Конструкции и расчет редукторов. Редукторы червячные глобоидные


Редукторы червячные глобоидные. Тип Чг-80, Чг-100, Чг-125

Типоразмер редуктора

Передаточное число

Частота вращения входного вала, об/мин

750

1000

1500

Мощность на вход. кВт

Момент на выходном валу Н.м

η

Мощность на вход. кВт

Момент на выходном валу Н.м

η

Мощность на вход. кВт

Момент на выходном валу Н.м

η

Чг-80

10

12,5

16

20

25

31,5

40

50

63

3,75

3,62

2,86

2,48

2,04

1,78

1,32

0,89

0,67

400

475

476

508

508

540

492

397

349

0,82

0,81

0,80

0,79

0,77

0,74

0,72

0,69

0,63

4,02

3,75

3,55

3,15

2,48

2,18

1,65

1,05

0,73

325

375

450

492

476

508

476

365

302

0,83

0,82

0,81

0,80

0,79

0,76

0,74

0,71

0,67

5,05

4,45

3,84

3,46

3,15

2,32

1,75

1,25

0,90

275

300

333

365

412

380

350

300

260

0,84

0,83

0,82

0,81

0,81

0,80

0,77

0,74

0,69

Чг-100

10

12,5

16

20

25

31,5

40

50

63

5,95

5,57

4,84

4,16

3,26

2,68

2,02

1,45

1,14

650

750

825

873

825

825

762

651

603

0,84

0,83

0,82

0,81

0,78

0,75

0,73

0,69

0,65

6,35

5,88

5,50

4,96

4,06

3,38

2,50

1,75

1,09

600

600

714

794

794

809

730

619

508

0,84

0,84

0,83

0,82

0,80

0,78

0,75

0,72

0,68

8,05

7,25

6,88

6,50

5,60

4,80

3,53

2,48

1,68

450

500

600

700

746

794

714

603

492

0,86

0,85

0,48

0,83

0,82

0,81

0,78

0,75

0,71

Чг-125

10

12,5

16

20

25

31,5

40

50

63

9,5

9,0

8,4

7,5

6,20

4,77

3,72

2,86

2,18

1050

1225

1450

1600

1587

1492

1428

1302

1190

0,85

0,84

0,83

0,82

0,78

0,76

0,74

0,70

0,66

9,86

9,44

8,80

8,36

7,62

6,10

4,72

3,45

2,60

825

975

1150

1350

1510

1460

1398

1238

1110

0,86

0,85

0,84

0,83

0,81

0,78

0,76

0,73

0,70

12,7

11,7

10,8

10,1

9,54

8,5

6,5

4,77

3,68

725

825

975

1125

1300

1428

1350

1190

1080

0,88

0,87

0,87

0,86

0,84

0,82

0,80

0,77

0,72

reduktor58.ru

Конструкции глобоидных редукторов

Широкое распространение имеют одноступенчатые глобоидные редукторы. Они могут выполняться с верхним, нижним и боковым расположением червяка. Чаще выполняют глобоидные редукторы с нижним расположением червяка. В этом случае условия смазывания и отвод тепла при заливном смазывании осуществляются более интенсивно. В глобоидных редукторах с верхним расположением червяка часто применяют циркуляционное смазывание охлажденным маслом для более интенсивного отвода тепла из зоны зацепления.

В поворотных механизмах кранов, в нажимных устройствах прокатных станов и в приводах других машин, где требуется вертикальное расположение тихоходного вала редуктора, применяют червячные глобоидные редукторы с боковым расположением червяка.

При комбинировании цилиндрических и глобоидных передач в одном корпусе получаются малогабаритные конструкции редукторов. Такие редукторы называются цилиндро-глобоидными.

КПД глобоидных редукторов ниже, чем цилиндрических, поэтому при всех режимах работы и особенно при непрерывном необходимо обеспечить отвод тепла, получаемого от трения в зацеплении. Большинство конструкций глобоидных редукторов имеют корпуса с наружными ребрами. Ребра увеличивают поверхность охлаждения и способствуют более интенсивному отводу тепла в окружающую среду. Для улучшения отвода тепла от редуктора при частоте вращения червячного вала не менее 1000 мин-1 на конце его (со стороны двигателя) устанавливают вентилятор. Отвод тепла может осуществляться и от масла, которое нагревается до более высокой температуры (близкой к температуре в зоне зацепления червяка и колеса), змеевиком, внутри которого циркулирует холодная вода. Змеевик должен располагаться в самом верхнем слое масла и вблизи глобоидного зацепления. Холодное масло, подаваемое от центральной смазочной станции для смазки зацепления и подшипников, также используется для отвода тепла от редуктора, что весьма эффективно. При непрерывных режимах работы глобоидных редукторов, при повышенных температурных условиях окружающей среды, запыленности и т. д. могут быть использованы несколько видов охлаждения одновременно.

