Коробка передач КРАЗ-255, 260. Краз трансмиссия


КПП — КрАЗ

 В разные годы устройство КрАЗ претерпевало множество изменений, причем касались такие изменения, как общей компоновки, так и модифицирования некоторых отдельных узлов и механизмов. Иногда такие изменения были логичной частью разработки новой модели, а иногда попытками улучшить качества существующих.

 Но если говорить конкретно по такому узлу, как КПП КрАЗ, то здесь большинство изменений можно назвать вынужденными, ведь они подбираются в соответствии с используемыми моторами. А так как особым разнообразием главная часть силового агрегата кременчугских автомобилей не отличается (со времен 255-го «лаптежника» это практически всегда модификации ЯМЗ-238), то и для коробок больших изменений трудно ожидать. коробка маз  Поэтому, сегодня можно выделить всего несколько вариантов КПП КрАЗ, схемы которых существенно отличаются друг от друга:

•    Самым «классическим» вариантом можно считать пятиступенчатую коробку передач, которая использовалась еще на тех самых « лаптежниках» - КрАЗ-255. Помимо данной модели обладателем коробки такого же типа является КрАЗ-6510.

•    «Потомок» 255-го для повышения проходимости получил четырехступенчатую коробку с демультипликатором, то есть, при стандартной схеме переключения КПП КрАЗ 260 фактически имеет восемь скоростей, плюс пара задних передач. Если кто забыл – демультипликатор позволяет получать промежуточные числа передач при работе в другом диапазоне.

•    У 6510-го тоже был свой последователь – КрАЗ-65055, на который в стандартном варианте устанавливалась восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка. Но после нескольких лет экспериментов одна из его модификаций получила двигатель «Каммингс», соответственно КПП КрАЗ 65055 – китайская (собирается по лицензии) девятиступенчатая Fast Gear 9JS150TA-B.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей      8-916-161-01-97      Сергей Николаевич

  Вне зависимости от того, какой тип коробки используется, надежность его работы зависит от качества комплектующих. В «СпецМаше» вы сможете найти любые КПП КрАЗ с делителем и без в сборе, а также необходимые для них запчасти, включая и детали для китайских коробок. Вся наша продукция сертифицирована МАДИ, так что насчет ее качества можете не волноваться – оно действительно на высоте. И напоследок просто нельзя не вспомнить про ближайшего «соседа» КПП – сцепление КрАЗ. Запчасти для этого устройства и его привода у нас не просто качественные – они обладают повышенным ресурсом – 100 тыс. пробега!

Устройство КПП КрАЗ

КПП КрАЗ 1     60205КУ     Подшипник шариковый первичного вала передний     2     240-1307090     Манжета первичного вала в сборе     3     236-1701478     Корпус манжеты     4     311810-П2     Гайка кольцевая     5     200-1701034     Кольцо подшипника стопорное     6     170314Л     Подшипник шариковый радиальный однорядный со стопорной канавкой     7     23614-1701027-Б     Вал первичный     8     311710-П29     Гайка     9     236-1701243     Шайба     10     210-1701240-Б     Фланец крепления кардана     10     236-1701240-Б2     Фланец крепления кардана     11     236-3802033-Б     Червяк привода спидометра     12     200-1701192     Кольцо стопорное     13     50411     Подшипник шариковый радиальный однорядный со стопорной канавкой     14     236-1701112     Шестерня 1-й передачи     15     236-1701105-Б     Вал вторичный     16     236-1701127     Шестерня второй передачи вторичного вала     17     236-1701113-Б2     Втулка распорная шестерен     18     236-1701150-Б2     Синхронизатор второй и третьей передач     19     236-1701135     Втулка     20     236-1701131     Шестерня третьей передачи вторичного вала     21     236-1701138     Втулка     22     236У-1701129     Шестерня пятой передачи вторичного вала     23     236-1701151-А     Синхронизатор четвертой и пятой передач     24     70-592708М1     Подшипник роликовый вторичного вала передний     25     236-1701067-А     Кольцо Б-40 упорное     25     236-1701067-А     Кольцо Б-40 упорное     26     236-1701144-Д     Шайба упорная     27     102308К1     Подшипник роликовый     28     236-1701063     Кольцо упорное     29     236Н-1701056-А     Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала     30     236-1701057     Шестерня отбора мощности     31     236У-1701053     Шестерня пятой передачи промежуточного вала     32     236-1701051     Шестерня третьей передачи промежуточного вала     33     236-1701059     Втулка распорная     34     236-1701050     Шестерня второй передачи промежуточного вала     35     236-1701122-А     Шайба упорная     36     236-1701145-А     Шпонка замковая     37     314001-П2     Шпонка     38     314000-П2     Шпонка     39     258072-П29     Шплинт     40     200-1701060     Шайба упорная     41     201563-П2     Болт     42     236-1701076     Планка стопорная     43     200-1701065     Кольцо стопорное     44     692409КМ     Роликоподшипник задний     45     236-1701048     Вал промежуточный     46     236-1701087     Шайба упорная задняя     47     236-1701092     Ось блока шестерен заднего хода     48     64907К     Подшипник роликовый радиальный без колец     49     200-1701084     Втулка промежуточная     50     236-1701082-А     Блок шестерен заднего хода     51     236-1701093     Шайба упорная передняя

www.kspecmash.ru

Коробка передач КРАЗ-255, 260

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Разборка коробки передач КРАЗ-255, 260

КПП КРАЗ-255, 260 разбирают на стенде, а при отсутствии его на верстаке высотой 500—600 мм.

В большинстве случаев для устранения какой-либо неисправности или замены отдельных деталей достаточно разобрать КПП на отдельные крупные узлы (крышку коробки с механизмом переключения, узел ведущего вала, узлы ведомого вала и т. д.).

Последовательность разборки коробки передач КРАЗ-256, 255, 260

Рис.7-9. Коробка передач КПП КРАЗ-260, 255

1 — ведущий вал; 2, 18, 25, 35 - подшипники; 3—шланг подачи смазки; 4 — рычаг переключения передач; 5 — головка штока вилки; 6 — пружина стопорного шарика; 7 — вилка четвертой и пятой передач; 8 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 9— упорная шайба; 10—шестерня пятой передачи ведомого вала; 11 — шестерня третьей передачи ведомого вала; 12—вилка переключения второй и третьей передач; 13 — синхронизатор второй и третьей передач; К - шестерня второй передачи ведомого вала; 15 — вилки первой передачи и заднего хода; 16 — шестерня первой передачи и заднего хода ведомого вала; 17 — крышка; 19 — распорная втулка;

20 — сальник; 21 — фланец; 22 — ведомый вал; 23 — упорная шайба; 24 — крышка; 26 — стопорное кольцо; 27 — промежуточный вал; 28 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 29 — распорная втулка; 30 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 31 -- шестерня пятой передачи промежуточного вала; 32—шестерня отбора мощности; 33 — шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 34 —замочное кольцо; 36 — ведущая шестерня масляного насоса; 37 — ведомая шестерня масляного насоса: 38 — масляный насос; 39 — крышка подшипника ведущего вала; 40 — вилка выключения сцепления; 41 — муфта выключения сцепления; 42 — колпачковая гайка; 43 — пружина предохранителя; 44 — ось блока промежуточных шестерен заднего хода; 45—блок шестерен; 46 — промежуточная втулка; 47 — игольчатый подшипник

Снять кронштейн задней опоры коробки передач.

