Сборочные чертежи редукторов. Спецификации. Сборочные чертежи приводов. Муфты. Чертежи деталей, страница 12. Сборочный чертеж редуктора


Сборочные чертежи редукторов. Спецификации, страница 3

2)В каждой паре крышек показан разрез одного винта, оси остальных винтов изображены штрихпунктирными линиями. Под головки винтов поставлены пружинные шайбы. Для изображения местного разреза ось винта перемещена по окружности до совмещения с плоскостью разъёма.

3)Рёбра для удобства сварки поставлены снаружи: прямоугольной формы – на корпусе, треугольной - на крышке. 

4)Подшипниковые узлы всех валов объединены и расположены в прямоугольных призмах.

 

Рис. 39. Сборочный чертёж цилиндрического двухступенчатого редуктора

5)Корпус с крышкой скреплены в районе призм винтами, в районе фланцев - болтами.

6)Все валы редуктора – фиксированные. Наружные кольца фиксированных подшипников закреплены в гнёзде с внутренней стороны редуктора пружинными кольцами, с другой стороны -  компенсирующими кольцами, поджатыми торцами подшипниковых крышек. Плавающие подшипники поставлены с зазором.

7)Прокладки различного назначения из разных материалов изготавливаются не сплошными, а имеют кольцевую или ленточную форму. На разрезах чертежей они показываются не штриховкой, а заливкой из-за малой толщины. Неразрезанные они изображаются двойными линиями: регулировочные прокладки на профильной проекции и прокладки крышки люка на профильной и частично на фронтальной проекции. 

8)Для контроля уровня масла поставлен маслоуказатель фонарного типа.

Другие особенности корпусных деталей соответствуют метке А литой конструкции корпуса.

Пример сборочного чертежа цилиндрического соосного редуктора со сварным корпусом приведен на рис. 40.

     В. Основные особенности чертежа.

1)Особенности литой конструкции корпуса следует изучить по метке А. Также полезно  ознакомиться с положениями метки Б.

2)В конструкции спроектирована внутренняя опора с двумя подшипниками различных типоразмеров. Опора выполнена заодно с корпусом. Крышку опоры (хомут) изготавливают отдельно и крепят к опоре двумя болтами. Посадочный размер опоры одинаков для обоих подшипников. Подшипник меньших размеров установлен в специально сконструированный стакан.

3)Для транспортировки редуктора предусмотрены на крышке редуктора захваты с отверстиями.

4)Для контроля уровня масла поставлен жезловый маслоуказатель (щуп).

Пример сборочного чертежа шестерённо-червячного редуктора со сварным корпусом приведен на рис. 41.

Рис. 40. Сборочный чертёж цилиндрического соосного редуктора

    

Рис. 41. Сборочный чертёж шестерённо-червячного редуктора

Г. Основные особенности чертежа.

1)Особенности сварной  конструкции корпуса следует изучить по метке Б. Также полезно  ознакомиться с положениями метки А.

2)Поставлена промежуточная опора червяка с плавающим подшипником аналогично предыдущей конструкции. Фиксированная опора содержит сдвоенный радиально-упорный подшипник, который закреплён круглой гайкой и регулируется прокладками между торцом подшипниковой крышки и фланцем стакана.

3)Стакан поставлен для возможности постановки червяка бóльших размеров внутрь корпуса через отверстие меньшего диаметра.

4)Корпус с крышкой скреплены стяжными болтами.

5)Для транспортировки редуктора предусмотрены на крышке редуктора захваты с отверстиями.

6)Для контроля уровня масла поставлен маслоуказатель фонарного типа.

Пример сборочного чертежа планетарного редуктора со литым корпусом приведен на рис. 42.

Д. Основные особенности чертежа. 

1)Корпус выполнен без горизонтального разъёма. Постановку деталей в корпус осуществляют через боковое окно, закрываемое крышкой. В него же ставят подшипник водила.

2)Корончатое колесо неподвижно, оно закреплено в корпусе винтами.

3)Подшипники сателлитов принимать в соответствии с размерами сателлитов.

4)Водило составное; оно состоит из собственно водила 7, вала 17, втулок 8, осей 17 (по числу сателлитов) и деталей крепежа.

5)Заливку масла осуществляют через отверстие в верхней части корпуса.