Глобоидные редукторы изготовляют с межосевым расстоянием от 50 до 1500 мм. Широкий диапазон межосевых расстояний определяет разнообразие конструктивных форм. При межосевых расстояниях от 40 до 250 мм редукторы имеют неразъемный корпус, свыше 250 мм - один разъем в плоскости оси вала червячного колеса.

Для более удобней установки редуктора и электродвигателя на раме или фундаменте корпус редуктора имеет ванну, опущенную ниже опорных поверхностей.

raschet-reduktorov.ru

Редукторы цилиндро-червячные глобоидные

Редукторы цилиндро-червячные глобоидные

Для получения передаточных чисел от 60 до 200 используют цилиндро-червячные глобоидные редукторы, в которых цилиндрическая и червячная глобоидная передачи размещаются в одном корпусе, поэтому конструкция имеет небольшие габаритные размеры и снижается масса редуктора. Цилиндро-червячные глобоидные редукторы могут заменить трехступенчатые коническо-цилиндрические редукторы. На листе 156 показан цилиндро-червячный глобоидный редуктор с межосевым расстоянием цилиндрической передачи awБ — 350 мм и межосевым расстоянием червячной глобоидной передачи а = 600 мм. Цилиндрическая передача выполняется с косыми зубьями, что дает возможность получить передаточное число и до 4. Колесо цилиндрической передачи насаживается консольно на конец червячного вала. Вал, выполненный заодно с глобоидным червяком, с одой стороны опирается на конический двухрядный роликоподшипник  свободно устанавливаемый в отверстии корпуса, а с другой - на два радиально-упорных однорядных конических роликоподшипника, предназначенных для восприятия как осевых, так и радиальных сил. Радиально-упорные конические роликоподшипники выбираются с углом контакта 25...300. Опорами для вала червячного колеса служат конические двухрядные роликоподшипники, воспринимающие радиальные и осевые силы, возникающие при работе редуктора.

Габаритные размеры цилиндро-червячных глобоидных редукторов (лист 157, 158) приведены в табл. 244. Редукторы выполняются в двух исполнениях: с плоским основанием (лист 157) и с масляной ванной (лист 158), опущенной ниже опорных фундаментных фланцев.

 

Таблица 243.

Габаритные и присоединительные размеры глобоидных редукторов с боковым расположением червяка (лист 155), мм

Редукторы цилиндро-червячные глобоидные

 

Редукторы цилиндро-червячные глобоидные

 

Редукторы цилиндро-червячные глобоидныеРедукторы цилиндро-червячные глобоидные

 

Редукторы цилиндро-червячные глобоидные

 

Таблица 244

Габаритные и присоединительные размеры цилиндро-червячных глобоидных редукторов (листы 157,158), мм

Редукторы цилиндро-червячные глобоидные

Продолжение табл. 244

Редукторы цилиндро-червячные глобоидные

 

