Устройство автомобилей. Вал привода моста переднего


Раздаточная коробка.

Раздаточные коробки



Мощность, отобранная от двигателя посредством сцепления и коробки передач, направляется к ведущим колесам автомобиля через карданную и главную передачу. Для автомобилей с одним ведущим мостом в данном случае поток мощности следует в одном направлении, а вот для автомобилей, имеющих два и более ведущих мостов, необходимо мощность двигателя распределить между всеми ведущими колесами пропорционально преодолеваемой ими нагрузке. В таких автомобилях для распределения крутящего момента между ведущими мостами применяются раздаточные коробки. Кроме того, установка понижающей передачи в раздаточной коробке позволяет значительно увеличить передаваемый крутящий момент и тяговую силу, способствуя повышению проходимости автомобиля. Поэтому многие раздаточные коробки способны выполнять две основные функции – распределение крутящего момента от двигателя между всеми ведущими колесами, а также изменение, при необходимости, величины передаваемого крутящего момента.

Раздаточные коробки классифицируются по ряду признаков:

  • по числу передач – одноступенчатые и двухступенчатые;
  • по расположению ведомых валов – соосные и несоосные;
  • по приводу ведомых валов – с бездифференциальным (блокированным) приводом и с дифференциальным приводом.

Основные типы раздаточных коробок представлены на рис. 1.

Одноступенчатые раздаточные коробки обычно применяются на полноприводных легковых автомобилях, где значительное увеличение силы тяги может привести к нежелательным перегрузкам агрегатов трансмиссии.

Двухступенчатая раздаточная коробка удваивает число передач и расширяет диапазон передаточных чисел, применяется на грузовых автомобилях с целью повышения тяговых качеств. По сути, такая раздаточная коробка является не только распределителем потока мощности, но и своеобразным демультипликатором, повышающим динамические возможности автомобиля путем увеличения тягового усилия на ведущих колесах.

Раздаточные коробки с соосными валами находят наибольшее применение, так как в них легко осуществить дифференциальный привод ведомых валов путем установки межосевых дифференциалов. Кроме того, с помощью несимметричного дифференциала крутящий момент может быть распределен между ведущими осями пропорционально вертикальным нагрузкам на них.

Дифференциальный привод ведомых валов позволяет колесам разных мостов вращаться с различными угловыми скоростями, что исключает циркуляцию мощности в трансмиссии. В таких раздаточных коробках передний мост включен постоянно, что упрощает управление раздаточной коробкой. Однако в определенных условиях на автомобиле с неблокируемым межколесным дифференциалом при буксовании одного из колес движение будет невозможно. Поэтому обязательно должно быть устройство для блокировки межосевого дифференциала.

Несоосные раздаточные коробки, как правило, бездифференциальные. Так как при движении автомобиля по неровным дорогам колеса разных мостов проходят различный путь, то при включенном переднем мосте это приводит к возникновению циркуляции мощности. Поэтому передний мост при движении по дорогам с твердым покрытием должен отключаться, чтобы предотвратить значительное изнашивание шин. Кроме того, в таких раздаточных коробках обязательно должен быть устройство, блокирующее включение пониженной передачи при выключенном переднем мосте. Делается это для того, чтобы не допустить передачу чрезмерного крутящего момента на задний мост или заднюю тележку.

***

Раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточная коробка с блокированным приводом мостов автомобиля ГАЗ-66-11 (рис. 2) включает в себя картер 1, первичный вал 2, вал 3 привода заднего моста, промежуточный вал 11, вал 9 привода переднего моста, зубчатые колеса и механизм переключения передач. Пониженная передача имеет передаточное число 1,98, прямая – 1, т. е. раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 способна выполнять дополнительно функцию демультипликатора. Привод управления раздаточной коробкой механический, дистанционный.

Картер 1 отлит из серого чугуна и является базовой деталью, внутри которой устанавливаются валы с зубчатыми колесами.

Первичный вал 2 является ведущим элементом раздаточной коробки. На переднем конце вала нарезаны шлицы для установки фланца, к которому крепится карданный вал, связанный с коробкой передач. Первичный вал установлен в двух подшипниках.

Передний подшипник – шариковый, жестко фиксирует вал в стенке картера от осевого смещения. Подшипник закрыт крышкой, в которой установлена самоподжимная уплотнительная манжета, работающая по поверхности ступицы фланца.

Задний подшипник роликовый цилиндрический (допускающий температурное изменение длины вала) установлен в расточке зубчатого колеса 4 вала привода заднего моста. На заднем шлицованном конце вала установлено подвижное зубчатое колесо 3 включения заднего моста и пониженной передачи.

Вал привода заднего моста 5 является ведомым валом раздаточной коробки. Вал вращается на двух подшипниках, один из которых установлен в задней стенке картера, а другой – в крышке. Наружный конец вала шлицованный. На нем установлен фланец, к которому крепится карданный вал заднего моста. В средней части вала установлена шестерня 6 привода спидометра. Вал имеет уплотнительную манжету.

Промежуточный вал 11 вращается на двух шариковых подшипниках, установленных в стенке картера. По всей длине вала выполнены шлицы, на которых установлены два зубчатых колеса. Зубчатое колесо 10 пониженной передачи установлено неподвижно с помощью стопорного кольца, а зубчатое колесо 7 включения переднего моста имеет возможность перемещаться вдоль вала. Концы вала закрыты крышками.

Вал привода переднего моста 9 также установлен на двух подшипниках. На шлицах вала неподвижно закреплено зубчатое колесо 8 привода переднего моста, а на противоположном конце – фланец крепления карданного вала переднего моста. Вал уплотняется уплотнительной манжетой.