6)Устройство для выравнивания нагрузки между сателлитами в конструкции не предусмотрено.

vunivere.ru

Сборочные чертежи редукторов. Спецификации, страница 6

Рис. 45. Сборочный чертёж привода цепного конвейера лов. Каждый узел фиксируют на раме (плите) двумя коническими штифтами и закрепляют болтами или винтами.

Высоту изделия назначают, исходя из условия необходимой жёсткости, по формуле:

Н ≈ 0,1L,                                                      (45)

где L – длина рамы.

В курсовом проекте не ставится задача детального конструирования рамы. Необходимо назначить размеры основных элементов для их изображения на сборочном чертеже.

Конфигурацию литой плиты необходимо принимать по возможности простой прямоугольной формы. Плиты получают в виде отливок из серого чугуна марки СЧ 15 по ГОСТ 1412. Основные элементы плиты приведены на рис. 46.

Толщину стенки плиты, одинаковую для всех сечений, принимают из табл. 25 в зависимости от приведенного габарита корпуса N, м:

          .                                                             (46)

Таблица 25. Толщины стенок литой плиты

Габарит корпуса N, м

0,4

0,75

1

1,5

1,8

2

Толщина стенки δ, мм

6

8

10

12

14

16

Горизонтальные  полки  снабжают платиками, формирующими базовые поверхности для установки узлов (сборочных единиц), и большими окнами для облегчения массы и монтажа. Окна обрамляют контурными рёбрами для повышения жёсткости. При различной высоте центров узлов на плите делают возвышения. Вертикальные стенки снабжают окнами и уклонами. Величины уклонов выбирать из табл. 8.

Плиты устанавливают на бетонном основании. Нижнюю часть плиты снабжают фланцами и бобышками для размещения фундаментных болтов. Опорную поверхность плиты обрабатывают по Rz80, опорную поверхность платиков - по Rz20.

Диаметр и число фундаментных болтов следует принимать по табл. 26.

      

Рис. 46. Литая плита

Таблица 26. Фундаментные болты

Длина плиты L, мм

≤ 500

500…700

700…1000

1000…1200

Диаметр фундаментных болтов d, мм

14

16

20

24

Число болтов z

4

4

6

8

Размеры фланцев основания плиты (рис. 46) принимают:

ширину b = (2,5…3,5) δ;                                                                                (47)

толщину t = 1,5 δ.                                                                                            (48)

Размеры бобышек (рис. 46) принимают:

толщину горизонтальной полки δ1 = 1,5 δ;                                                 (49)

высоту h = (2,5…3,5)d;                                                                                  (50)                                                             

ширину, размеры под болты и цековку из условия размещения болтов -  

по табл. 8.       

Сварные рамы (рис. 47) проектируют с учётом основных принципов конструирования литых плит. Рама состоит из швеллеров, которые располагают полками наружу для удобства сборки. Высоту швеллера назначают по высоте Н – формула (45). Нижнюю поверхность рамы не обрабатывают. Для установки узлов проектируют платики толщиной 5…6 мм, которые приваривают к раме и обрабатывают по Rz20. Основные элементы рамы приведены на рис. 45.

Раму удобно конструировать из двух продольно расположенных швеллеров и трёх-четырёх поперечных, приваренных к  продольным. Узлы к раме крепят болтами. На внутреннюю поверхность полки приваривают плоские или косые шайбы по ГОСТ 10906. Под гайки фундаментных болтов проектируют бобышки.  Если позволяет компоновка узлов на раме, фундаментные болты пропускают сквозь обе полки и гайку опирают о верхнюю полку.

Рамы и плиты располагают на бетонном полу. Для покрытия полов применяют высококачественные марки бетона. Толщина слоя бетона – 30…40 мм. Фундаментные болты для крепления рам отличаются друг от друга формой закладных концов [8]. Диаметр фундаментной скважины зависит от диаметра болта: D = (5…7) d. Глубина заложения болтов в фундаменте h2 = (12…15) d. Фундаментные

vunivere.ru

Сборочные чертежи редукторов. Спецификации, страница 2

7)Технические требования, которые должны содержать примерно следующий текст.

1.  * Размеры для справок (при необходимости).