Осторожно снять крышку коробки передач, не повредив при этом прокладку.

Отъединить пружину выключения сцепления от муфты и скобы, отвернуть шланг 3 (рис. 7-9) для смазки муфты и привязать свободный конец шланга проволокой к одному из отверстий картера сцепления.

Снять муфту 41 выключения сцепления.

Отвернуть гайку стяжного болта вилки выключения сцепления и вынуть стяжной болт. Повернуть вал вилки на 180° и сдвинуть вилку 40по валу так, чтобы можно было вынуть сегментную шпонку.

Выбив сегментную шпонку вынуть вал, одновременно снимая с вала вилку выключения сцепления. При помощи универсального съемника снять фланец 21 с ведомого вала.

При помощи болтов-съемников снять крышку 39 с ведущего вала и прокладку крышки. Слегка ударяя молотком по ведущему валу 1 и покачивая его рукой, извлечь ведущий вал в сборе с подшипником из гнезда картера.

Снять крышку 17 заднего подшипника ведомого вала КПП КРАЗ-256, 255, 260 (при этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить уплотнительную прокладку). Снять прокладку и распорную втулку 19.

Выпрессовать задний подшипник ведомого вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо.

При помощи проволочных захватов извлечь ведомый вал 22 в сборе с шестернями из картера.

Осторожно снять крышку 24 заднего подшипника промежуточного вала так, чтобы не повредить прокладку. Снять прокладку.

Снять упорную шайбу 23 промежуточного вала. Затем снять задний подшипник промежуточного вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо 26.

При помощи проволочных захватов извлечь промежуточный вал 27 из картера коробки передач. Снять масляный насос 38 и прокладку насоса.

Извлечь из картера ось блока промежуточных шестерен заднего хода, затем вынуть из картера блок шестерен 45, подшипники 47 и промежуточную втулку 46.

Ведущий вал КПП КРАЗ-255, 260 следует разбирать в следующей последовательности:

- зажать ведущий вал в тисках и отогнуть усик замочной шайбы;

- отвернуть кольцевую гайку и снять замочную шайбу;

-- спрессовать подшипник.

Ведомый вал КПП КРАЗ-260, 255 следует разбирать в следующей последовательности:

- снять со шлицев шестерню 16 первой передачи и заднего хода, синхронизатор 8 четвертой и пятой передач;

- при помощи отвертки и специальных крючков снять замочное кольцо и упорную шайбу 9 шестерни пятой передачи;

- установить ведомый вал на пресс, подложить под шестерню14 второй передачи деревянные подкладки и, нажимая прессом через деревянную прокладку или специальную оправку, спрессовать втулки шестерен и шлицевую втулку синхронизатора второй и третьей передач.

Снять с вала шестерню 10 пятой передачи, иглы подшипника шестерни пятой передачи, промежуточное кольцо подшипника, втулку подшипника шестерни пятой передачи, шестерню третьей передачи, игл подшипника 18 шестерни третьей передачи, промежуточное кольцо подшипника, втулку подшипника шестерни третьей передачи, синхронизатор 13 второй и третьей передачи, шлицевую втулку синхронизатора, шестерню 14 второй передачи, игл подшипника 35 шестерни второй передачи, промежуточное кольцо подшипника и упорную шайбу шестерни второй передачи.

Разборку механизма переключения передач КРАЗ выполнить в следующей последовательности:

- отвернуть гайки шпилек крепления опоры рычага переключения, снять опору и ее прокладку, затем извлечь из крышки пружины 6 и стопорные шарики механизма переключения;

- зажать опору с рычагом переключения в тисках, отвернуть рукоятку рычага переключения и, нажимая на шайбу, сжать пружину рычага переключения передач так, чтобы освободился штифт шайбы.

- Вытащить плоскогубцами штифт шайбы, снять шайбу, пружину рычага, крышку опоры и уплотнительное кольцо крышки.

-- Выбить из опоры штифт крепления рычага переключения и снять рычаг; отогнуть усики замочной шайбы, отвернуть колпачковую гайку 42, отвернуть гайку предохранителя включения первой передачи и заднего хода, вынуть предохранитель, пружину 43 предохранителя, поводок переключения первой передачи и заднего хода и его ось;

- вывернуть установочные винты головок штоков и вилок переключения, вынуть заглушки отверстий штоков, при помощи выколотки выбить штоки из крышки, снять вилки 7, 12 и 15 и головки 5, вынуть шарики и штифт замка штока.

Разборку промежуточного вала КПП КРАЗ-256, 255, 260 выполнить в следующей последовательности:

- снять шайбу-маслоотражатель и при помощи двух отверток снять замочное кольцо 34;

- установить промежуточный вал 27 на прессе, спрессовать шестерню 33 постоянного зацепления и извлечь шпонку шестерни.

-- После этого поочередно спрессовать шестерни 32, 31, 30 и 28,предварительно извлекая сегментные шпонки уже снятых шестерен.

Разборку масляного насоса выполнить в следующей последовательности:

- при помощи плоскогубцев вынуть ведущую шестерню 36 из корпуса масляного насоса в сборе с осью; спрессовать шестерню с оси и вынуть сегментную шпонку;

- вынуть ведомую шестерню 37 и ее ось из корпуса насоса;

- вывернуть пробку пружины клапана, извлечь из корпуса насоса пружину и шарик клапана.

Износ шлицев ведущего вала допускается до 5,7 мм (номинальный размер 5,9+0'05 мм). Смятие или скручивание шлицев не допускается.

Износ шлицев ведомого вала коробки передач КРАЗ допускается в пределах 0,12—0,16 мм. Износ щек вилок переключения передач по толщине допускается до размера 10 мм.

Щеки должны лежать в одной плоскости и быть перпендикулярны к оси отверстия с точностью до 0,2 мм. Износ зубьев каретки синхронизатора (по длине) со стороны включения допускается до размера зуба 8 мм.

Износ шлицев синхронизатора второй и третьей передач (по толщине) допускается до размера 6,25 мм при замере на расстоянии 2,35 мм от вершины.

Износ шлицевого отверстия синхронизатора четвертой и пятой передач (по внутреннему диаметру) допускается до 50,127 мм, разработка впадины по ширине — до размера 14,2 мм.

При определении степени износа бронзовых конусных колец обойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ними конусными поверхностями соответствующих валов и шестерен.

При насаживании кольца или шестерни на вал замеряют зазор между торцом зуба и обоймой синхронизатора коробки передач.

Износ конусного кольца считается в пределах допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм. Износ выточки муфты синхронизатора под вилку допускается до размера 11,76 мм.

При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают, ставят новые и запаивают их латунью. Место пайки зачищают.

Износ шлицев фланца крепления карданного вала (по ширине) допускается до размера 9,2 мм, износ шейки под сальник — до диаметра 69,6 мм.

Допускается износ нижнего шарового конца рычага переключения передач до размера 18,65 мм; износ сферической поверхности верхнего шарового упора до размера 35,2 мм: износ отверстия в верхнем шаровом упоре под штифт (по ширине) до размера 10,6 мм.