Смотрите также

raschet-reduktorov.ru

Редукторы червячные глобоидные типа - Справочник химика 21

    В разнообразных трансмиссиях и приводах используют шестеренчатые (зубчатые) передачи. Они так же широко распространены, как и подшипники качения. Различают несколько типов шестеренчатых передач обычные, червячные, глобоидные, гипоидные и др., отличающиеся конструктивно, характером зацепления зубьев, а также по величине удельных давлений и скоростей. Наиболее широко распространены обычные зубчатые передачи, которые, в свою очередь, делятся на цилиндрические, конические, шевронные, планетарные и некоторые другие. Смазочный материал здесь должен в первую очередь уменьшать износ, предотвращать задир и заедание в местах контакта зубьев. В отличие от подшипников качения процесс трения в шестеренчатых передачах определяется главным образом трением скольжения. Высокие нагрузки и высокие скорости скольжения предъявляют большие требования к противоизносным и противозадирным свойствам смазочных материалов. Другой, не менее важной функцией является отвод тепла. Тепловыделение в шестеренчатых передачах весьма велико, поэтому пластичные смазки, непригодные для отвода тепла, нельзя применять в скоростных шестеренчатых передачах, непрерывно работающих в течение длительного времени. В прошлом считалось, что пластичные смазки способны эффективнее предотвращать задир и заедание в тяжелонагруженных и малогабаритных редукторах. Поэтому, например, в коробках передач автомобилей применяли смазки, загущенные свинцовыми мылами Развитие технологии производства смазочных масел и широкое распространение эффективных противозадирных присадок привело к тому, что в настоящее время пластичные смазки не используют в качестве смазочного материала для скоростных и мощных редукторов. Их применяют только в тихоходных шестеренчатых передачах (несколько десятков об1мин), маломощных редукторах, а также в открытых шестеренчатых передачах. Максимально допустимая окруж-, ная скорость вращения шестерен в случае применения смазок — 4—5 ж/сек что для шестерни диаметром 15 сж соответствует скорости вращения 250 об/мин. Достаточно часто пластичные [c.129]     ЧЕРВЯЧНЫЕ ГЛОБОИДНЫЕ РЕДУКТОРЫ ТИПА ЧГ [c.717]

    ЧЕРВЯЧНЫЕ ГЛОБОИДНЫЕ РЕДУКТОРЫ ТИПА ЧОГ [c.724]

    Насосы типа Т-2 и агрегаты на их базе В литом корпусе (станине) 10 приводной части насоса размещены встроенный глобоидный редуктор, который состоит из червяка 1 и червячного колеса 12, жестко закрепленного на коленчатом валу 2 три шатуна 3, большие разъемные головки которых шарнирно посажены на шейках вала, а малые головки через пальцы шарнирно связаны с ползунами 4. К ползунам через штоки 5 прикреплены плунжеры 9 насоса. В боковых стенках и в приливах корпуса под червяк имеются расточки для размещения опор коренных шеек коленчатого вала и червяка. Нижняя часть корпуса заполнена маслом, для охлаждения которого предусмотрен охладитель 11. Смазка пар трения — принудительная, с помощью шестеренного насоса, устанавливаемого на боковой стенке корпуса и приводимого во вращение коленчатым валом, или с помощью агрегата [c.738]

chem21.info

Критерии выбора червячного редуктора - СТАНКОСЕРВИС НА СОКОЛЕ

Червячные редуктора АТЕК это высокопроизводительные устройства  для использования в машиностроении. Конструкция редукторов отвечает всем техническим стандартам. Высококачественные материалы и современные технологии являются гарантией долгого срока службы и компактных размеров. Прочный литой корпус с ребрами охлаждения, упрочненный шлифованный червяк, червячное колесо из высококачественной бронзы, получаемое методом центробежного литья, надежные подшипники качения, гарантирующие работу без шума и без вибрации.

Модульные и комбинированные конструкции

Корпус редуктора оборудован резьбовыми отверстиями, предназначенными для установки (Модель В) или крепления на базу (Модель G). На типоразмерах 040 – 100 резьбовые отверстия расположены на сторонах 1- 4; на типоразмерах 125 – 200 отверстия находятся на сторонах 1 и 2. Стороны с 5 и 6 могут поставляться с фланцем В5 (опционно, модель F). В дополнение редуктор может поставляться как сдвоенный червячный редуктор. Возможные комбинированные модели: SD/S, SLD/S, SLM/S.

Мощность

Значения мощности и крутящего момента указанные в таблицах, применимы только если редуктор установлен в одной из следующих конфигураций: 1, 5 или 6. Если червячный вал расположен вертикально или сверху (конфигурации 3, 4 или 2), параметр должен быть уменьшен на 10%.

Монтажные стороны

Все редукторы в стандартном исполнении оборудованы резьбовыми отверстиями на крышке со стороны выходного вала (стороны 5 и 6) и на поверхности корпуса (сторона 1). На типоразмерах 040 – 100 все стороны обработаны и так же могут быть снабжены крепежными отверстиями. На редукторах типоразмеров 125 – 200 сторона 2 так же имеет резьбовые отверстия.

