП, в отличие от «механики», роль масла куда более значительная. Прежде всего, в коробках автомат используется специальная трансмиссионная жидкость ATF, которая  заметно отличается по свойствам от масел для механических коробок передач.

Кроме основных функций (смазка, очистка и защита поверхностей), трансмиссионная жидкость в автоматической гидромеханической коробке является рабочим телом. Передача крутящего момента от двигателя на коробку происходит в ГДТ, который  фактически является гидромуфтой. При этом масло сильно разогревается (до 90 градусов и выше).

Также за счет масла осуществляется управление работой АКПП, так как жидкость подается под давлением по каналам гидроблока на исполнительные устройства, благодаря чему осуществляется автоматическое переключение передач.  

Виды, свойства и особенности масла для КПП

Масло для КПП свойства подбор Итак, разобравшись с назначением, рассмотрим само трансмиссионное масло. Как и в случае с моторными маслами, такая жидкость для трансмиссии представляет собой базовую основу, в которую добавляется пакет специальных присадок.

Основной задачей  добавок является стабилизация вязкости с учетом различных температур, формирование прочной масляной пленки на деталях для их защиты, моющие свойства, сниженное пенообразование и т.д.

При этом масла для КПП отличаются от моторных, то есть  нельзя использовать масло для двигателя в коробке передач. Что касается базовой основы масла, трансмиссионная жидкость может быть минеральной, синтетической или полусинтетической.

  • Как правило, синтетическая основа получается искусственным путем (синтез), отличается улучшенными характеристиками в плане вязкости, а также имеет увеличенный срок службы (не так быстро окисляется и стареет).

На практике в холодное время года такие жидкости  наилучшим образом сохраняют свою текучесть. При этом важно понимать, что после выхода на рабочую температуру данные смазки сильно разжижаются. В отдельных случаях  могут возникать  утечки через сальники  КПП.

  • Минеральное масло для КПП является «натуральным» нефтепродуктом. Основным его преимуществом является доступная стоимость, особенно на фоне дорогой синтетики. Также такое масло способно сформировать плотную и надежную пленку на деталях и поверхностях.

Однако главным минусом минеральных масел для коробки передач является заметное изменение характеристик вязкости в холодное время года и склонность к быстрой потере полезных свойств (небольшой срок службы).

Минеральная основа густеет на морозе, что ухудшает текучесть, снижается прокачиваемость и т.д. Также такую смазку нужно чаще менять. На деле это может оказывать прямое воздействие на ресурс и качество работы КПП до полного прогрева агрегата (повышается износ, затруднены переключения передач, коробка работает шумно «на холодную» и т.д.).  

  • Полусинтетическая основа представляет собой масло, которое является средним вариантом по основным показателям (в сравнении с минеральным и синтетическим). Простыми словами, полусинтетика  позволяет избавиться от многих недостатков минералки, однако стоит  при этом дешевле синтетических смазок. Срок службы таких продуктов на 25-30 % больше, чем у минеральной основы.

Обратите внимание, в коробку нужно заливать только такое масло, которое рекомендует сам производитель. Также настоятельно не рекомендуется смешивать трансмиссионные масла!

Еще смазочные жидкости для КПП отличаются с учетом типа коробки передач (механика, автомат, робот, вариатор).  Если просто, условно их можно разделить на масла для МКПП (MTF) и АКПП (ATF).

Масло для механики рассчитано на работу именно в агрегатах подобного типа, эффективно смазывает и защищает зубчатые передачи, пары трения, увеличивает срок службы подшипников МКПП и т.д. При этом учитывается способ доставки смазки (масляная ванна и разбрызгивание), так как принудительная подача под давлением на механике встречается редко.

Масло для АКПП отличается тем, что к такой жидкости изначально выдвигаются более высокие требования по сравнению со смазками для МКПП.  Как уже было сказано выше, ATF является специальной гидравлической жидкостью для плавной работы фрикционов, улучшенного отвода тепла и т.д.

Как правило, АТФ имеют более высокий индекс вязкости, в них добавляется специальные присадки, предотвращающие вспенивание. Также ATF менее агрессивна к сальникам и уплотнениям, отличается повышенной стойкостью к окислению.

По этой причине возможно ответить на частый вопрос, можно ли использовать масло для АКПП в МКПП и наоборот. В случае с ATF в механическую коробку, использовать такую жидкость можно, однако возможно возникновение течей, уменьшение ресурса агрегата, выход из строя синхронизаторов и т.д.

Что касается масла в АКПП, в такую коробку нельзя заливать никаких других масел, кроме рекомендуемых самим заводом-изготовителем автомобиля или коробки передач. Более того, зачастую нельзя использовать даже жидкости ATF, которые не имеют соответствующих допусков.

Классификация  трансмиссионных масел масла по вязкости

Классификация трансмиссионных масел

Как и в случае с моторными маслами, масла для КПП классифицируют по степени вязкости SAE и API. Классификация API  для масла КПП предполагает деление всех масел на 7 различных групп. Сегодня наиболее часто используются масла GL-4 и GL-5.

При этом важно понимать, что не всегда GL-4  нужно менять на более современную версию GL-5, так как  после использования такого масла на некоторых КПП преждевременно возникают проблемы с синхронизаторами.

Классификация по SAE позволяет разделить все  масла на три группы. Если просто, речь идет о зимнем, летнем и всесезонном масле для коробки передач. Как правило, сегодня большинство масел являются универсальными, то есть подходят для круглогодичного использования.

Когда менять масло в коробке передач

Когда менять масло в коробке передач

Начнем с того, что в мануалах ко многим современным авто  может быть указано, что коробка необслуживаемая, то есть масло в ней залито на весь срок службы автомобиля.  На практике можно утверждать, что это всего лишь маркетинговый ход.

Другими словами, если необходимо увеличит срок службы агрегата больше 3-4 лет (150 тыс. км), тогда масло в обязательном порядке нужно менять. В случае с механикой, полная замена рекомендуется каждые 60-70 тыс. км. пробега. Если же речь идет об автомате, особенно если это гидромеханическая АКПП или вариатор, тогда масло оптимально полностью менять каждые 40 тыс. км.