2.  Плоскость разъёма перед сборкой покрыть уплотнительной пастой типа герметик.

3.  Необработанные наружные поверхности редуктора покрыть эмалью, внутренние – маслостойкой краской.

4.  После сборки валы редуктора должны проворачиваться свободно, без стука и заеданий.

5.  Редуктор обкатать по 10-15 минут на всех режимах.

Пример сборочного чертежа двухступенчатого коническо-цилиндрического редуктора с литым корпусом приведен на рис. 38. Спецификация к данному чертежу приведена на рис. 43. Пояснения к ней приведены в разделе 8.

 

Рис. 38. Сборочный чертёж коническо-цилиндрического редуктора

А. Основные особенности чертежа.

1)В литой конструкции корпуса фланцы корпуса расположены внутри для увеличения устойчивости и объёма заливаемого масла, а фланцы крышки – снаружи для удобства монтажа. Соответственно подшипниковые бобышки и рёбра расположены внутри корпуса и снаружи крышки. Фундаментные болты располагаются в нишах, не выступающих за габариты корпуса.

2)Корпус с крышкой скреплены стяжными винтами, ввинчиваемыми в специально спроектированные бобышки.

3)Для промежуточного и тихоходного валов использованы врезные крышки, не требующие крепёжных винтов, входящие своими выступами  в пазы корпуса. Необходимую регулировку подшипников и валов выполняют компенсирующими кольцами, поставленными под крышки.

4)Для быстроходного вала принята накладная крышка, облегчающая регулировку конического зацепления за счёт прокладок между фланцами стакана и корпуса.

5)Быстроходный вал с подшипниками собран в стакан, устанавливаемый в корпус по посадке H7/h9.

6)Радиально-упорные подшипники быстроходного вала поставлены по схеме «врастяжку» с созданием преднатяга перемещением внутреннего кольца наружного подшипника вращением круглой гайки со шлицами. Гайка стопорится многолапчатой шайбой. Внутреннее кольцо наружного подшипника ставится по посадке  L0/h6, внутреннего подшипника - L0/k6.

7)Радиально-упорные подшипники промежуточного вала поставлены по схеме «враспор» с созданием преднатяга за счёт компенсирующих колец. 

8)Все валы редуктора – фиксированные. Наружное кольцо фиксированного радиального подшипника тихоходного вала крепят в гнёзде с внутренней стороны редуктора пружинным кольцом, с другой стороны -компенсирующим кольцом либо торцом подшипниковой крышки. Между плавающим подшипником и его крышкой  обеспечен зазор.

9)Крышки глухих и сквозных подшипниковых крышек поставлены в корпус с разными посадками: глухая крышка – H7/d11 сквозная -  H7/h9.

10)На размере подшипникового гнезда поставлены два обозначения посадок: подшипника H7/l0  и его крышки H7/d11. 

11) На разрезе цилиндрического зубчатого зацепления показаны пять линий: по две – образующие окружностей вершин и впадин и одна - делительной окружности. Показаны радиальные зазоры между окружностями вершин и впадин и фаски на вершинах зубьев. Аналогично в коническом зацеплении показаны пять образующих конусов и зазоры.

12) На тихоходном гладком валу между колесом и подшипниками поставлены дистанционные втулки.  Гладкий вал выполнен в системе вала и посадками с зазором C11/k6 и натягами L0/k6  и Т7/k6. 

13)Шпонка на хвостовике быстроходного вала поставлена так, чтобы не препятствовать съёму подшипника и крышки.

14)Для транспортировки редуктора на крышке предусмотрены бобышки для ввинчивания в них рым-болтов.

15)Для контроля уровня масла поставлен жезловый маслоуказатель (щуп), размещаемый в специальном корпусе.

Пример сборочного чертежа двухступенчатого цилиндрического редуктора приведен на рис. 39.

Б. Основные особенности чертежа.

1)В сварной конструкции корпуса использованы накладные подшипниковые крышки, прикрепляемые к корпусу крепёжными винтами. Между фланцами крышки и корпуса поставлены регулировочные прокладки.

vunivere.ru

Сборочные чертежи редукторов. Спецификации. Сборочные чертежи приводов. Муфты. Чертежи деталей, страница 2

7)Технические требования, которые должны содержать примерно следующий текст.