Направление вращенияwormgearboxes1

Червячные редукторы оснащаются правосторонними червячными парами в качестве стандартного оборудования, результирующее направление вращения показано на рисунке справа. Поставка редукторов с левосторонним червячным зацеплением возможна в качестве опции по запросу.

Передаточное отношение

Номинальное передаточное отношение, указанное в руководстве по обслуживанию не всегда полностью соответствует актуальному. Если Вам требуется математически точное значение, всегда уточняйте актуальное передаточное число в руководстве.

Коэффициент полезного действия

К.п.д. червячного редуктора не является постоянной величиной. Он зависит от типоразмера редуктора, передаточного отношения, скорости, вязкости и типа смазочного масла, а так же от того, прошел редуктор обкатку полностью или нет. Величина к.п.д. устанавливается по таблице мощности при следующих условиях:

- червячный редуктор работает в пределах своего нагрузочного диапазона- редуктор полностью обкатан- редуктор заполнен предписанным сортом масла

Профиль зуба нового червячного колеса еще не окончательно гладкий. Эффект снижения к.п.д. будет усиливаться с уменьшением угла контакта в зацеплении. Опыт показывает, что для разных условий может ожидаться следующее снижение к.п.д.:

wormgearboxes2

Опыт показывает, что редуктор можно считать полностью обкатанным после 25 – 150-ти часов работы под полной нагрузкой. В процессе обкатки максимально допустимая температура не должна превышать 100°С.

Повышающие редукторы

По причине высокой эффективности червячных редукторов АТЕК существует возможность использовать редукторы с четырех- и шестизаходными червяками, приводя их в движение со стороны червячного колеса, т.е. в качестве повышающих редукторов.К.п.д. при приводе на червячное колесо рассчитывается по формуле η´=2-1η

Пусковой к.п.д.

В пусковой период редуктора к.п.д. редуктора всегда ниже по причине того, что смазочная пленка еще не образовалась и процесс скольжения не установился. Начало движения редуктора под нагрузкой требует увеличенного приводного момента.Пусковой к.п.д. так же как и рабочий к.п.д. зависит от наклона витка червяка. Больший угол так же имеет положительный эффект в момент пуска.Ниже приведены значения пускового к.п.д., которые представляют только рекомендуемые значения и относятся к полностью обкатанным редукторам. Для новых редукторов значение пускового к.п.д. ниже.

wormgearboxes3

После длительного простоя приведенные значения имеют тенденцию приближаться к нижнему краю указанного диапазона.

Эффект самоторможения

Червячный редуктор считается самотормозящимся, если он не может быть приведен в действие со стороны червячного колеса. Эффект самоторможения напрямую связан с к.п.д. редуктора. Если требуется самоторможение, соответствующее значение к.п.д. должно быть ниже 0,5 когда редуктор работает. Если эффект самоторможения редуктора необходим, или же определенно не требуется, пожалуйста, обращайтесь на АТЕК за информацией, предоставив детальное описание условий Вашего применения.

Статическое самоторможение

Червячный редуктор статически заторможен, если нет возможности вывести его из состояния покоя приводом со стороны червячного колеса. Редукторы с передаточным отношением 30:1 и выше являются статически самотормозящимися.Воздействие ударных нагрузок может нейтрализовать эффект самоторможения. Таким образом, самоторможение в червячном зацеплении не всегда заменяет механический тормоз или храповик.

Динамическое торможение

Червячная передача имеет свойство динамического самоторможения, если оно отсутствует изначально, при вращении редуктора в продолжение работы, если мощность прикладывается к выходному валу редуктора. Период, в течение которого продолжается вращение после отключения привода, зависит от массы вращающихся частей на моторной стороне. Динамическое самоторможение возможно лишь в случае очень высоких передаточных отношений и низкой скорости вращения привода.

Ограничения применения

Когда части, приводимые в движение редуктором, имеют большую массу, не должно быть эффекта самоторможения в процессе остановки. Так как в этом случае происходит внезапная блокировка передачи, и могут возникать экстремально высокие нагрузки. В этом применении, где возможно, должен использоваться многозаходный червяк. Если используется мотор с тормозом или отдельный тормоз, тормозной момент не должен быть слишком высоким и должен быть уменьшен применением балансировочного груза на приводной стороне редуктора, если необходимо. В случае сомнения, просьба обращаться за дальнейшей информацией, предоставив детальную информацию о Ваших условиях работы и требованиях.