Еще добавим, что если автомобиль используется в тяжелых условиях (буксировка прицепа, перевозка грузов, езда по бездорожью, в горной местности, частые режимы максимальных нагрузок и т.п.), тогда  интервал замен нужно сокращать, как минимум, на 30-40%, а также более часто проверять цвет, уровень и состояние масла в коробке передач.

При этом не стоит ждать появления первых признаков проблем с маслом (например, автомат коробка начинает пинаться, толкаться, дергаться или же масло сильно чернеет, мутнеет, загрязнено, пахнет горелым, в КПП появился шум, вой и т.д.). Лучше менять трансмиссионную жидкость по регламенту, а не только в случае острой необходимости.

 

Что в итоге

Как видно, масла для механики и автомата заметно отличаются друг от друга. Также подобные продукты  в рамках своей группы (АTF или MTF) могут иметь разную вязкость, базовую основу, пакеты присадок, свойства и т.д.

По этой причине нужно подбирать наиболее подходящие масла для конкретной КПП в зависимости от типа трансмиссии, а также использовать только качественные оригинальные продукты или проверенные аналоги известных мировых производителей.

Параллельно требуется регулярно контролировать уровень и состояние масла в КПП, избегать смешивания разных масел в случае необходимости долива, регулярно выполнять обслуживание КПП. Такой подходя зачастую позволяет увеличить ресурс агрегата и добиться качественной работы коробки передач на протяжении всего срока службы. 

Читайте также

krutimotor.ru

Какое масло заливать в механическую коробку передач

Какое масло заливать в механическую коробку передач

Как и многие другие нагруженные агрегаты и узлы в устройстве автомобиля, коробка передач также нуждается в смазке. При этом для КПП (в зависимости от типа коробки) используются особые группы трансмиссионных масел.

Что касается механической коробки, даже с учетом надежности и просты по сравнению с аналогами (автомат, вариатор, коробка робот), МКПП нуждается в правильном подборе масла.

Читайте в этой статье

Особенности подбора трансмиссионного масла для «механики»

Масло в МКПП выбор

Итак, вопрос подбора масла для  механической коробки передач на практике является не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, трансмиссия подвержена серьезным нагрузкам в процессе эксплуатации ТС.

Важно понимать, что масло в коробке передач смазывает элементы КПП, защищая детали от механического износа. Еще одной функцией является удаление продуктов износа и загрязнений, защита от коррозии, обеспечение мягкости и плавности работы агрегата и т.д.

Во время работы механической коробки шестерни, валы, подшипники и другие составные элементы контактируют друг с другом, на сопряженные поверхности воздействуют силы трения, возникают ударные нагрузки. Также следует отметить, что детали внутри коробки передач подвержены определенному нагреву.

При этом подача масла к подшипникам, шестерням и другим элементам на механических КПП обычно не принудительная. Это значит, что одни детали просто погружены в масляную ванну, к другим смазка поступает в результате разбрызгивания. Исключением является техника, где предполагаются крайне высокие нагрузки на трансмиссию. В таких коробках масло подается в коробку передач принудительно под давлением.

В любом случае, с учетом нагрузок и условий работы, трансмиссионное масло должно иметь определенные свойства и характеристики. Простыми словами, масло для коробки передач представляет собой масляную основу и пакет специальных присадок для увеличения срока службы смазки, сохранения необходимых свойств и т.д.

Виды и типы трансмиссионных масел

Выбор трансмиссионного масла

Сразу отметим, как и в случае с ДВС, масла для МКПП бывают:

  • минеральными;
  • полусинтетическими;
  • синтетическими;

Это значит, что в «механику», в отличие от автоматических КПП, в ряде случаев можно заливать не только дорогое синтетическое, но и более доступное по цене минеральное масло. Однако нужно учитывать, что каждый вид трансмиссионного масла для механической коробки передач имеет как свои плюсы, так и минусы. Давайте остановимся на этом более подробно.

  • Минеральное масло в коробку передач является наиболее доступным по цене. При этом качество таких масел зачастую остается на низком уровне, хотя производители активно добавляют в их состав большое количество химических присадок.

Также следует отметить, что при понижении температуры минеральное масло заметно теряет свою текучесть и попросту вязнет. В результате до прогрева коробки передачи могут включаться с трудом, отмечается нечеткое включение передач и т.д. Еще специалисты отмечают, что средний срок службы таких смазочных материалов на 30-40% меньше по сравнению с синтетикой.

  • Синтетическое трансмиссионное масло для механических коробок обладает высокой текучестью даже при низких температурах. Это значит, что такая смазка универсальная, подходит как для летнего, так и для зимнего периода. Зимой коробка  с залитой синтетикой будет работать «мягче», передачи легко включаются.

При этом минусом использования синтетического масла в механической коробке является то, что такая смазка жидкая, после прогрева КПП возможны утечки через сальники и прокладки.

  • Полусинтетическое трансмиссионное масло для МКПП является продуктом, который отличается усредненными показателями. Если просто, полусинтетика лучше  минерального масла, однако уступает по сроку службы и ряду свойств синтетическим маслам.

При этом многие автолюбители останавливают свой выбор именно на данном типе смазочных материалов, так как они представляют собой оптимальное соотношение по качеству и цене.

Рекомендуемое масло в коробку: механическая КПП

Масло в механическую коробку передач

Трансмиссионное масло, как и моторное, делится по классам вязкости SAE на три основные группы: летние, зимние и всесезонные. Если просто, смазочные жидкости отличаются по температурным показателям, при которых их можно использовать.

С учетом того, что современные продукты в большинстве всесезонные, показатели вязкости при высоких и низких температурах обозначены цифробуквенным обозначением (например, 75W-80, 85W-90 и т.д.).

Первая цифра указывает на самые низкие температуры, при которых масло не потеряет своих свойств, тогда как вторая аналогичным образом указывает на самые высокие температуры. Например, индекс вязкости 85W-90 говорит о том, что масло будет оставаться в должной мере текучим до -12 градусов, а максимально высоким порогом является отметка в + 45 градусов. 