1.  * Размеры для справок (при необходимости).

2.  Плоскость разъёма перед сборкой покрыть уплотнительной пастой типа герметик.

3.  Необработанные наружные поверхности редуктора покрыть эмалью, внутренние – маслостойкой краской.

4.  После сборки валы редуктора должны проворачиваться свободно, без стука и заеданий.

5.  Редуктор обкатать по 10-15 минут на всех режимах.

Пример сборочного чертежа двухступенчатого коническо-цилиндрического редуктора с литым корпусом приведен на рис. 38. Спецификация к данному чертежу приведена на рис. 43. Пояснения к ней приведены в разделе 8.

 

Рис. 38. Сборочный чертёж коническо-цилиндрического редуктора

А. Основные особенности чертежа.

1)В литой конструкции корпуса фланцы корпуса расположены внутри для увеличения устойчивости и объёма заливаемого масла, а фланцы крышки – снаружи для удобства монтажа. Соответственно подшипниковые бобышки и рёбра расположены внутри корпуса и снаружи крышки. Фундаментные болты располагаются в нишах, не выступающих за габариты корпуса.

2)Корпус с крышкой скреплены стяжными винтами, ввинчиваемыми в специально спроектированные бобышки.

3)Для промежуточного и тихоходного валов использованы врезные крышки, не требующие крепёжных винтов, входящие своими выступами  в пазы корпуса. Необходимую регулировку подшипников и валов выполняют компенсирующими кольцами, поставленными под крышки.

4)Для быстроходного вала принята накладная крышка, облегчающая регулировку конического зацепления за счёт прокладок между фланцами стакана и корпуса.

5)Быстроходный вал с подшипниками собран в стакан, устанавливаемый в корпус по посадке H7/h9.

6)Радиально-упорные подшипники быстроходного вала поставлены по схеме «врастяжку» с созданием преднатяга перемещением внутреннего кольца наружного подшипника вращением круглой гайки со шлицами. Гайка стопорится многолапчатой шайбой. Внутреннее кольцо наружного подшипника ставится по посадке  L0/h6, внутреннего подшипника - L0/k6.

7)Радиально-упорные подшипники промежуточного вала поставлены по схеме «враспор» с созданием преднатяга за счёт компенсирующих колец. 

8)Все валы редуктора – фиксированные. Наружное кольцо фиксированного радиального подшипника тихоходного вала крепят в гнёзде с внутренней стороны редуктора пружинным кольцом, с другой стороны -компенсирующим кольцом либо торцом подшипниковой крышки. Между плавающим подшипником и его крышкой  обеспечен зазор.

9)Крышки глухих и сквозных подшипниковых крышек поставлены в корпус с разными посадками: глухая крышка – H7/d11 сквозная -  H7/h9.

10)На размере подшипникового гнезда поставлены два обозначения посадок: подшипника H7/l0  и его крышки H7/d11. 

11) На разрезе цилиндрического зубчатого зацепления показаны пять линий: по две – образующие окружностей вершин и впадин и одна - делительной окружности. Показаны радиальные зазоры между окружностями вершин и впадин и фаски на вершинах зубьев. Аналогично в коническом зацеплении показаны пять образующих конусов и зазоры.

12) На тихоходном гладком валу между колесом и подшипниками поставлены дистанционные втулки.  Гладкий вал выполнен в системе вала и посадками с зазором C11/k6 и натягами L0/k6  и Т7/k6. 

13)Шпонка на хвостовике быстроходного вала поставлена так, чтобы не препятствовать съёму подшипника и крышки.

14)Для транспортировки редуктора на крышке предусмотрены бобышки для ввинчивания в них рым-болтов.

15)Для контроля уровня масла поставлен жезловый маслоуказатель (щуп), размещаемый в специальном корпусе.

Пример сборочного чертежа двухступенчатого цилиндрического редуктора приведен на рис. 39.

Б. Основные особенности чертежа.

1)В сварной конструкции корпуса использованы накладные подшипниковые крышки, прикрепляемые к корпусу крепёжными винтами. Между фланцами крышки и корпуса поставлены регулировочные прокладки.

vunivere.ru

Сборочные чертежи редукторов. Спецификации, страница 14

Пример рабочего чертежа литого корпуса  планетарного редуктора приведен на рис. 61. Отличие от приведенных выше корпусных деталей в отсутствии горизонтального разъёма. Исходя из конструкции деталей планетарной передачи корпус выполнен цельным,  а детали вводят в боковую нишу, закрываемую боковой крышкой. Опоры размещены в корпусе, боковой крышке и в деталях передачи.