Смазка

Вследствие того, что к.п.д. редуктора и продолжительность его срока службы зависят в значительной степени от качества применяемой смазки, от производителя редукторы поставляются уже заполненные синтетическим маслом. При нормальных условиях работы они не требуют технического обслуживания. В случае экстремальных условий или повышенных требований к сроку службы, рекомендуется менять масло через каждые 15000 рабочих часов. Редукторы типоразмеров 050 – 100 имеют одно отверстие для заливки масла и установки сапуна. Редуктор типоразмера 040 не нуждается в какой либо вентиляции. Редукторы типоразмера 125 и выше снабжены дополнительно пробками для слива масла и для контроля уровня.

www.stserv.ru

Червячный редуктор - это... Что такое Червячный редуктор?

Цилиндрическо-червячный редуктор в разрезе.

Червячный редуктор — устройство, преобразующее угловую скорость и момент двигателя, используя червячную передачу.

Червячный редуктор

Редуктор червячный — один из классов механических редукторов.

Редукторы классифицируются по типу механической передачи. Редуктор называется червячным по виду червячной передачи, находящейся внутри редуктора, передающей и преобразующей крутящий момент. Винт, который лежит в основе червячной передачи, внешне похож на червяка, отсюда и название. Червячный редуктор может быть с одной или более механическими планетарными передачами.

В червячном редукторе увеличение крутящего момента и уменьшение угловой скорости выходного вала происходит за счет преобразования энергии, заключенной в высокой угловой скорости и низком крутящем моменте на входном валу.

Двигатель со встроенным червячным редуктором называют червячным мотор-редуктором.

Наиболее распространены одноступенчатые червячные редукторы. При больших передаточных числах применяют либо двухступенчатые червячные редукторы, либо комбинированные червячно-зубчатые или зубчато-червячные редукторы. В одноступенчатых червячных редукторах червяк может располагаться под колесом, над колесом, горизонтально сбоку колеса и вертикально сбоку колеса. Выбор схемы червячного редуктора определяется требованиями компоновки. Червячные редукторы с нижним расположением червяка применяют при v1< 5 м/с, с верхним — при v1> 5 м/с. В червячных редукторах с боковым расположением червяка смазка подшипников вертикальных валов затруднена.

В червячных редукторах для повышения сопротивления заеданию применяют более вязкие масла, чем в зубчатых редукторах. При скоростях скольжения Vск<7…10м/с смазку червячных передач редукторов осуществляют окунанием червяка или колеса в масляную ванну. При нижнем расположении червяка уровень масла в ванне должен проходить по центру нижнего шарика или ролика подшипника качения, а червяк должен быть погружен в масло примерно на высоту витка. Если уровень масла устанавливают по подшипникам и червяк не окунается в масло, то на валу червяка устанавливают маслоразбрызгивающие кольца (крыльчатки), которые и подают масло на червяк и колесо. В червячных редукторах Vск>7… 10 м/с применяют циркуляционно-принудительную смазку, при которой масло от насоса через фильтр и холодильник подаётся в зону зацепления.

Червячная передача

В червячных редукторах используется червячная передача. Червячная передача состоит из винта, называемого червяком, и червячного колеса, представляющего собой разновидность косозубого колеса.

Червячные передачи относятся к зубчато-винтовым. Если в зубчато-винтовой передаче углы наклона зубьев принять такими, чтобы зубья шестерни охватывали её вокруг, то эти зубья превращаются в витки резьбы, шестерня — в червяк, а передача — из винтовой зубчатой в червячную.

Ведущее звено червячной передачи в большинстве случаев — червяк, а ведомое — червячное колесо. Обратная передача зачастую невозможна — КПД червячного редуктора в совокупности с передаточным отношением вызывают самостопорение редуктора.

Преимущество червячной передачи по сравнению с винтовой зубчатой в том, что начальный контакт звеньев происходит по линии, а не в точке. Угол скрещивания валов червяка и червячного колеса может быть каким угодно, но обычно он равен 90°. В отличие от косозубого колеса обод червячного колеса имеет вогнутую форму, способствующую некоторому облеганию червяка и соответственно увеличению площади контактных поверхностей. Направление и угол подъёма зубьев червячного колеса такие же, как и у витков резьбы червяка. Резьба червяка может быть однозаходной или многозаходной, а также правой или левой. Наиболее распространена правая резьба с числом заходов z1=1…4.