Сборка коробки передач КРАЗ-255, 256, 260

Сначала собирают крупные узлы коробки передач, а затем из подсобранных узлов — непосредственно КПП.

Сборка ведущего вала КПП КРАЗ

Если по какой-либо причине в КПП устанавливают новый ведущий вал или новый синхронизатор четвертой и пятой передач, то перед сборкой конусную поверхность кольца синхронизатора следует притереть к конусной поверхности синхронизатора четвертой и пятой передач.

Площадь следов контакта должна составлять не менее 65% поверхности конуса кольца и располагаться равномерно по всей конусной поверхности.

Последовательность сборки ведущего вала КРАЗ:

- напрессовать на ведущий вал 1 (см. рис.7-9) до упора шариковый подшипник 2 в сборе со стопорным кольцом;

-- зажать ведущий вал ведущего вала КПП КРАЗ в тисках, установить замочную шайбу, навернуть и при помощи ключа затянуть кольцевую гайку, а затем загнуть усик замочной шайбы.

Вращение наружной обоймы подшипника должно быть свободным, без заедания.

Сборка ведомого вала коробки передач КРАЗ-260, КРАЗ-255

При сборке ведомого вала в случае замены синхронизатора или шестерни, кроме шестерни первой передачи и заднего хода, следует притереть конусные поверхности синхронизаторов к конусным поверхностям шестерен.

Если на ведомый вал устанавливают новый игольчатый подшипник для какой-нибудь шестерни, то его комплектуют из игл одной группы (диаметр иглы подшипника первой группы 3,000—2,995 мм второй группы 2,995—2,990 мм).

Последовательность сборки ведомого вала КРАЗ-256, КРАЗ-260:

Установить на ведомый вал 22 упорную шайбу и промежуточное кольцо, собрать игольчатый подшипник. Для облегчения сборки допускается устанавливать иглы подшипников на солидоле.

Затем установить шестерню 14 второй передачи и напрессовать до упора распорную втулку синхронизатора второй и третьей передач.

Распорная втулка своим кольцевым срезом должна быть обращена в сторону переднего конца ведомого вала.

Установить на распорную втулку синхронизатор 13 второй и третьей передач, при этом короткий конец каретки синхронизатора должен быть обращен в сторону шестерни второй передачи.

Каретка синхронизатора КПП должна свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам распорной втулки.

Напрессовать до упора втулку шестерни 10 третьей передачи. Собрать игольчатый подшипник, затем установить шестерню 11.

Напрессовать до упора втулку шестерни 10 пятой передачи. Собрать игольчатый подшипник шестерни 10 пятой передачи, установить шестерню 10 пятой передачи, упорную шайбу 9 и замочное кольцо.

Зазор между торцами упорной шайбы и втулкой подшипника устанавливают в пределах 0,10—0,15 мм.

Величину зазора регулируют подбором упорной шайбы до установки шестерни пятой передачи.

Все шестерни ведомого вала КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 должны вращаться свободно, без заеданий.

Обойма конусных колец синхронизатора второй и третьей передач должна иметь продольное перемещение в пределах 3—5 мм.

Сцепление зубьев каретки синхронизатора с зубьями шестерен должно быть свободным, без заеданий.

Установить синхронизатор 8 четвертой и пятой передач так, чтобы кольцевая выточка каретки, синхронизатора была обращена в сторону шестерни пятой передачи.

Перемещение синхронизатора коробки передач по шлицам должно быть свободным, без заеданий.

Установить шестерню 16 первой передачи и заднего хода так, чтобы выточка под вилку включения была обращена в сторону шестерни 14. Перемещение шестерни по шлицам должно быть свободным, без заеданий.

Сборка промежуточного вала КПП КРАЗ-256, КРАЗ-260

Шестерню 33 постоянного зацепления удлиненной стороной ступицы устанавливают в сторону заднего конца промежуточного вала, а остальные шестерни удлиненной стороной ступицы в сторону переднего конца.

Рис. 10. Механизм переключения передач КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260

1 — крышка опоры рычага; 2 — пружина рычага переключения; 3 — шайба пружины рычага переключения; 4— рычаг переключения передач; 5 — поводок переключения первой передачи и заднего хода; 6 — ось поводка переключения первой передачи и заднего хода; 7— пружина предохранителя включения первой передачи и заднего хода; 8 — предохранитель первой передачи и заднею хода; 9 — уплотнительное кольцо крышки опоры; 10 — опора рычага переключении передач; 11 — штифт крепления рычага; 12— шайба; 13 — гайка предохранителя включения первой передачи и заднего хода; 14 — колпачковая гайка; 15 — пружина стопорного шарика; 16 — стопорный шарик механизма переключения передач; 17 — штифт шайбы пружины рычага; 18— шпилька крепления опоры рычага переключения передач; 19—пробка маслозаливного отверстия коробки передач; 20 — шарики-фиксаторы; 21 — штифт замка штока вилок переключения передач; 22 — заглушка верхней крышки коробки передач; 23—-вилка переключения первой передачи и заднего хода; 24 — вилка переключения второй и третьей передач; 25 — установочный винт вилки переключения передач ; 26 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 27 — головка штока вилки переключения второй и третьей передачи, 28 - головка штока вилки переключения первой передачи и заднего хода; 29 — заглушка верхней крышки коробки передач; 30 — шток вилки переключения первой передачи и заднего хода, 31 — шток вилки переключения второй и третьей передач; 32 — шток вилки переключения четвертой и пятой передач; 33— верхняя крышка коробки передач; 34 — прокладка

Верхнюю крышку коробки передач необходимо собирать в следующем порядке.

Установить в крышку коробки шток 30 (рис. 10) вилки переключения первой передачи и заднего хода.

Надеть на шток головку 28 и вилку переключения 23. Продвинуть шток до нейтрального положения, через отверстие под шток второй и третьей передач вложить два шарика-фиксатора 20 замка.

Вставить шток 31 вилки переключения второй и третьей передач. Надеть на шток головку 27 и вилку переключения 24. Вставить в отверстие штока штифт 21 замка.

Продвинуть шток до нейтрального положения. Шток 32 вилки четвертой и пятой передач устанавливают аналогично. Штоки, установленные в крышку, должны свободно перемещаться от усилия руки.

Закрепить головки и вилки переключения винтами 25. Качание вилок и головок на штоках не допускается. Установочные винты зашплинтовать вязальной проволокой.

Проверить работу замка штоков. При продольном перемещении одного из штоков два других должны быть заперты замком в нейтральном положении.

Надеть на предохранитель 8 первой передачи и заднего хода пружину 7. Вставить предохранитель с пружиной в ось 6 поводка, навернуть на предохранитель гайку 13.

Надеть на ось поводок 5 первой передачи и заднего хода КПП, вставить поводок с осью в опору 10. Поводок переключения первой передачи и заднего хода должен свободно, без заедания, вращаться на оси.

Зажать опору в тисках, установить в нее рычаг 4 и легкими ударами молотка забить штифт 11 крепления рычага. Установить на опору через рычаг уплотнительное кольцо 9 и крышку 1.