Следующим параметром, на который нужно обратить внимание,  является маркировка API. В случае с трансмиссионными маслами, как правило, встречается обозначение GL (например, GL-3, GL-4).

В двух словах, обозначение GL указывает на качество масла, на его противоизносные, защитные, моющие и другие свойства. При этом чем большей окажется цифра в обозначении, тем лучшим будет качество масла (GL-1 минеральная смазка без пакета присадок, GL-3 предполагает наличие противоизносных присадок, GL-4 представляет собой продукт с расширенным пакетом добавок и т.д.).

В случае с современными автомобилями зачастую используются продукты GL-4 и GL-5. Такие масла хорошо подходят для средних и повышенных нагрузок. Крайне редко может использоваться тип GL-6, который рассчитан на предельные нагрузки и высокий крутящий момент.

Чтобы ответить на вопрос, какое масло заливается в коробку передач, прежде всего, нужно изучить мануал.  В инструкции  по эксплуатации производитель отдельно указывает, какое масло можно использовать.

На практике оптимальным и универсальным вариантом для МКПП  на большинстве относительно «свежих» авто с механикой является трансмиссионное масло 75W-90 GL-4. При этом в старые автомобили может потребоваться заливать GL-3 или GL-2.

Также некоторые специалисты указывают, что GL-4 лучше лить в авто с передним приводом, тогда как GL-5 заливают в заднеприводные автомобили. Еще отметим, что в некоторые коробки передач не рекомендуется заливать смазку GL-5.

Казалось бы, это улучшенная версия GL-4, но после использования подобных масел были отмечены случаи возникновения проблем с синхронизаторами МКПП на некоторых моделях, причем как корейского, японского и американского, так и европейского производства.

Советы и рекомендации

Как видно, при выборе трансмиссионного масла важно не допустить ошибок в том случае, если планируется замена масла в механической коробке передач. Первым делом, следует изучить мануал, опираясь на те рекомендации, которые указывает сам производитель ТС.

Выбирать смазочную жидкость рекомендуется с учетом масляной основы и вязкости. Также нужно делать поправку на то, при каких температурах будет использоваться автомобиль, какие нагрузки испытывает трансмиссия и т.д.  

Также не лишним будет обратиться за помощью к специалистам на СТО, так как рынок ГСМ развивается, производители масел для двигателей и коробок передач постоянно предлагают новые решения, усовершенствованные масла, используют доработанные пакеты присадок.

Что касается вопроса, как часто нужно менять масло в МКПП, а также что учитывать при его замене, в среднем, рекомендуется менять смазку в механической КПП каждые 60 тыс. км. Еще следует помнить, что при замене масла в механической коробке передач полностью слить отработку не удается. Это значит, что происходит смешивание старого и нового масла, то есть нужно обращать внимание на совместимость продуктов.

Например, настоятельно не рекомендуется смешивание минеральной основы с синтетической, возможны негативные последствия после смешивания «минералки» и полусинтетики и т.д. Если владелец переходит с одного типа масла на другой, следует акцентировать на этом внимание при подборе смазочного материала для КПП.

Читайте также

krutimotor.ru

Можно ли лить моторное масло в коробку передач

Можно ли залить моторное масло в коробку передач

В процессе эксплуатации транспортного средства с различными типами ДВС и КПП владельцы нередко сталкиваются с необходимостью смешивания масел и технических жидкостей. Как правило, сложности возникают в процессе замены или долива как моторного, так и трансмиссионного масла.

Что касается трансмиссии, автолюбители в ряде случаев интересуются, можно ли залить моторное масло в коробку, мосты, редукторы и т.д. Это обусловлено тем, что современные моторные масла рассчитаны на большие нагрузки, а также содержат в себе расширенные пакеты активных химических присадок для работы в самых тяжелых условиях. Давайте разбираться.

Читайте в этой статье

Моторное масло в МКПП

Моторное масло в КПП

Сразу отметим, что если речь идет об автоматических гидромеханических коробках (АКПП или вариатор), в этом случае от попыток заливать моторное масло лучше сразу отказаться даже в случае критического понижения уровня жидкости в трансмиссии при различных неисправностях.

Дело в том, что такая коробка может выйти из строя или некорректно работать даже на специальных жидкостях ATF, которые не рекомендованы производителем для того или иного типа АКПП или CVT.

Что касается МКПП и роботизированных коробок, в этом случае использование моторного масла на первый взгляд может показаться вполне возможным. Более того, на некоторых автофорумах встречается информация, что автолюбители активно экспериментируют, используя  масло для двигателя в КПП, заливают Dexron в МКПП и т.д.

  • Итак, прежде всего, сами изготовители отдельно производят моторные и трансмиссионные масла. При этом характеристики различных смазочных жидкостей из той и другой группы заметно отличаются.

Масло для КПП и двигателя отличается по индексу вязкости, а также имеет разный пакет присадок, который обеспечивает необходимые для нормальной работы агрегатов свойства. Однако многие владельцы машин с передним приводом, заднеприводной классики ВАЗ и старых иномарок утверждают, что использовать масло для ДВС в МКПП можно без всяких последствий.

Главным аргументом является известный факт, что на начальном этапе в первые модели ВАЗ с передним приводом прямо на заводе в коробку лили именно моторное масло. При этом детальное изучение этого вопроса позволяет сделать вывод, что в то время на производстве попросту имелись проблемы с наличием специального масла для трансмиссии. Получается, такой шаг производителя  вполне можно считать вынужденной мерой.

Также нужно учитывать, что само устройство трансмиссии на разных авто может отличаться. Это значит, что если использование моторного масла в коробке ВАЗ может и не привести к очевидным проблемам, этого никак нельзя сказать об иномарках, причем даже сравнительно старых.

  • Идем далее. Если рассмотреть вопрос характеристик, нужно учесть, чем отличается трансмиссионное масло от моторного. Даже с учетом того, что базовая основа может быть одинаковой (минеральное масло, синтетика или полусинтетика), количество и виды присадок в составе сильно отличаются.