Водило составной конструкции выполнено заодно с тихоходным валом. В водиле закреплены оси сателлитов, вращающихся на подшипниках качения. При этом наружные кольца подшипников ставят с натягом в отверстия сателлитов, а внутренние – с зазором на оси. Корончатое колесо и боковая крышка поставлены в корпус по переходной посадке и закреплены винтами от перемещений.

11.13. Чертёж литой подшипниковой крышки

Пример рабочего чертежа накладной подшипниковой крышки приведен на рис. 63. На внутренней поверхности сквозной крышки предусмотрено место для размещения манжеты.  На внешней поверхности выполнены цековки для размещения пружинных шайб.

Упорный торец принят коротким, что важно для уменьшения концентрации напряжений  в углах крышки при затяжке винтов. Этой же цели служит допуск торцового биения плоскости контакта крышки с регулировочными прокладками.  

11.14. Чертёж стакана

Пример рабочего чертежа стакана приведен на рис. 64. Стакан - цилиндрическая втулка для размещения в ней подшипников качения. При размещении двух подшипников стакан имеет большое отношение длины к диаметру. Длинные стаканы обычно имеют фланцы для их крепления к корпусу.

 

 Рис. 62. Рабочий чертёж корпуса  планетарного редуктора

 

Рис. 63. Рабочий чертёж подшипниковой крышки

 

Рис. 64. Рабочий чертёж стакана

Наличие двух посадочных поверхностей – цилиндра и торца – требует корректировки цилиндрической формы. Так, проектируется канавка в углу фланца и цилиндра. Кроме того в местах расположения подшипников сделаны утолщения как внутри, так и снаружи втулки.

11.15. Чертёж шкива

Пример рабочего чертежа шкива приведен на рис. 65. Шкив выполнен литым со спицами переменного сечения. Ступица выполнена несимметричной, с формовочными уклонами. Трапецеидальная канавка проточена с углом 38º, меньшим, чем у ремня, для предотвращения заклинивания ремней в канавках. Преимущественные поверхности шкива – необработанные, о чём свидетельствует значок в правом верхнем углу.

11.16. Чертёж звёздочки

Пример рабочего чертежа звёздочки приведен на рис. 66. Приведенное изображение соответствует рабочему чертежу зубчатого колеса. В том числе таблица параметров, приведенная в правом углу. Практически по всем элементам чертежа ранее приведены пояснения и рекомендации.

12. СМАЗКА И УПЛОТНЕНИЯ

12.1. Смазка редуктора

Смазывание трущихся поверхностей уменьшает потери на трение, износ и нагрев деталей, а также предотвращает коррозию. Для смазки зубчатых и червячных передач используют жидкие нефтяные масла общего назначения - индустриальные и специальные – трансмиссионные, автомобильные и др. Специальные масла содержат присадки для улучшения эксплуатационных свойств.

Важнейшей характеристикой жидких смазок является вязкость. В справочни

 

Рис. 65. Рабочий чертёж шкива

Рис. 66. Рабочий чертёж звёздочки ках указывают величину кинематической вязкости n  при 50ºС. Кинематическая вязкость (м2/с) – это отношение динамической вязкости смазочного материала к его плотности. За единицу динамической вязкости m  (Па×с) принята вязкость среды, касательное напряжение в которой при ламинарном течении и разности скоростей слоев, находящихся на расстоянии 1 м по нормали к направлению скорости, равной 1 м/с, равно 1 Па.

Вязкость входит в обозначение марки масла. Например, турбинное масло 46 имеет n= (44…48)×10-6 м2/с = 44…48  мм2/с, индустриальное масло И-20А – n= 17…23 мм2/с при  t= 50°С.

vunivere.ru

Сборочные чертежи редукторов. Спецификации. Сборочные чертежи приводов. Муфты. Чертежи деталей, страница 12

 

Рис. 54. Рабочий чертёж вала-шестерни

11.4. Чертежи конических колёс

Пример рабочего чертежа конического колеса приведен на рис. 55. Перед вычерчиванием необходимо изучить требования к рабочим чертежам  вала и цилиндрического зубчатого колеса  (п. 11.2 и 11.3).