Затем надеть на рычаг пружину 2 и шайбу 3. Нажимая на шайбу, сжать пружину и вставить в отверстие рычага штифт 17 шайбы пружины. Навернуть на рычаг рукоятку.

Отрегулировать зазор (в пределах 1,5—2,0 мм) между включающей головкой рычага и выступами поводка гайкой 13 предохранителя.

После регулировки зашплинтовать гайку, надеть на конец оси замочную шайбу 12, навернуть колпачковую гайку 14 и загнуть усики замочной шайбы (один — на опору, другой — на грань колпачковой гайки).

Вставить в отверстия крышки шарики 16 и пружины 15, установить на крышку прокладку и опору рычага переключения.

Завернуть гайки шпилек 18 крепления опоры, подложив под гайки пружинные шайбы.

Сборка масляного насоса КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260

После сборки проверяют расстояние от торца ведущей шестерни до уступа вала, которое должно быть в пределах 13,5—14,5 мм. Кроме того, проверяют радиальный зазор (на одну сторону) между стенкой гнезда корпуса и шестерней. Зазор допускается в пределах 0,11—0,20 мм.

Окончательно коробку передач КРАЗ-256, КРАЗ-260 собирают в следующей последовательности:

Собранный промежуточный вал установить в картер коробки. На задний конец промежуточного вала напрессовать шариковый подшипник 25 (см. рис. 7-9) со стопорным кольцом 26 и закрепить упорную шайбу 23.

Болты зашплинтовать между собой вязальной проволокой.

Установить в картер блок промежуточных шестерен 45 заднего хода в сборе с роликовыми подшипниками 47 и промежуточной втулкой 46,затем вставить ось блока 44.

Вращение блока шестерен на оси должно быть свободным, без заеданий. Продольное перемещение блока на оси должно быть в пределах 0,15—0,71 мм.

Допускается установка шайб для компенсации износа бобышек картера коробки. Установить масляный насос 38. Болты крепления зашплинтовать вязальной проволокой.

Между корпусом насоса и плоскостью картера установить картонную прокладку толщиной 0,25—0,35 мм.

Установить в картер ведомый вал коробки передач, напрессовать до упора на задний конец вала шариковый подшипник 18 со стопорным кольцом и установить распорную втулку 19, а на передний конец вала установить роликовый подшипник.

Установить в картер ведущий вал. Установить крышку 39 подшипника, используя латунную оправку с полированной поверхностью 1.

Установить крышки подшипников ведомого 17 (см. рис. 7-9) и промежуточного 27 валов, подложив под крышки прокладки.

Установить на задний конец ведомого вала фланец 21 крепления карданного вала и плоскую шайбу. Закрепить фланец гайкой и зашплинтовать.

Болты крепления крышки подшипника ведущего вала, картера сцепления и масляного насоса зашплинтовать вязальной проволокой попарно.

Все валы должны легко вращаться. Если была необходимость замены сальника ведущего или ведомого вала, то сальник в крышку запрессовывают при помощи специальной оправки.

Вставить в отверстия картера вал вилки выключения сцепления, одновременно надев на вал вилку. Установить в пазу вала сегментную шпонку и надвинуть на шпонку вилку выключения. Затем закрепить вилку на валу при помощи стяжного болта с пружинной шайбой.

Установить на крышку подшипника муфту выключения сцепления. Присоединить пружину выключения к муфте и скобе и привернуть к муфте шланг для смазки.

Установить в нейтральное положение синхронизаторы, шестерни первой передачи и заднего хода и вилки штоков крышки КПП.

Установить на картер крышку, подложить под нее прокладку и закрепить. Проверить переключение передач, оно должно быть свободным, без заеданий.

Прикрепить к картеру болтами с пружинными шайбами кронштейн задней опоры силового агрегата.

 

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru

Запчасти КрАЗ-255

По группам

  • Кузов
    • Кузов
      • Кабина
    • Окно ветровое и заднее
      • Окно кабины ветровое
      • Стеклоочистители
      • Омыватель ветрового окна
    • Дверь передняя
      • Дверь кабины в сборе
    • Сиденья
      • Сиденье водителя и пассажирское
    • Вентиляция и отопление
      • Вентиляция и отопление кабины
    • Принадлежности
      • Зеркало заднего вида наружное и козырек противосолнечный
    • Капот, крылья, облицовка радиатора
      • Облицовка радиатора и капот
      • Крыло переднее и подножка
    • Платформа
      • Платформа
  • Двигатель
    • Двигатель
      • Крепление силового агрегата на шасси
      • Радиатор масляный
      • Устройство пусковое подогревательное
    • Система питания
      • Баки топливные
      • Управление двигателем
    • Система выпуска отработанных газов
      • Система выпуска отработавших газов
    • Система охлаждения
      • Система охлаждения двигателя
  • Трансмиссия
    • Сцепление
      • Привод управления сцеплением
    • Коробка раздаточная
      • Подвеска раздаточной коробки
      • Картеры и крышки коробки раздаточной
      • Картер и крышки привода на передний ведущий мост
      • Валы и шестерни коробки раздаточной
      • Валы и шестерни привода на передний ведущий мост
      • Привод управления механизмом переключения передач
    • Передача карданная
      • Валы карданные в сборе
      • Вал карданный привода заднего и промежуточного мостов
      • Вал карданный промежуточный основной
      • Вал карданный привода переднего моста
      • Опора промежуточная карданных валов
    • Мост передний
      • Картер и кожухи полуосей переднего моста
      • Картер и крышки редуктора главной передачи переднего моста
      • Валы и шестерни редуктора главной передачи переднего моста
      • Дифференциал переднего моста
      • Кулаки поворотные переднего моста
    • Мосты задний и средний
      • Картер и кожухи полуосей мостов заднего и промежуточного
      • Картер и крышки редуктора главной передачи заднего и промежуточного мостов
      • Дифференциал и полуоси заднего и промежуточного мостов
  • Ходовая часть
    • Рама, бамперы и брызговики двигателя
      • Рама
    • Подвеска
      • Рессоры передние
      • Амортизаторы передней подвески
      • Рессоры задние и штанги реактивные
      • Балансир
    • Ось передняя
      • Тяги рулевые
    • Колеса
      • Колеса и шины
      • Ступицы передних колес и барабаны тормозные
      • Ступицы задних колес и барабаны тормозные
      • Держатель запасного колеса
      • Балансиры задней подвески
  • Механизмы управления
    • Управление рулевое
      • Управление рулевое
      • Механизм рулевой
      • Цилиндр силовой гидроусилителя рулевого управления
      • Распределитель гидроусилителя рулевого управления
      • Насос масляный и бачок гидроусилителя рулевого управления
    • Тормоза
      • Тормоза рабочие передние
      • Тормоза рабочие задние
      • Падаль тормозная и привод
      • Воздухопроводы
      • Тормоз стояночный
      • Управление стояночным тормозом
      • Установка и привод компрессора
      • Головка и блок цилиндров компрессора
      • Картер и вал коленчатый компрессора
      • Водоотделитель и регулятор давления с предохранительным клапаном
      • Баллоны воздушные
      • Кран тормозной двухсекционный с рычагом
      • Клапан защитный одинарный
      • Клапан защитный двойной
      • Клапан предохранительный
      • Противозамерзатель
      • Клапан контрольного вывода
      • Цилиндры тормозные
      • Кран разобщительный и головки соединительные
      • Клапаны управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом
      • Клапаны управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
      • Кран отбора воздуха и клапан буксирный
      • Кран тормозной обратного действия с ручным управлением
      • Тормоз вспомогательный
  • Электрооборудование
    • Электрооборудование
      • Генератор Г-288А
      • Регулятор напряжения
      • Батареи аккумуляторные
      • Выключатель массы
      • Фара ФГ-122Н
      • Фонари передние и задние
      • Электропровода, аппаратура коммутационная и приборы
  • Дополнительное оборудование
    • Устройство седельное
      • Устройство седельное
      • Устройство седельное КрАЗ-25581 с 01.01.1982 г.
      • Прибор буксирный
    • Коробка отбора мощности
      • Коробка отбора мощности
      • Кран управления давлением в шинах
      • Кран колесный
    • Лебедка
      • Лебедка
      • Вал карданный привода лебедки
  • Принадлежности
    • Инструмент и принадлежности
      • Инструмент и принадлежности
  • Приложения
    • Схема расположения подшипников
      • Схема расположения подшипников
    • Общий вид автомобиля
      • Общий вид автомобиля КрАЗ-255Б1
      • Общий вид автомобиля КрАЗ-255В1