Различают два основных вида червячных передач: цилиндрические, или просто червячные, передачи (с цилиндрическими червяками) и глобоидные (с глобоидными червяками).

По сравнению с обыкновенными зубчатыми передачами, передаточное отношение (передаточное число) червячного редуктора может быть значительно большим. Так, например, при однозаходном червяке (z1=1) и червячном колесе с z2=100 передаточное число передачи u =100. При одном и том же передаточном числе червячный редуктор гораздо компактнее обыкновенной зубчатой передачи. Возможность осуществления большого передаточного числа при одной ступени передачи, компактность, плавность и бесшумность работы — основные достоинства редукторов с червячной передачей. Благодаря этим достоинствам червячные передачи широко применяют в подъёмно-транспортных машинах, различных станках и некоторых других машинах. Передаточное число червячной передачи принимают обычно в пределах u = 8…90, но в специальных установках оно доходит до u=1000 и более.

В червячной передаче помимо потерь передаваемой мощности, свойственных зубчатой передаче, имеются потери мощности, свойственные винтовой паре. Следовательно, к. п. д. червячного редуктора значительно меньше, что является основным недостатком червячных передач. К недостаткам относятся также склонность витков резьбы червяка и зубьев колеса к заеданию и необходимость применения для венцов червячных колёс дорогих антифрикционных материалов. Из-за этих недостатков червячные редукторы применяют значительно реже зубчатых и только для передачи небольших и средних мощностей, обычно до 50 кВт и реже — до 200 кВт.

Червячный мотор-редуктор

Благодаря своей конструкции, мотор-редукторы с червячной передачей характеризуются плавностью и бесшумностью работы. К достоинствам червячного мотор-редуктора также можно отнести компактность — червячный мотор-редуктор будет значительно меньшего размера по сравнению с аналогичным мотор-редуктором с зубчатой передачей с одним и тем же передаточным числом редуктора. Характерной особенностью червячного мотор-редуктора является свойство самоторможения.

Червячные мотор-редукторы имеют развернутое под 90 градусов расположение выходного вала, что бывает удобно в случае, когда нет возможности (например, по габаритам) расположить весь мотор-редуктор с соосным расположением вала.

Cм. также

Литература

  1. Гузенков П. Г. Детали машин: Учеб. для вузов,— 4-е изд. — М.: Высш. шк., 1986 г.
  2. Иванов А. С. Конструируем машины шаг за шагом, часть вторая. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2003 г.

Ссылки

dvc.academic.ru

Червячный редуктор Википедия

Цилиндрическо-червячный редуктор в разрезе.

Червячный редуктор — устройство, преобразующее угловую скорость и момент двигателя, используя червячную передачу.

Червячный редуктор

Редуктор червячный — один из классов механических редукторов. Редукторы классифицируются по типу механической передачи. Редуктор называется червячным по виду червячной передачи, находящейся внутри редуктора, передающей и преобразующей крутящий момент. Винт, который лежит в основе червячной передачи, внешне похож на червяка, отсюда и название. Червячный редуктор может быть с одной или более механическими планетарными передачами.

В червячном редукторе увеличение крутящего момента и уменьшение угловой скорости выходного вала происходит за счет преобразования энергии, заключенной в высокой угловой скорости и низком крутящем моменте на входном валу.

Двигатель со встроенным червячным редуктором называют червячным мотор-редуктором.

Наиболее распространены одноступенчатые червячные редукторы. При больших передаточных числах применяют либо двухступенчатые червячные редукторы, либо комбинированные червячно-зубчатые или зубчато-червячные редукторы. В одноступенчатых червячных редукторах червяк может располагаться под колесом, над колесом, горизонтально сбоку колеса и вертикально сбоку колеса. Выбор схемы червячного редуктора определяется требованиями компоновки. Червячные редукторы с нижним расположением червяка применяют при v1 < 5 м/с, с верхним — при v1 > 5 м/с. В червячных редукторах с боковым расположением червяка смазка подшипников вертикальных валов затруднена.