Таблицу параметров выполняют по аналогии с цилиндрическим колесом.  В основную часть вводят внешний окружной модуль mte, число зубьев z, тип зуба (прямой, тангенциальный, круговой), осевую форму зуба для колёс с непрямыми зубьями, средний угол наклона bm,направление линии зуба (левое, правое), нормальный исходный контур со ссылкой на ГОСТ 13754-81 (для круговых зубьев ГОСТ 16202-81), коэффициент смещения хn, коэффициент изменения толщины зуба хτ, угол делительного конуса δ, вид сопряжения с записью по типу: «Степень точности по ГОСТ 1758-81». Осевая форма зуба Iпредполагает равномерное уменьшение высоты зуба по направлению к вершине делительного конуса. Неиспользуемые строки таблицы исключают или прочёркивают.

При отсутствии контрольных параметров в технических требованиях делают запись «Комплекс показателей точности устанавливается изготовлением по ГОСТ 1758-81».

     В справочной части таблицы приводят межосевой угол Σ = 90º, средний окружной модуль mtm, внешнее конусное расстояние Re, среднее конусное расстояние Rm, средний делительный диаметр dm, угол конуса впадин δf, внешнюю высоту зуба he, обозначение чертежа и число зубьев сопряжённого колеса.

На чертеже проставляют внешний диаметр вершин dae  дважды: без фаски и с фаской, ширину венца b, внешнее конусное расстояние Re, расстояния от базового заплечика подшипника до окружности большого основания  конуса вершин и до вершины делительного конуса, углы конуса вершин δa и дополнительного конуса. Острые кромки по торцам зубьев закругляют R0,5 или ограничивают фаской.

 

Рис. 55. Рабочий чертёж конического зубчатого колеса

Отверстие изображают «в свету» с нанесением ширины паза с допусками размера и формы и размера паза и диаметра d + t2. Рабочие (боковые) поверхности паза и базовый торец обрабатывают с шероховатостью Ra = 2,5 мкм, нерабочая поверхность и другие торцы - Ra = 6,3 мкм.

Пример рабочего чертежа конического вала-шестерни  приведен на рис. 56. Перед вычерчиванием необходимо изучить требования к рабочим  чертежам вала и зубчатых колёс (пп. 11.2…11.4). На валу нарезана резьба для круглой гайки и профрезерована канавка для уса многолапчатой стопорной шайбы. Размеры канавки и шпоночного паза показаны на выносных сечениях. На чертеже показан допуск радиального биения на середине венца шестерни.

11.5. Чертёж червяка

Пример рабочего чертежа червяка приведен на рис. 57. Перед вычерчиванием необходимо изучить требования к рабочим  чертежам вала и цилиндрического вала-шестерни (пп. 11.2 и 11.3). Обычно червяк выполняют заодно с валом из-за невозможности насадной конструкции. Это позволяет проектировать бурты для упора подшипников без увеличения диаметра заготовки.

     Таблицу параметров выполняют аналогично предыдущим пунктам. В основную часть вводят модуль m, число зубьев z, вид червяка (ZA- архимедов, ZI- эвольвентный), делительный угол подъёма γ, направление линии витка (левое, правое), исходный червяк со ссылкой на ГОСТ 19036-81, вид сопряжения с записью по типу: «Степень точности по ГОСТ 3675-81». Неиспользуемые строки таблицы либо параметры, равные нулю, исключают.

При отсутствии контрольных параметров в технических требованиях делают запись «Комплекс показателей точности устанавливается изготовлением по ГОСТ 3675-81».

 

Рис. 56. Рабочий чертёж конического вала-шестерни

Рис. 57. Рабочий чертёж червяка

     В справочной части таблицы приводят  делительный диаметр d1, ход витка ph, коэффициент диаметра червяка q, межосевое расстояние aw, обозначение чертежа и число зубьев сопряжённого колеса.