По алфавиту

Амортизаторы передней подвески

Баки топливные

Балансир

Балансиры задней подвески

Баллоны воздушные

Батареи аккумуляторные

Вал карданный привода заднего и промежуточного мостов

Вал карданный привода лебедки

Вал карданный привода переднего моста

Вал карданный промежуточный основной

Валы и шестерни коробки раздаточной

Валы и шестерни привода на передний ведущий мост

Валы и шестерни редуктора главной передачи переднего моста

Валы карданные в сборе

Вентиляция и отопление кабины

Водоотделитель и регулятор давления с предохранительным клапаном

Воздухопроводы

Выключатель массы

Генератор Г-288А

Головка и блок цилиндров компрессора

Дверь кабины в сборе

Держатель запасного колеса

Дифференциал и полуоси заднего и промежуточного мостов

Дифференциал переднего моста

Зеркало заднего вида наружное и козырек противосолнечный

Инструмент и принадлежности

Кабина

Картер и вал коленчатый компрессора

Картер и кожухи полуосей мостов заднего и промежуточного

Картер и кожухи полуосей переднего моста

Картер и крышки привода на передний ведущий мост

Картер и крышки редуктора главной передачи заднего и промежуточного мостов

Картер и крышки редуктора главной передачи переднего моста

Картеры и крышки коробки раздаточной

Клапан защитный двойной

Клапан защитный одинарный

Клапан контрольного вывода

Клапан предохранительный

Клапаны управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом

Клапаны управления тормозами прицепа с однопроводным приводом

Колеса и шины

Коробка отбора мощности

Кран колесный

Кран отбора воздуха и клапан буксирный

Кран разобщительный и головки соединительные

Кран тормозной двухсекционный с рычагом

Кран тормозной обратного действия с ручным управлением

Кран управления давлением в шинах

Крепление силового агрегата на шасси

Крыло переднее и подножка

Кулаки поворотные переднего моста

Лебедка

Механизм рулевой

Насос масляный и бачок гидроусилителя рулевого управления

Облицовка радиатора и капот

Общий вид автомобиля КрАЗ-255Б1

Общий вид автомобиля КрАЗ-255В1

Окно кабины ветровое

Омыватель ветрового окна

Опора промежуточная карданных валов

Падаль тормозная и привод

Платформа

Подвеска раздаточной коробки

Прибор буксирный

Привод управления механизмом переключения передач

Привод управления сцеплением

Противозамерзатель

Радиатор масляный

Рама

Распределитель гидроусилителя рулевого управления

Регулятор напряжения

Рессоры задние и штанги реактивные

Рессоры передние

Сиденье водителя и пассажирское

Система выпуска отработавших газов

Система охлаждения двигателя

Стеклоочистители

Ступицы задних колес и барабаны тормозные

Ступицы передних колес и барабаны тормозные

Схема расположения подшипников

Тормоз вспомогательный

Тормоз стояночный

Тормоза рабочие задние

Тормоза рабочие передние

Тяги рулевые

Управление двигателем

Управление рулевое

Управление стояночным тормозом

Установка и привод компрессора

Устройство пусковое подогревательное

Устройство седельное

Устройство седельное КрАЗ-25581 с 01.01.1982 г.

Фара ФГ-122Н

Фонари передние и задние

Цилиндр силовой гидроусилителя рулевого управления

Цилиндры тормозные

Электропровода, аппаратура коммутационная и приборы

www.specserver.com

Раздаточная коробка автомобилей КрАЗ

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Шасси автомобиля

Раздаточная коробка автомобилей КрАЗ

На трехосном автомобиле КрАЗ-214 с приводом на все оси раздаточная коробка состоит из трех механизмов: двухступенчатого редуктора, механизма привода переднего ведущего моста и межосевого дифференциала привода задних ведущих мостов. Каждый механизм собран в отдельном чугунном литом картере. Все три картера соединены между собой болтами, представляя общий агрегат.

В среднем картере расположен двухступенчатый редуктор, состоящий из двух валов с шестернями и переключающим механизмом. В стенках картера установлены на шариковых и роликовых подшипниках два вала: ведущий и ведомый. Передний конец ведущего вала с помощью карданного вала соединен с задним концом вторичного вала коробки передач.

Шестерни ведущего вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведомого вала, установленными на валу свободно на бронзовых втулках. Шестерня служит для отбора мощности.

Включение низшей и высшей передач с передаточными числами 0,905 и 1,56 осуществляется синхронизатором, сходным по устройству и действию с синхронизатором коробки передач.

На заднем конце ведомого вала раздаточной коробки, входящем в отдельный картер, установлен межосевой Дифференциал с коническими шестернями.

Дифференциал представляет собой крестовину, закрепленную на шлицах вала. На крестовине установлены сателлиты, входящие в зацепление с боковыми коническими шестернями. Эти шестерни изготовлены как одно целое с цилиндрическими шестернями, установленными свободно на валу на бронзовых втулках. С каждой из этих шестерен постоянно зацепляются шестерни, закрепленные на боковых валах, установленных в стенках картера на подшипниках. От задних концов этих валов усилие с помощью карданной передачи передается к обоим задним ведущим мостам.

Рис. 1. Раздаточная коробка автомобиля КрАЗ-214

На шлицах заднего конца вала межосевого дифференциала закреплена ступица, на зубьях которой установлена передвижная муфта. Зубья этой муфты могут надвигаться на зубчатый венец шестерни, наглухо соединяя ее с валом и блокируя дифференциал. Муфта передвигается вилкой с помощью специального рычага, установленного в кабине водителя. Межосевой дифференциал поровну распределяет усилие от раздаточной коробки на оба ведущих моста, устраняя перегрузку мостов повышенным крутящим моментом. При наличии блокирующего механизма можно выключать дифференциал в случае буксования колес одного из ведущих мостов, что обеспечивает лучшую проходимость автомобиля.