Вполне очевидно, что смазочные жидкости разрабатываются с учетом условий, в которых им  будет нужно работать. При этом моторное масло  предполагает работу в более тяжелых условиях,  чем  трансмиссионные жидкости и другие смазки.

Моторное масло работает в условиях большого нагрева, перепада температур, давления. Также на него воздействуют газы, образующиеся в результате сгорания топлива в цилиндрах. Параллельно в масло попадает бензин или дизельное горючее. В результате происходит ускоренное окисление.

Однако даже в таких условиях на протяжении всего срока службы смазка в двигателе должна эффективно защищать нагруженные пары трения, отводить тепло, смывать и удерживать в себе продукты износа, защищать детали от коррозии и т.д.

  • Что касается трансмиссионных масел, прежде всего, их нужно менять реже, чем моторные. В «механике» масло меняют каждые 60-80 тыс. км пробега, в случае с АКПП даже в тяжелых условиях эксплуатации замена необходима каждые 40 тыс. км.
При этом к жидкостям в гидромеханических АКПП выдвигаются более жесткие требования. Масло в них передает крутящий момент от ДВС на коробку в ГДТ, сильнее нагревается и т.д.

Еще добавим, независимо от типа КПП, в трансмиссии смазка должна обеспечить минимальный износ между парами трения при помощи «плотной» и стойкой масляной пленки, параллельно необходимо снизить потери при трении зубчатых пар, снизить шум во время работы агрегата, предотвратит коррозию, смывать и задерживать продукты износа и т.д. Для получения таких качеств и свойств, используются особые присадки, которые отличаются от тех, которые находятся в составе моторных масел. 

 

Можно ли залить моторное масло в МКПП

Моторное масло в коробку

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что хотя некоторые характеристики и свойства смазок для двигателя и трансмиссии похожи, все равно данные масла относятся к разным группам. При этом на некоторых моделях авто с передним приводом использование моторного масла в КПП допустимо, однако такое использование должно быть кратковременным. Более того, срок службы агрегата может сократиться, как минимум, на треть.

Что касается заднеприводных авто, на практике использование моторного масла, которое является «жидким», недопустимо. Причина –  сильный износ и выход из строя редукторов, причем уже через несколько тысяч км. пробега.

Еще добавим, что в случае необходимости долить масло в КПП в аварийной ситуации, можно вместо трансмиссионных масел использовать моторное. При этом важно понимать, что это крайняя вынужденная мера. С такой смесью в коробке можно разве что добраться до места ремонта, а не эксплуатировать автомобиль.

Смешивать трансмиссионные маслаРекомендуем также прочитать статью о том, можно ли смешивать масла для коробки передач. Из этой статьи вы узнаете о том, совместимы ли трансмиссионные масла между собой, а также что нужно учитывать в случае необходимости смешать такие продукты, отличные по свойствам, разных производителей и т.п.

Напоследок отметим, что если в коробку по тем или иным причинам полностью или частично залито моторное масло, всю жидкость из КПП нужно как можно скорее слить в полном объеме. Далее производится замена масла в коробке передач на такое, которое рекомендовано самим производителем авто.

Читайте также

krutimotor.ru

Рейтинг трансмиссионных масел для МКПП

Покупать масло для МКПП для замены нужно регулярно, так как от него зависит ресурс службы и качество работы сложнейшего механизма в автомобиле. Смазка не позволяет металлическим деталям, контактирующим друг с другом, стираться и получать интенсивный механический износ.

Назначение масла в МКПП

Сначала разберемся, как вообще работает масло в механической коробке передач и для чего оно предназначено. Внутри этого узла скрыты шестерни на валах, которые вращаются благодаря подшипникам. Шестерни взаимодействуют за счет специальных зубьев.

Кроме того, высокое давление в масле с существенным продольным скольжением очень негативно влияет на трансмиссионную жидкость, вызывая разрушение масляной пленки в точках контакта деталей. Все это опасно заеданием металла и его разрушением. Следовательно, масло в МКПП должно иметь определенные рабочие характеристики и быть достаточно долговечным.

к содержанию ↑

Основные свойства смазки

Шестерня коробки в масле

Шестерня коробки в масле

Для устранения негативных влияний окружающей среды и неприятных разрушающих влияний в масло добавляются специализированные присадки. Смазочная жидкость обеспечивает сохранность деталей, а также повышает прочность масляной пленки к разного рода воздействиям. Также важно отметить, что на этапе изготовления шестерен для МКПП и прочих металлических деталей они покрываются слоем фосфата.

В трансмиссионных маслах для механических коробок передач содержатся разные добавки, обеспечивающие множество важных свойств:

  • противоизносные;
  • вязкостно-температурные;
  • антикоррозионные.

Главное отличие масел для МКПП от моторных заключается в том, что добавки перемешиваются в разных пропорциях.

Для усиления масляной пленки и повышения ее прочности в смазку производители добавляют соединения цинка, фосфора, хлора и серы. Благодаря всем им формируются высокопрочные пленки оксидов, которые не подвержены воздействию высокого давления или механических воздействий.

к содержанию ↑

Из каких основ создаются масла?

Подобно моторным жидкостям, масло для коробки механики бывают трех видов, зависящих от типа основы. Производятся масла на основе синтетической, минеральной или полусинтетической базовой жидкости. Рассмотрим каждый из этих видов в отдельности, чтобы лучше во всем разобраться.

Синтетические смазки

Синтетика LV 75W

Синтетика LV 75W

Масла для АКПП, создаваемый на этой основе, имеют хорошую текучесть, по сравнению с минеральными жидкостями. С другой стороны, при критических изменениях рабочих температур эти жидкости могут приводить к нежелательным утечкам сквозь сальники. Особенно это касается машин с существенным пробегом.

Кроме высокой текучести, у синтетических масел в механику есть и другие достоинства. Например, густота почти не зависит от окружающей температуры воздуха, что актуально в холодные зимы. Таким образом, синтетические масла обладают более широким диапазоном рабочих температур, то есть являются всесезонными.

к содержанию ↑

Полусинтетические

Эти смазочные жидкости представляют собой своеобразный гибрид – комбинацию синтетики с минералкой. Данные масла в МКПП обладают лучшими рабочими характеристиками, по сравнению с минеральными составами, но при этом стоят дешевле синтетических жидкостей. Кроме того, заливать эти масла можно даже в старенькие автомобили и машины отечественного производства.