В червячных редукторах для повышения сопротивления заеданию применяют более вязкие масла, чем в зубчатых редукторах. При скоростях скольжения Vск < 7…10 м/с смазку червячных передач редукторов осуществляют окунанием червяка или колеса в масляную ванну. При нижнем расположении червяка уровень масла в ванне должен проходить по центру нижнего шарика или ролика подшипника качения, а червяк должен быть погружен в масло примерно на высоту витка. Если уровень масла устанавливают по подшипникам и червяк не окунается в масло, то на валу червяка устанавливают маслоразбрызгивающие кольца (крыльчатки), которые и подают масло на червяк и колесо. В червячных редукторах Vск < 7…10 м/с применяют циркуляционно-принудительную смазку, при которой масло от насоса через фильтр и холодильник подаётся в зону зацепления.

Червячная передача

В червячных редукторах используется червячная передача. Червячная передача состоит из винта, называемого червяком, и червячного колеса, представляющего собой разновидность косозубого колеса.

Червячные передачи относятся к зубчато-винтовым. Если в зубчато-винтовой передаче углы наклона зубьев принять такими, чтобы зубья шестерни охватывали её вокруг, то эти зубья превращаются в витки резьбы, шестерня — в червяк, а передача — из винтовой зубчатой в червячную.

Ведущее звено червячной передачи в большинстве случаев — червяк, а ведомое — червячное колесо. Обратная передача зачастую невозможна — КПД червячного редуктора в совокупности с передаточным отношением вызывают самостопорение редуктора.

Преимущество червячной передачи по сравнению с винтовой зубчатой в том, что начальный контакт звеньев происходит по линии, а не в точке. Угол скрещивания валов червяка и червячного колеса может быть каким угодно, но обычно он равен 90°. В отличие от косозубого колеса обод червячного колеса имеет вогнутую форму, способствующую некоторому облеганию червяка и соответственно увеличению площади контактных поверхностей. Направление и угол подъёма зубьев червячного колеса такие же, как и у витков резьбы червяка. Резьба червяка может быть однозаходной или многозаходной, а также правой или левой. Наиболее распространена правая резьба с числом заходов z1=1…4.

Различают два основных вида червячных передач: цилиндрические, или просто червячные, передачи (с цилиндрическими червяками) и глобоидные (с глобоидными червяками).

По сравнению с обыкновенными зубчатыми передачами, передаточное отношение (передаточное число) червячного редуктора может быть значительно большим. Так, например, при однозаходном червяке (z1=1) и червячном колесе с z2=100 передаточное число передачи u =100. При одном и том же передаточном числе червячный редуктор гораздо компактнее обыкновенной зубчатой передачи. Возможность осуществления большого передаточного числа при одной ступени передачи, компактность, плавность и бесшумность работы — основные достоинства редукторов с червячной передачей. Благодаря этим достоинствам червячные передачи широко применяют в подъёмно-транспортных машинах, различных станках и некоторых других машинах. Передаточное число червячной передачи принимают обычно в пределах u = 8…90, но в специальных установках оно доходит до u=1000 и более.

В червячной передаче помимо потерь передаваемой мощности, свойственных зубчатой передаче, имеются потери мощности, свойственные винтовой паре. Следовательно, к. п. д. червячного редуктора значительно меньше, что является основным недостатком червячных передач. К недостаткам относятся также склонность витков резьбы червяка и зубьев колеса к заеданию и необходимость применения для венцов червячных колёс дорогих антифрикционных материалов. Из-за этих недостатков червячные редукторы применяют значительно реже зубчатых и только для передачи небольших и средних мощностей, обычно до 50 кВт и реже — до 200 кВт.

Червячный мотор-редуктор

Благодаря своей конструкции, мотор-редукторы с червячной передачей характеризуются плавностью и бесшумностью работы. К достоинствам червячного мотор-редуктора также можно отнести компактность — червячный мотор-редуктор будет значительно меньшего размера по сравнению с аналогичным мотор-редуктором с зубчатой передачей с одним и тем же передаточным числом редуктора. Характерной особенностью червячного мотор-редуктора является свойство самоторможения.

Червячные мотор-редукторы имеют развернутое под 90 градусов расположение выходного вала, что бывает удобно в случае, когда нет возможности (например, по габаритам) расположить весь мотор-редуктор с соосным расположением вала.

См. также

Литература

  1. Гузенков П. Г. Детали машин: Учеб. для вузов,— 4-е изд. — М.: Высш. шк., 1986 г.
  2. Иванов А. С. Конструируем машины шаг за шагом, часть вторая. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2003 г.

Ссылки

wikiredia.ru