В переднем картере расположен механизм привода переднего ведущего моста. Вращение с шестерни переднего конца ведомого вала редуктора через промежуточную шестерню передается на шестерню вала привода переднего ведущего моста. Шестерня закреплена на валу, установленном в стенках картера на роликоподшипниках с коническими роликами. Шестерня на валу установлена свободно на бронзовой втулке и соединяется с валом для включения переднего моста передвижной муфтой.

Привод спидометра осуществляется от шестёрни с переднего конца ведомого вала редуктора.

На среднем картере сверху установлена коробка отбора мощности. Вал отбора мощности включается перемещением его шестерни и соединением ее с шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала редуктора. Шестерня установлена на промежуточной оси, закрепленной в картере коробки отбора мощности на роликоподшипнике.

Весь агрегат раздаточной коробки крепится на раме автомобиля: впереди — с помощью кронштейна, а сзади — на двух цапфах.

На трехосном автомобиле КрАЗ-219 и КрАЗ-257 с приводом только на задние ведущие мосты, имеющими раздельный привод отдельными карданными передачами, раздаточная коробка имеет устройство, аналогичное устройству раздаточной коробки автомобиля КрАЗ-214. В ней отсутствует механизм привода переднего моста. В связи с этим изменена конструкция переднего конца ведомого вала редуктора. Передний подшипник вала закрыт глухой крышкой.

Передаточные числа раздаточной коробки автомобиля КрАЗ-257 соответственно равны: на высшей передаче 1,23, на низшей передаче 2,28.

Читать далее: Уход за раздаточными коробками

Категория: - Шасси автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Обслуживание коробки передач КРАЗ-255, 260

Обслуживание коробки передач КРАЗ-255, 260

Разборка коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260

Коробку передач КРАЗ-255, КРАЗ-260 разбирают на стенде, а при отсутствии его на верстаке высотой 500—600 мм.

В большинстве случаев для устранения какой-либо неисправности или замены отдельных деталей достаточно разобрать КПП КРАЗ на отдельные крупные узлы (крышку коробки с механизмом переключения, узел ведущего вала, узлы ведомого вала и т. д.).

Последовательность разборки коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260

Рис.7-9. Коробка передач КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260

1 — ведущий вал; 2, 18, 25, 35 - подшипники; 3—шланг подачи смазки; 4 — рычаг переключения передач; 5 — головка штока вилки; 6 — пружина стопорного шарика; 7 — вилка четвертой и пятой передач; 8 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 9— упорная шайба; 10—шестерня пятой передачи ведомого вала; 11 — шестерня третьей передачи ведомого вала; 12—вилка переключения второй и третьей передач; 13 — синхронизатор второй и третьей передач; К - шестерня второй передачи ведомого вала; 15 — вилки первой передачи и заднего хода; 16 — шестерня первой передачи и заднего хода ведомого вала; 17 — крышка; 19 — распорная втулка;

20 — сальник; 21 — фланец; 22 — ведомый вал; 23 — упорная шайба; 24 — крышка; 26 — стопорное кольцо; 27 — промежуточный вал; 28 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 29 — распорная втулка; 30 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 31 -- шестерня пятой передачи промежуточного вала; 32—шестерня отбора мощности; 33 — шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 34 — замочное кольцо; 36 — ведущая шестерня масляного насоса; 37 — ведомая шестерня масляного насоса: 38 — масляный насос; 39 — крышка подшипника ведущего вала; 40 — вилка выключения сцепления; 41 — муфта выключения сцепления; 42 — колпачковая гайка; 43 — пружина предохранителя; 44 — ось блока промежуточных шестерен заднего хода; 45—блок шестерен; 46 — промежуточная втулка; 47 — игольчатый подшипник

Снять кронштейн задней опоры коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260.

Осторожно снять крышку коробки передач, не повредив при этом прокладку.

Отъединить пружину выключения сцепления от муфты и скобы, отвернуть шланг 3 (рис. 7-9) для смазки муфты и привязать свободный конец шланга проволокой к одному из отверстий картера сцепления.

Снять муфту 41 выключения сцепления.

Отвернуть гайку стяжного болта вилки выключения сцепления и вынуть стяжной болт. Повернуть вал вилки на 180° и сдвинуть вилку 40по валу так, чтобы можно было вынуть сегментную шпонку.

Выбив сегментную шпонку вынуть вал, одновременно снимая с вала вилку выключения сцепления. При помощи универсального съемника снять фланец 21 с ведомого вала.

При помощи болтов-съемников снять крышку 39 с ведущего вала и прокладку крышки. Слегка ударяя молотком по ведущему валу 1 и покачивая его рукой, извлечь ведущий вал в сборе с подшипником из гнезда картера.

Снять крышку 17 заднего подшипника ведомого вала КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 (при этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить уплотнительную прокладку). Снять прокладку и распорную втулку 19.

Выпрессовать задний подшипник ведомого вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо.

При помощи проволочных захватов извлечь ведомый вал 22 в сборе с шестернями из картера коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260.

Осторожно снять крышку 24 заднего подшипника промежуточного вала так, чтобы не повредить прокладку. Снять прокладку.

Снять упорную шайбу 23 промежуточного вала. Затем снять задний подшипник промежуточного вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо 26.

При помощи проволочных захватов извлечь промежуточный вал 27 из картера коробки передач. Снять масляный насос 38 и прокладку насоса.

Извлечь из картера ось блока промежуточных шестерен заднего хода, затем вынуть из картера блок шестерен 45, подшипники 47 и промежуточную втулку 46.

Ведущий вал КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 следует разбирать в следующей последовательности:

- зажать ведущий вал в тисках и отогнуть усик замочной шайбы;

- отвернуть кольцевую гайку и снять замочную шайбу;

- спрессовать подшипник.

Ведомый вал КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 следует разбирать в следующей последовательности:

- снять со шлицев шестерню 16 первой передачи и заднего хода, синхронизатор 8 четвертой и пятой передач;

- при помощи отвертки и специальных крючков снять замочное кольцо и упорную шайбу 9 шестерни пятой передачи;

- установить ведомый вал КПП КРАЗ на пресс, подложить под шестерню14 второй передачи деревянные подкладки и, нажимая прессом через деревянную прокладку или специальную оправку, спрессовать втулки шестерен и шлицевую втулку синхронизатора второй и третьей передач.

Снять с вала шестерню 10 пятой передачи, иглы подшипника шестерни пятой передачи, промежуточное кольцо подшипника, втулку подшипника шестерни пятой передачи, шестерню третьей передачи, игл подшипника 18 шестерни третьей передачи, промежуточное кольцо подшипника, втулку подшипника шестерни третьей передачи, синхронизатор 13 второй и третьей передачи, шлицевую втулку синхронизатора, шестерню 14 второй передачи, игл подшипника 35 шестерни второй передачи, промежуточное кольцо подшипника и упорную шайбу шестерни второй передачи.

Разборку механизма переключения передач КРАЗ выполнить в следующей последовательности:

- отвернуть гайки шпилек крепления опоры рычага переключения, снять опору и ее прокладку, затем извлечь из крышки пружины 6 и стопорные шарики механизма переключения;

- зажать опору с рычагом переключения в тисках, отвернуть рукоятку рычага переключения и, нажимая на шайбу, сжать пружину рычага переключения передач так, чтобы освободился штифт шайбы.