к содержанию ↑

Минеральные масла

По причине наиболее низкой стоимости эти масла для механики очень популярны среди владельцев стареньких автомобилей с пробегом. Для повышения качества этих жидкостей в их состав добавляются всевозможные присадки, в особенности, с содержанием серы.

Главным недостатком этих смазок является невозможность их использования в МКПП современных автомобилей. Более того, если вы зальете такое масло в новую коробку, она может быстрее выйти из строя из-за интенсивного износа.

к содержанию ↑

Чем отличаются масла для МКПП от жидкостей для АКПП

Новая коробка в разобранном виде

Новая коробка в разобранном виде

Трансмиссионные смазочные жидкости отличаются не только типом базового масла, но и предназначением. Например, смазка для механики лучше снимает механические нагрузки и эффективно смазывают трущиеся детали, отводя тепло и вбирая в себя частицы ржавчины. Следует отметить, что все передачи зубчатого типа и подшипники нуждаются в смазывании путем погружения в масло или методом разбрызгивания. Некоторым модификациям коробок передач подобного смазывания оказывается недостаточно, поэтому инженеры используют принудительный подвод жидкости под высоким давлением.

Что касается жидкостей для автоматов, к ним применяются более строгие требования. Масло передает механическую энергию во всем узле. Такое масло больше похоже на гидравлическую жидкость. Данные жидкости смазывают и зубчатые передачи, но и обеспечивают жидкую среду, гарантируя плавное функционирование фрикционных механизмов.

У жидкостей для АКПП, по сравнению с маслами для механики, более высокая вязкость и они лучше противостоят пенообразованию. Также подобные смазки менее вредны для сальников и эластомеров разного характера.

Также рекомендуем к прочтению материал об отличиях трансмиссионного масла и моторного,  а также способах самостоятельно различить эти два вида смазки.

к содержанию ↑

Классификация по SAE

Все масла в коробку механика классифицируются по параметру SAE, поэтому при выборе его нужно обязательно учитывать. Рассмотрим основные отличия жидкостей с разным SAE:

  • Масла для МКПП, предназначенные для эксплуатации авто в зимнее время года. Они маркируются такими значениями, как 70W, 75W, 80W и 85W. Буквой W обозначается индекс вязкости смазочной жидкости.
  • Масла для летнего времени года, имеющие параметры 80W, 85W, 90W, 140W и 250W.
  • Универсальные составы для смазывания механических коробок. Их можно использовать в разных климатических условиях, а они имеют обозначения 75W–90, 80W–140.
к содержанию ↑

Классификация масел по API (GL)

Маркировка на масле

Маркировка на масле

Все масла для механических коробок передач отличаются также параметром API (GL). Какую жидкость нужно заливать в ту или иную МКПП, вы можете узнать из руководства по эксплуатации автомобиля от производителя. Рассмотрим различия между параметрами GL:

  • GL1 – это масла для механических коробок передач, не содержащие дополнительных присадок. Они в основном заливаются в МКПП автомобилей без синхронизаторов, то есть в основном это грузовые авто.
  • GL2 – смазочные жидкости, которые хорошо противостоят износу. В основном их используют в трансмиссиях тракторов и прочей с/х техники, работающей в тяжелых эксплуатационных условиях.
  • GL3 – масла с присадками, которые хорошо противостоят износу. Общее количество присадок достигает 2,7% от объема смазки. В основном эти смазки заливают в коробки грузовиков.
  • GL4 – такие масла созданы для универсальных эксплуатационных условий. В составе содержится до 4% присадок, предотвращающих износ. Жидкости обеспечивают нормальное функционирование коробок разных авто, начиная легковыми автомобилями и заканчивая грузовиками с автобусами. Использовать масло можно в МКПП без синхронизаторов или с ними.
  • GL5 – смазочные составы для механических коробок, которые эксплуатируются в сложных условиях. Они содержат в своем составе до 6,5% присадок, подавляющих пену и исключающих задиры.
  • GL6 – это трансмиссионные масла для гипоидных передач. В составе этих масел содержится до 8,5% присадок, предотвращающих износ. В основном эти жидкости заливают в мощные моторы, работающие на высоких оборотах.

В основном в коробки современных авто производители рекомендуют заливать жидкости API GL-4 и API GL-5, а в старенькие машины заливалось API GL-3.

к содержанию ↑

Рейтинг масел в МКПП

ZIC G-F TOP 75W-90

ZIC G-F TOP 75W-90

Рассмотрим топ-3 синтетических масла для механических коробок передач, которые сегодня можно найти на отечественном рынке. На первом месте по праву стоит жидкость ZIC G-F TOP 75W-90 – это хорошее масло, идеально подходящее для суровых эксплуатационных условиях, даже в северных регионах РФ.

На второе место мы поставим Castrol Syntrans TransaxleSAE 75W90, которое изначально создавалось для автомобилей с коробками, работающими на API GL-4. Синтетическая жидкость обладает высокими противозадирными свойствами, в отличие от многих других аналогичных составов.

Третье место — Total Trans SYN FE 75W90. Это универсальная смазка, созданная для МКПП, работающие на маслах API GL-4, API GL-5, а также МТ-1. Важным преимуществом этого масла является то, что оно не разжижается на жаре, а его противоизносные и антикоррозионные свойства не ослабляются. Используйте наш рейтинг трансмиссионных масел для МКПП, если вам понадобится синтетическая смазка для трансмиссии вашего автомобиля.

Видео: Нужно ли менять масло в механической коробке передач. Просто о сложном

Видео: Трансмиссионное масло. Разновидности. Масло для коробки передач. Как выбрать? Обзор от Avtozvuk.ua

Видео: Как правильно выбрать трансмиссионное масло для автомобиля?

Видео: Трансмиссионные масла для МКПП

driving24.ru

Как выбрать трансмиссионное масло, рекомендации, обзор составов

Многие автолюбители, особенно новички, уделяют недостаточное внимание коробке передач. А ведь это один из главных механизмов в автомобиле. Он требует особого ухода и пристального внимания. В противном случае коробка может сломаться и за ее ремонт придется заплатить довольно серьезные деньги.