11.6. Чертёж червячного колеса

vunivere.ru

Сборочные чертежи редукторов. Спецификации. Сборочные чертежи приводов. Муфты. Чертежи деталей, страница 14

Водило составной конструкции выполнено заодно с тихоходным валом. В водиле закреплены оси сателлитов, вращающихся на подшипниках качения. При этом наружные кольца подшипников ставят с натягом в отверстия сателлитов, а внутренние – с зазором на оси. Корончатое колесо и боковая крышка поставлены в корпус по переходной посадке и закреплены винтами от перемещений.

11.13. Чертёж литой подшипниковой крышки

Пример рабочего чертежа накладной подшипниковой крышки приведен на рис. 63. На внутренней поверхности сквозной крышки предусмотрено место для размещения манжеты.  На внешней поверхности выполнены цековки для размещения пружинных шайб.

Упорный торец принят коротким, что важно для уменьшения концентрации напряжений  в углах крышки при затяжке винтов. Этой же цели служит допуск торцового биения плоскости контакта крышки с регулировочными прокладками.  

11.14. Чертёж стакана

Пример рабочего чертежа стакана приведен на рис. 64. Стакан - цилиндрическая втулка для размещения в ней подшипников качения. При размещении двух подшипников стакан имеет большое отношение длины к диаметру. Длинные стаканы обычно имеют фланцы для их крепления к корпусу.

 

 Рис. 62. Рабочий чертёж корпуса  планетарного редуктора

 

Рис. 63. Рабочий чертёж подшипниковой крышки

 

Рис. 64. Рабочий чертёж стакана

Наличие двух посадочных поверхностей – цилиндра и торца – требует корректировки цилиндрической формы. Так, проектируется канавка в углу фланца и цилиндра. Кроме того в местах расположения подшипников сделаны утолщения как внутри, так и снаружи втулки.

11.15. Чертёж шкива

Пример рабочего чертежа шкива приведен на рис. 65. Шкив выполнен литым со спицами переменного сечения. Ступица выполнена несимметричной, с формовочными уклонами. Трапецеидальная канавка проточена с углом 38º, меньшим, чем у ремня, для предотвращения заклинивания ремней в канавках. Преимущественные поверхности шкива – необработанные, о чём свидетельствует значок в правом верхнем углу.

11.16. Чертёж звёздочки

Пример рабочего чертежа звёздочки приведен на рис. 66. Приведенное изображение соответствует рабочему чертежу зубчатого колеса. В том числе таблица параметров, приведенная в правом углу. Практически по всем элементам чертежа ранее приведены пояснения и рекомендации.

12. СМАЗКА И УПЛОТНЕНИЯ

12.1. Смазка редуктора

Смазывание трущихся поверхностей уменьшает потери на трение, износ и нагрев деталей, а также предотвращает коррозию. Для смазки зубчатых и червячных передач используют жидкие нефтяные масла общего назначения - индустриальные и специальные – трансмиссионные, автомобильные и др. Специальные масла содержат присадки для улучшения эксплуатационных свойств.

Важнейшей характеристикой жидких смазок является вязкость. В справочни

 

Рис. 65. Рабочий чертёж шкива

Рис. 66. Рабочий чертёж звёздочки ках указывают величину кинематической вязкости n  при 50ºС. Кинематическая вязкость (м2/с) – это отношение динамической вязкости смазочного материала к его плотности. За единицу динамической вязкости m  (Па×с) принята вязкость среды, касательное напряжение в которой при ламинарном течении и разности скоростей слоев, находящихся на расстоянии 1 м по нормали к направлению скорости, равной 1 м/с, равно 1 Па.

Вязкость входит в обозначение марки масла. Например, турбинное масло 46 имеет n= (44…48)×10-6 м2/с = 44…48  мм2/с, индустриальное масло И-20А – n= 17…23 мм2/с при  t= 50°С.

     Вязкость масла и его несущая способность зависят от его температуры. Так, вязкость индустриального масла И-20А при изменении температуры от 35° до 90°С падает почти в 15 раз. При температуре выше 150°С у большинства масел начинают испаряться летучие компоненты, масло теряет смазочные свойства, выделяются твёрдые продукты окисления (коксование масла), и оно становится неспособным создавать смазочный слой. Для обычных редукторных масел предельная температура  = 60…70°С (£ 90°С). Авиационные масла имеют  = 100…120°С.

vunivere.ru