- Вытащить плоскогубцами штифт шайбы, снять шайбу, пружину рычага, крышку опоры и уплотнительное кольцо крышки.

-- Выбить из опоры штифт крепления рычага переключения и снять рычаг КПП КРАЗ; отогнуть усики замочной шайбы, отвернуть колпачковую гайку 42, отвернуть гайку предохранителя включения первой передачи и заднего хода, вынуть предохранитель, пружину 43 предохранителя, поводок переключения первой передачи и заднего хода и его ось;

- вывернуть установочные винты головок штоков и вилок переключения, вынуть заглушки отверстий штоков, при помощи выколотки выбить штоки из крышки, снять вилки 7, 12 и 15 и головки 5, вынуть шарики и штифт замка штока.

Разборку промежуточного вала КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 выполнить в следующей последовательности:

- снять шайбу-маслоотражатель и при помощи двух отверток снять замочное кольцо 34;

- установить промежуточный вал 27 на прессе, спрессовать шестерню 33 постоянного зацепления и извлечь шпонку шестерни.

- После этого поочередно спрессовать шестерни 32, 31, 30 и 28,предварительно извлекая сегментные шпонки уже снятых шестерен.

Разборку масляного насоса выполнить в следующей последовательности:

- при помощи плоскогубцев вынуть ведущую шестерню 36 из корпуса масляного насоса в сборе с осью; спрессовать шестерню с оси и вынуть сегментную шпонку;

- вынуть ведомую шестерню 37 и ее ось из корпуса насоса;

- вывернуть пробку пружины клапана, извлечь из корпуса насоса пружину и шарик клапана.

Износ шлицев ведущего вала допускается до 5,7 мм (номинальный размер 5,9+0'05 мм). Смятие или скручивание шлицев не допускается.

Износ шлицев ведомого вала коробки передач КРАЗ допускается в пределах 0,12—0,16 мм. Износ щек вилок переключения передач по толщине допускается до размера 10 мм.

Щеки должны лежать в одной плоскости и быть перпендикулярны к оси отверстия с точностью до 0,2 мм. Износ зубьев каретки синхронизатора (по длине) со стороны включения допускается до размера зуба 8 мм.

Износ шлицев синхронизатора КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 второй и третьей передач (по толщине) допускается до размера 6,25 мм при замере на расстоянии 2,35 мм от вершины.

Износ шлицевого отверстия синхронизатора четвертой и пятой передач (по внутреннему диаметру) допускается до 50,127 мм, разработка впадины по ширине — до размера 14,2 мм.

При определении степени износа бронзовых конусных колец обойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ними конусными поверхностями соответствующих валов и шестерен.

При насаживании кольца или шестерни на вал замеряют зазор между торцом зуба и обоймой синхронизатора коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260.

Износ конусного кольца считается в пределах допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм. Износ выточки муфты синхронизатора под вилку допускается до размера 11,76 мм.

При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают, ставят новые и запаивают их латунью. Место пайки зачищают.

Износ шлицев фланца крепления карданного вала (по ширине) допускается до размера 9,2 мм, износ шейки под сальник — до диаметра 69,6 мм.

Допускается износ нижнего шарового конца рычага переключения передач КРАЗ-255, КРАЗ-260 до размера 18,65 мм; износ сферической поверхности верхнего шарового упора до размера 35,2 мм: износ отверстия в верхнем шаровом упоре под штифт (по ширине) до размера 10,6 мм.

Сборка коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260

Сначала собирают крупные узлы коробки передач, а затем из подсобранных узлов — непосредственно КПП.

Сборка ведущего вала КПП КРАЗ

Если по какой-либо причине в КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 устанавливают новый ведущий вал или новый синхронизатор четвертой и пятой передач, то перед сборкой конусную поверхность кольца синхронизатора следует притереть к конусной поверхности синхронизатора четвертой и пятой передач.

Площадь следов контакта должна составлять не менее 65% поверхности конуса кольца и располагаться равномерно по всей конусной поверхности.

Последовательность сборки ведущего вала КРАЗ:

- напрессовать на ведущий вал 1 (см. рис.7-9) до упора шариковый подшипник 2 в сборе со стопорным кольцом;

- зажать ведущий вал ведущего вала КПП КРАЗ в тисках, установить замочную шайбу, навернуть и при помощи ключа затянуть кольцевую гайку, а затем загнуть усик замочной шайбы.

Вращение наружной обоймы подшипника должно быть свободным, без заедания.

Сборка ведомого вала коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260

При сборке ведомого вала КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260, в случае замены синхронизатора или шестерни, кроме шестерни первой передачи и заднего хода, следует притереть конусные поверхности синхронизаторов к конусным поверхностям шестерен.

Если на ведомый вал устанавливают новый игольчатый подшипник для какой-нибудь шестерни, то его комплектуют из игл одной группы (диаметр иглы подшипника первой группы 3,000—2,995 мм второй группы 2,995—2,990 мм).

Последовательность сборки ведомого вала КРАЗ-255, КРАЗ-260:

Установить на ведомый вал 22 упорную шайбу и промежуточное кольцо, собрать игольчатый подшипник. Для облегчения сборки допускается устанавливать иглы подшипников на солидоле.

Затем установить шестерню 14 второй передачи и напрессовать до упора распорную втулку синхронизатора второй и третьей передач.

Распорная втулка своим кольцевым срезом должна быть обращена в сторону переднего конца ведомого вала.

Установить на распорную втулку синхронизатор 13 второй и третьей передач, при этом короткий конец каретки синхронизатора должен быть обращен в сторону шестерни второй передачи.

Каретка синхронизатора КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 должна свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам распорной втулки.

Напрессовать до упора втулку шестерни 10 третьей передачи. Собрать игольчатый подшипник, затем установить шестерню 11.

Напрессовать до упора втулку шестерни 10 пятой передачи. Собрать игольчатый подшипник шестерни 10 пятой передачи, установить шестерню 10 пятой передачи, упорную шайбу 9 и замочное кольцо.

Зазор между торцами упорной шайбы и втулкой подшипника устанавливают в пределах 0,10—0,15 мм.

Величину зазора регулируют подбором упорной шайбы до установки шестерни пятой передачи.

Все шестерни ведомого вала КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 должны вращаться свободно, без заеданий.

Обойма конусных колец синхронизатора второй и третьей передач должна иметь продольное перемещение в пределах 3—5 мм.

Сцепление зубьев каретки синхронизатора с зубьями шестерен должно быть свободным, без заеданий.

Установить синхронизатор 8 четвертой и пятой передач так, чтобы кольцевая выточка каретки, синхронизатора была обращена в сторону шестерни пятой передачи.

Перемещение синхронизатора коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260 по шлицам должно быть свободным, без заеданий.

Установить шестерню 16 первой передачи и заднего хода так, чтобы выточка под вилку включения была обращена в сторону шестерни 14. Перемещение шестерни по шлицам должно быть свободным, без заеданий.