Как выбрать трансмиссионное масло фото

Механическая коробка

В некоторых современных легковых автомобилях установлены механические трансмиссии. Такие коробки используют масло, подразделяющееся на несколько групп.

GL-4

Самый распространенный стандарт трансмиссионного масла, используемого в механических коробках. Такую смазку можно заливать в коробки легковых автомобилей. Свойства смазки позволяют эксплуатировать её в грузовом транспорте.

Масла данного класса относятся к группе универсальных продуктов. Они способны нормально работать даже в самых тяжелых условиях. Это стало возможным благодаря специальным присадкам.

Преимущества:

  • Защищает детали коробки от повышенного износа.
  • Предупреждает появление задиров.
  • Содержит минимальное количество серы.
  • Продлевает срок службы синхронизаторов.

GL-5

Все трансмиссионные масла этой группы обладают великолепными эксплуатационными свойствами. Благодаря уникальным качествам, они дают возможность коробке работать в самых сложных условиях. В состав входит дополнительный пакет специальных присадок с большим количеством серы.

Трансмиссионные жидкости GL-5, в зависимости от вязкостных характеристик, также подразделяются на несколько подвидов:

  1. SAE 85W-90. Минеральная трансмиссионная смазка, отличающаяся густым составом.
  2. SAE 80W-90. Обладает более высокой текучестью. Изготовлено на основе базовой минеральной жидкости.
  3. SAE 75W-90. Относится к синтетическим трансмиссионным автомаслам. Выпускается также аналогичный полусинтетический продукт, свойства которого мало чем отличаются от настоящей синтетики.

Класс вязкости обозначается комбинацией первых цифр. Например:

Надо сказать, что несколько лет назад самым популярным трансмиссионным маслом у российских автолюбителей была жидкость ТАД-17И. Сегодня приобрести его в автомобильных магазинах просто невозможно. Вместо него предлагается современный заменитель ТМ 5-18, обладающий такими же свойствами, как у ТАД-17И.

Коробка автомат

Автоматическая коробка является более сложным механизмом, чем обыкновенная «механика». Поэтому для ее обслуживания требуется совершенно другая смазка. Она должна быть способна передавать данные между деталями АКПП. Любое нарушение состава отрицательно сказывается на работе всего механизма.

Сказать однозначно, какая жидкость является самой подходящей, очень сложно. У каждого масла свои отличительные характеристики. Поэтому при выборе ТМ нужно придерживаться рекомендаций производителя. Он очень точно указывает все необходимые параметры, соответствующие определенной модели АКПП.

При отсутствии технической документации необходимо внимательно изучить этикетку на канистре. Здесь указывается допуск для использования в конкретном автомобиле.

В отличие от механических коробок, трансмиссионные масла для автоматики не делятся на несколько разветвленных стандартов. Обычно они подразделяются на классы:

  • Dexron.
  • Dexron 2.
  • Dexron 3.

Качество масла и его свойства зависят от цифры. Чем она больше, тем выше качество смазки.

Чтобы не ошибиться с выбором ТМ, обязательно изучите рекомендации изготовителя автомобиля. Если параметры масла будут им соответствовать, коробка передач будет работать долгое время.

Рекомендуем

Renumax— уникальное средство для удаления царапин! Не тратьте деньги на перекраску! Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова Вашего автомобиля.

Революционный продукт от японской компании Wilsson Silane Guard – инновационное водоотталкивающее покрытие, придающее кузову автомобиля сияющий блеск до 1 года.

Car-Fix – набор для удаления вмятин авто. Уникальная, запатентованная форма скобы исключает дополнительные повреждения, а клей после устранения вмятин можно легко удалить.

Набор Windshield Repair Kit разработан специально для самостоятельного ремонта трещины на лобовом стекле. Характерная особенность этого клея – его потрясающе низкая вязкость, очень близкая к вязкости воды. Благодаря этому он под действием капиллярных сил легко заполняет трещину.

prem-motors.ru

Масло для МКПП – защита от износа, лёгкость переключения передач

Российский автомобильный парк более чем на три четверти состоит из автомобилей с механическими коробками передач (МКПП). Любая механическая КПП, грубо говоря, состоит из набора зубчатых шестерен, периодически зацепляющихся между собой и вращающихся на валах. Для того чтобы весь механизм коробки долго и надёжно служил, применяется трансмиссионное масло для МКПП. Эта смазка имеет ещё одно обобщённое название – MTF.

Назначение и устройство

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) по принципу своей работы не может менять количество оборотов в широком диапазоне. Если передать его вращательный момент на колёса, напрямую или с помощью какого-то редуктора, имеющего постоянное передаточное число – мы бы далеко не уехали.

Проще говоря, коробка передач – это механический редуктор, который способен менять передаточное число в широких пределах (не плавно, а ступенчато). Это происходит в момент переключения водителем скоростей в КПП. Механизм коробки реагирует переключением и соединением шестерен в различных комбинациях. Нейтральная передача выключает сцепление первичного вала с вторичным. Плавность движения обеспечивается повышением или понижением оборотов мотора. Первичный вал соединяется с узлом сцепления, к которому передаётся усилие от двигателя. Сцепление помогает переключать передачи, отсоединяя в этот момент коробку от двигателя. Вторичный вал МКПП передаёт это усилие дальше – на раздаточную коробку либо на передний или задний мосты трансмиссии.

Основные функции и разновидности трансмиссионного масла

Основная миссия любого MTF – предохранение механической коробки от преждевременного изнашивания. Детали этого механизма постоянно соприкасаются между собой. Это приводит к истиранию поверхностей. Смазочный материал образует между ними тонкую масляную плёнку, предохраняющую от износа, а также образования задиров. Это сопровождается уменьшением коэффициента трения, поэтому детали МКПП не перегреваются. Смазка эффективно отводит от них лишнее тепло, обладая хорошей теплопроводностью.