Сборка промежуточного вала КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260

Шестерню 33 постоянного зацепления удлиненной стороной ступицы устанавливают в сторону заднего конца промежуточного вала, а остальные шестерни удлиненной стороной ступицы в сторону переднего конца.

Рис. 10. Механизм переключения передач КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260

1 — крышка опоры рычага; 2 — пружина рычага переключения; 3 — шайба пружины рычага переключения; 4— рычаг переключения передач; 5 — поводок переключения первой передачи и заднего хода; 6 — ось поводка переключения первой передачи и заднего хода; 7— пружина предохранителя включения первой передачи и заднего хода; 8 — предохранитель первой передачи и заднею хода; 9 — уплотнительное кольцо крышки опоры; 10 — опора рычага переключении передач; 11 — штифт крепления рычага; 12— шайба; 13 — гайка предохранителя включения первой передачи и заднего хода; 14 — колпачковая гайка; 15 — пружина стопорного шарика; 16 — стопорный шарик механизма переключения передач; 17 — штифт шайбы пружины рычага; 18— шпилька крепления опоры рычага переключения передач; 19—пробка маслозаливного отверстия коробки передач; 20 — шарики-фиксаторы; 21 — штифт замка штока вилок переключения передач; 22 — заглушка верхней крышки коробки передач; 23— вилка переключения первой передачи и заднего хода; 24 — вилка переключения второй и третьей передач; 25 — установочный винт вилки переключения передач ; 26 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 27 — головка штока вилки переключения второй и третьей передачи, 28 - головка штока вилки переключения первой передачи и заднего хода; 29 — заглушка верхней крышки коробки передач; 30 — шток вилки переключения первой передачи и заднего хода, 31 — шток вилки переключения второй и третьей передач; 32 — шток вилки переключения четвертой и пятой передач; 33— верхняя крышка коробки передач; 34 — прокладка

Верхнюю крышку коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260 необходимо собирать в следующем порядке:

Установить в крышку коробки шток 30 (рис. 10) вилки переключения первой передачи и заднего хода.

Надеть на шток головку 28 и вилку переключения 23. Продвинуть шток до нейтрального положения, через отверстие под шток второй и третьей передач вложить два шарика-фиксатора 20 замка.

Вставить шток 31 вилки переключения второй и третьей передач. Надеть на шток головку 27 и вилку переключения 24. Вставить в отверстие штока штифт 21 замка.

Продвинуть шток до нейтрального положения. Шток 32 вилки четвертой и пятой передач КПП КРАЗ устанавливают аналогично. Штоки, установленные в крышку, должны свободно перемещаться от усилия руки.

Закрепить головки и вилки переключения винтами 25. Качание вилок и головок на штоках не допускается. Установочные винты зашплинтовать вязальной проволокой.

Проверить работу замка штоков. При продольном перемещении одного из штоков два других должны быть заперты замком в нейтральном положении.

Надеть на предохранитель 8 первой передачи и заднего хода пружину 7. Вставить предохранитель с пружиной в ось 6 поводка, навернуть на предохранитель гайку 13.

Надеть на ось поводок 5 первой передачи и заднего хода КПП КРАЗ, вставить поводок с осью в опору 10. Поводок переключения первой передачи и заднего хода должен свободно, без заедания, вращаться на оси.

Зажать опору в тисках, установить в нее рычаг 4 и легкими ударами молотка забить штифт 11 крепления рычага. Установить на опору через рычаг уплотнительное кольцо 9 и крышку 1.

Затем надеть на рычаг пружину 2 и шайбу 3. Нажимая на шайбу, сжать пружину и вставить в отверстие рычага штифт 17 шайбы пружины. Навернуть на рычаг рукоятку.

Отрегулировать зазор (в пределах 1,5—2,0 мм) между включающей головкой рычага и выступами поводка гайкой 13 предохранителя.

После регулировки зашплинтовать гайку, надеть на конец оси замочную шайбу 12, навернуть колпачковую гайку 14 и загнуть усики замочной шайбы (один — на опору, другой — на грань колпачковой гайки).

Вставить в отверстия крышки шарики 16 и пружины 15, установить на крышку прокладку и опору рычага переключения.

Завернуть гайки шпилек 18 крепления опоры, подложив под гайки пружинные шайбы.

После сборки проверяют расстояние от торца ведущей шестерни до уступа вала, которое должно быть в пределах 13,5—14,5 мм. Кроме того, проверяют радиальный зазор (на одну сторону) между стенкой гнезда корпуса и шестерней. Зазор допускается в пределах 0,11—0,20 мм.

Окончательно коробку передач КРАЗ-255, КРАЗ-260 собирают в следующей последовательности:

Собранный промежуточный вал КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 установить в картер коробки. На задний конец промежуточного вала напрессовать шариковый подшипник 25 (см. рис. 7-9) со стопорным кольцом 26 и закрепить упорную шайбу 23.

Болты зашплинтовать между собой вязальной проволокой.

Установить в картер блок промежуточных шестерен 45 заднего хода в сборе с роликовыми подшипниками 47 и промежуточной втулкой 46,затем вставить ось блока 44.

Вращение блока шестерен КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260 на оси должно быть свободным, без заеданий. Продольное перемещение блока на оси должно быть в пределах 0,15—0,71 мм.

Допускается установка шайб для компенсации износа бобышек картера коробки. Установить масляный насос 38. Болты крепления зашплинтовать вязальной проволокой.

Между корпусом насоса и плоскостью картера установить картонную прокладку толщиной 0,25—0,35 мм.

Установить в картер ведомый вал коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260, напрессовать до упора на задний конец вала шариковый подшипник 18 со стопорным кольцом и установить распорную втулку 19, а на передний конец вала установить роликовый подшипник.

Установить в картер ведущий вал. Установить крышку 39 подшипника, используя латунную оправку с полированной поверхностью 1.

Установить крышки подшипников ведомого 17 (см. рис. 7-9) и промежуточного 27 валов, подложив под крышки прокладки.

Установить на задний конец ведомого вала фланец 21 крепления карданного вала и плоскую шайбу. Закрепить фланец гайкой и зашплинтовать.

Болты крепления крышки подшипника ведущего вала, картера сцепления и масляного насоса зашплинтовать вязальной проволокой попарно.

Все валы коробки передач КРАЗ-255, КРАЗ-260 должны легко вращаться. Если была необходимость замены сальника ведущего или ведомого вала, то сальник в крышку запрессовывают при помощи специальной оправки.

Вставить в отверстия картера вал вилки выключения сцепления, одновременно надев на вал вилку. Установить в пазу вала сегментную шпонку и надвинуть на шпонку вилку выключения. Затем закрепить вилку на валу при помощи стяжного болта с пружинной шайбой.

Установить на крышку подшипника муфту выключения сцепления. Присоединить пружину выключения к муфте и скобе и привернуть к муфте шланг для смазки.

Установить в нейтральное положение синхронизаторы, шестерни первой передачи и заднего хода и вилки штоков крышки КПП КРАЗ-255, КРАЗ-260.

Установить на картер крышку, подложить под нее прокладку и закрепить. Проверить переключение передач, оно должно быть свободным, без заеданий.

Прикрепить к картеру болтами с пружинными шайбами кронштейн задней опоры силового агрегата.

 

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

spezz.ru