Состав трансмиссионных жидкостей схож с моторными. Для их производства используют такие же базовые масла.

  • Синтетические – наиболее качественные основы, полученные путём искусственного синтеза из лёгких углеводородов или из натуральных природных составов. Вязкость таких масел меньше всего зависит от изменения температуры. КПП хорошо переключается, будучи непрогретой, даже при очень низких температурах. Недостаток таких MTF – высокая стоимость.
  • Полусинтетика – базовая смесь минеральной смазки, полученной из нефти, с синтетическим веществом. Обычно их смешивают соотношением 70 к 30%, но бывают отклонения в ту или иную сторону. Имея довольно высокие эксплуатационные качества, такое трансмиссионное масло дешевле синтетического.
  • Минеральная основа – самая распространённая ввиду своей дешевизны. Применяется к коробкам передач с большим пробегом.
Базовые масла занимают 75–80% процентов объёма. Остальные 20–25% отводятся для пакетов присадок, улучшающих характеристики масел.

Американский стандарт API предусматривает использование масел групп GL4 и GL5 для трансмиссий. Для масел GL4 характерна высокая концентрация противозадирных добавок. Их применяют в ручных коробках передач большинства автомобилей. У смазок GL5 уровень концентрации этих присадок ещё больше. Стоит отметить, что смазочные составы уровня API GL5 нельзя применять у МКПП автомашин отечественного производства, хотя для некоторых моделей производитель указывает обе группы смазок. Их противозадирные присадки, как правило, агрессивны к цветным металлам, из которых изготовлены синхронизаторы КПП. Поэтому со временем эти детали просто разрушатся. Некоторые универсальные смазки имеют такое обозначение – GL4/5.

Есть ещё одна характеристика, определяемая спецификацией SAE. Вязкостно-температурные свойства смазок очень важны для их нормального функционирования. Как правило, используются всесезонные составы, имеющие сразу два показателя вязкости – низко- и высокотемпературный. Они разделены буквой W. Эта маркировка одинакова как для трансмиссионных, так и для моторных масел, только значения разные. Наилучшие показатели для масел механических коробок передач – это 75W90.

Наиболее популярные MTF

Для новых и недавно выпущенных автомашин рекомендуется применять синтетические, а также полусинтетические смазочные жидкости. Какое масло лучше всего заливать? Популярны среди автомобилистов смазки отечественного и зарубежного производства.

Проверка уровня MTF, его замена

Многие начинающие автолюбители не знают, как проверить уровень масла в КПП механического типа. Делается это довольно просто:

  • Нужно подождать 3–4 часа, пока трансмиссия полностью не остынет и масло не стечёт в поддон.
  • Автомашина должна находиться на горизонтальной поверхности эстакады или над смотровой ямой.
  • Нужно найти заливную или контрольную пробку, согласно технической документации, к каждой конкретной коробке передач.
  • Уровень масла в МКПП должен находиться чуть ниже, или на уровне нижнего края пробки. Определить это просто – нужно засунуть в отверстие мизинец.

Некоторые модели коробок, особенно более раннего производства, имеют щупы для проверки. Если уровень смазки низкий, требуется определить причины его утечки, после чего устранить их. Замена масла производится на той же эстакаде или над смотровой ямой.

Только в этом случае коробка должна быть разогрета до рабочей температуры. Достаточно перед заменой проехать 10–15 километров. Для работы следует подготовить: новое трансмиссионное масло в достаточном объёме, ёмкость для слива отработки, набор гаечных ключей, ветошь, металлическую щётку, большой шприц или грушу.

  • Очищается пространство вокруг сливной пробки, расположенной в поддоне КПП.
  • Откручивается слив, предварительно следует подставить пустую ёмкость. Заглушку надо снять так, чтобы не уронить её в старое масло.
  • Полностью сливается отработавшая смазка. Нужно подождать около 20–30 минут, пока вся смазка не вытечет.
  • Шприцом заливается в заливную или контрольную горловину новое масло до того момента, пока не начнёт вытекать из горловины. Отверстие плотно закручивается.
После процедуры замены желательно выполнить переключение передач в последовательном порядке, чтобы разогнать смазку по механизму.

Похожие публикации

motoroilclub.ru

Разбираемся, куда заливать трансмиссионное масло

Замена трансмиссионного масла - не меньшая по важности процедура, чем моторного, особенно для автомобилей с механической коробкой переключения передач. Данный расходный материал представляет собой специальный состав, создающий защитную плёнку, которая выдерживает невероятные нагрузки во время контактирования деталей. Кроме того, масла для трансмиссии амортизируют ударные нагрузки на шестерни, понижают шумы и вибрации при работе всех трансмиссионных механизмов. Масло также призвано отводить лишнее тепло от поверхностей, которые контактируют между собой, выделяя излишнюю энергию. В тщательно смазанных механизмах уменьшаются затраты энергии на трение.

Как нужно заливать трансмиссионное масло?

Сразу хотим сказать, что процедуру замены трансмиссионного масла следует проводить либо на подъёмнике, либо в гаражной яме, а если такие варианты отсутствуют, тогда можно воспользоваться и домкратами. Кроме этого, у вас в наличии должен быть шприц для заливки нового масла(ведь из штатной тары этого сделать не выйдет) и ёмкость для слива отработанного материала.

При условии наличия у автомобиля механической КПП, действовать необходимо следующим образом:

1. Сначала нужно проехать около 20 км для того, чтобы достаточно разогрелось старое масло для достижения им необходимого уровня текучести. В таком состоянии будет гораздо проще слить отработанный материал.

2. Не эксплуатируйте автомобиль около 15 минут, не больше. Поставьте автомобиль в одно из положений, оговоренных выше в данном разделе.

3. Сейчас мы разберёмся, куда заливать трансмиссионное масло. Открутите пробку маслоналивной горловины. Это облегчит весь процесс. Проверьте сразу же состояние уплотнительного кольца на крышке. Если будет нужно, замените и его тоже. Далее очень аккуратно отверните пробку, которая находится на сливном отверстии и слейте старое масло, которое уже отработано. Закрутите обратно пробку сливного отверстия, возьмите шприц и закачайте расходный материал в необходимом количестве. Закрутите крышку.

Давайте поговорим о том, как нужно заливать трансмиссионное масло в АКПП. Что касается автоматической коробки передач, первоначальные подготовительные действия и инструмент будут аналогичны механической КП. Различия начнутся только после того, как автомобиль будет установлен над смотровой ямой. Отсоедините от штуцера радиатора подводящий шланг и опустите его в ёмкость с объёмом не более пяти литров. Запустите двигатель на нейтральной передаче. Рабочая жидкость выльется. В таком режиме он должен работать не более 60 секунд.

После этого открутите крышку сливного отверстия и слейте остатки отработанного материала. Закрутите крышку и залейте шприцом 5,5 литров нового материала в заливное отверстие, расположенное на картере сверху. Далее шприцом введите два литра жидкости через подводящий шланг. Снова запустите силовой агрегат и слейте через шланг 3,5 литра трансмиссионного масла.

Заглушите мотор и вновь через шланг залейте тот же объём материала. Последние две операции проводите до тех пор, пока не выльется 8 литров жидкости через подводящий шланг. В конце залейте нужный объём трансмиссионной жидкости в коробку автомат. Запомните, что трансмиссионное масло необходимо заливать только в том объёме, который указан в сервисной книге автомобиля, ни больше, ни меньше.

Можно ли смешивать трансмиссионные масла разных производителей?

Ситуация с трансмиссионными маслами во многом схожа с моторными. И тот, и другой продукт не унифицирован в полной мере. Проще говоря, смазки со схожими характеристиками на деле сильно отличаются. Поэтому смешивание трансмиссионных масел не рекомендуется специалистами, если это только не крайний форс-мажорный случай.

Конечно, трансмиссионный узел не претерпевает таких экстремальных температур, как внутри самого двигателя, подумаете вы. Так почему бы не доливать аналогичный продукт от другого производителя вместо полной его замены? Ведь в этом, казалось бы, нет ничего страшного. Это категорически неправильное суждение. При смешении масел велика вероятность выпадения осадков в виде белых хлопьев.

Чем же чреваты данные эксперименты? Они забивают всю трансмиссионную систему, особенно это касается автоматических коробок и вариаторов. Фильтры засоряются, вследствие чего вся система очень быстро может выйти из строя. А стоит ли так рисковать? Конечно, существует и вариант «авось пронесёт». Но с огнём играть не стоит. Подобные манипуляции представляют собой своеобразную лотерею, где на кон выставляется корректное функционирование важнейшего трансмиссионного агрегата.

Трансмиссионная смазка, так же как и моторная, подразделяется на три вида: минеральная, синтетическая и полусинтетическая. Даже бывалые автомобилисты порой пребывают в заблуждении, что при добавлении синтетической смазки в минеральную, на выходе получится полусинтетический коктейль, который к тому же не зависит от производителя. Таким образом получается, что можно смешивать абсолютно любые масла? Но это абсурдное заявление.

Советуем даже не пытаться экспериментировать подобным образом, а лучше прислушиваться к экспертам. Подобное смешивание способствует пенообразованию, а через полтысячи километров возникают осадки в виде всё тех же беловатых хлопьев. А когда пройденный путь увеличится ещё вдвое, осадок превращается в загустевающую субстанцию, которая забивает собой все возможные отверстия и целиком всю систему.

Ко всему этому, могут быть выдавлены и сальники. Чтобы от этого избавиться, нужно будет полностью изъять непригодный состав и тщательно промыть всю систему, а затем уже заливать новый материал, который рекомендован производителем именно для трансмиссии вашего автомобиля. Данная информация размещается, как правило, в сервисной книге или на официальном сайте компании. Убедительно просим вас не заниматься самодеятельностью.

Итак, подведём итоги относительно всего сказанного выше. Не стоит смешивать трансмиссионные масла от различных производителей, пусть кто и что бы вам ни говорил, ведь это может пагубно сказаться на дальнейшей работе трансмиссии вашего автомобиля. Да, пусть в коробке передач и не возникают такие экстремальные температурные явления, как в двигателе внутреннего сгорания, но зато присутствует высокоточная механика и электроника, которую, особенно в коробке автомат, вывести из строя очень просто такой вот доливкой. Но всё же смешивание трансмиссионных масел допускается в экстренных случаях.

Например, если вы находитесь в пути далеко от города, а система дала течь, то для того, чтобы автомобиль доехал до ближайшего сервиса или до своего гаража, можно провести такую процедуру. Но во избежание более серьёзных проблем соблюдайте хотя бы маркировки масел. Уже по прибытии на место, необходимо будет полностью заменить трансмиссионную жидкость на положенную и промыть коробку передач.

Как часто нужно заливать трансмиссионное масло?

Если в коробке возникли странные звуки

Во время эксплуатационного процесса коробки переключения передач, в неё попадают капли влаги и частички металла, отламывающиеся от шестерёнок в результате их изнашивания. Это ведёт к потере качества и функций коробки. Для предотвращения дальнейших проблем прислушивайтесь к КПП, нет ли там странных звуков, которые ранее не были замечены. Это могут быть и скрежет, и жужжание, и жуткий вой.

Во время диагностики масло стало слишком тёмным с характерным запахом гари

Чтобы быть полностью уверенными, проинспектируйте трансмиссионное масло щупом, проверяющим уровень. Если оно стало чёрным и пахнет гарью, тогда немедленная замена смазки трансмиссии просто необходима.

В зависимости от километража

Производитель автомобиля и условия его эксплуатации варьируют сроки замены трансмиссионного масла. Одни специалисты советуют производить замену примерно через 40 тысяч километров, другие – 60 000 километров. Имеет место быть и практика замены трансмиссионного масла даже через 13 000 километров.

Запомните, что хотя КПП и является достаточно устойчивой системой автомобиля, но производить замену масла каждые 60 000 километров пробега будет наиболее оптимальным вариантом. Так рекомендуют делать большинство опытных профессионалов. Приобретая подержанный автомобиль, сразу же замените в нем масло, ведь нет уверенности в том, что прошлый владелец менял его правильно и регулярно.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today