Механизм переключения передач (рис. 2, б) состоит из двух штоков 12 и 18 с вилками 13 и 17, фиксаторов и блокирующего устройства.

Перемещение с помощью механизма переключения передач зубчатого колеса 3 в сторону вала привода заднего моста и введение его в зацепление с внутренним зубчатым венцом зубчатого колеса 4 обеспечивает включение прямой передачи, при которой крутящий момент передается напрямую с первичного вала 1 на вал 5 привода заднего моста.

Зубчатые колеса 4 и 8 связаны через валы привода мостов с колесами передней и задней осей и, поскольку они имеют одинаковый диаметр и число зубьев, вращаются с равными угловыми скоростями. Поэтому перемещением подвижного зубчатого колеса 7 можно включить передний мост прямо на ходу при движении автомобиля на прямой передаче.

Включение пониженной передачи вследствие отсутствия синхронизаторов производится перемещением и введением в зацепление зубчатого колеса 3 с зубчатым колесом 10 промежуточного вала только при полной остановке автомобиля.

Блокирующее устройство механизма переключения передач не позволяет включить пониженную передачу без выключения переднего моста и выключить передний мост при включенной пониженной передаче. Осуществляется это благодаря двум сухарям 15, расположенным между штоками, на боковых поверхностях которых выполнены выемки различной глубины.

На штоке 12 включения пониженной передачи имеется три выемки (лунки). Между выемками соответствующими нейтральной передаче и прямой передаче, боковая поверхность ползуна сточена под лыску, поэтому при перемещении штока во время включения прямой передачи сухарь сдвигается на относительно небольшое расстояние, сжимая пружину 16.

При перемещении штока в другую сторону для включения пониженной передачи при том же положении штока 18 включения переднего моста невозможно, так как из-за отсутствия лыски сухарь должен будет сместиться на большее расстояние, что приведет к упору его в противоположный сухарь. Перемещение штока 12 будет возможным, только если будет включен передний мост и напротив сухарей окажется более глубокая выемка штока 18. После включения пониженной передачи сухарь устанавливается в неглубокой выемке штока 12, что приводит к блокированию штока 18 включения переднего моста. Выключить передний мост можно только после выключения пониженной передачи.

***



Раздаточная коробка КамАЗ

На автомобиле КамАЗ-4310 установлена механическая двухступенчатая раздаточная коробка с несимметричным межосевым дифференциалом (рис. 3). Передаточные числа: первая (понижающая) передача – 1,692, вторая (повышающая) передача – 0,917. Поэтому на понижающей передаче раздаточная коробка выполняет дополнительно функцию демультипликатора, а на повышающей - делителя (мультипликатора). Раздаточная коробка выполнена по трехвальной схеме с соосными выходными валами.

Редуктор раздаточной коробки состоит из картера 10, первичного вала 1, промежуточного вала 21, вала 18 привода переднего моста, межосевого дифференциала, вала 9 привода заднего моста. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления со спиральными зубьями.

Картер раздаточной коробки литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера может устанавливаться односкоростная коробка отбора мощности для привода лебедки, связанная с первичным валом 1 через зубчатое колесо 4.

Первичный 1 и промежуточный 21 валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках, дифференциал – на цилиндрическом и шариковом радиальных подшипниках. Шарикоподшипник первичного вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.

К ведущему зубчатому колесу 2 первичного вала приварено зубчатое колесо 3 отбора мощности. Зубчатое колесо 7 понижающей передачи и зубчатое колесо 14 повышающей передачи установлены на роликоподшипниках с алюминиевыми сепараторами.

Дифференциал – планетарного типа с четырьмя сателлитами 8, солнечным зубчатым колесом 13 и коронным зубчатым колесом 11, соединенным с валом 9 привода заднего моста. Момент вращения от солнечного зубчатого колеса 13 передается на вал 18 привода переднего моста. При незаблокированном дифференциале обеспечивается распределение крутящих моментов между передним и задними мостами в соотношении 1:2, в соответствии с вертикальными нагрузками на передний мост и заднюю тележку. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть заблокирован, и тогда валы привода переднего и заднего мостов вращаются как одно целое.

Смазывание зубчатых колес раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. Для подачи смазочного материала к подшипникам зубчатого колеса понижающей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник (карман) 6, соединенный через отверстия в картере крышки подшипника, штуцере и валу с подшипниковой зоной.

Для включения повышающей передачи муфта 15 вводится в зацепление с зубчатым венцом зубчатого колеса 14. В этом случае крутящий момент от первичного вала 1, через ведущее зубчатое колесо 2, промежуточное зубчатое колесо 22, зубчатое колесо 14 повышающей передачи, муфту 15 передается на водило 16 дифференциала и распределяется между валами привода ведущих мостов.

Для включения понижающей передачи необходимо муфту 5 сместить вправо. При этом соединятся зубчатые колеса 22 и 7 и крутящий момент от ведущего зубчатого колеса 2 первичного вала 1, через промежуточное зубчатое колесо 22 и муфту 5 будет передаваться на зубчатое колесо 7 понижающей передачи, далее через ведущее зубчатое колесо 12 дифференциала на водило 16 и распределяться между валами привода мостов.

Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется дистанционно – мембранными пневматическими камерами. Воздух в пневматические камеры переключения передача подается электропневматическими клапанами (рис. 3, а), управляемыми из кабины водителя трехпозиционным переключателем.

Блокировка дифференциала происходит при введении в зацепление муфты 17, сидящей на шлицах вала 18 привода переднего моста с зубчатым сектором на передней части водила 16.

Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также мембранной пневматической камерой 19, воздух в которую подается через пневматический кран, установленный в кабине под панелью приборов.

***

Коробка отбора мощности



k-a-t.ru

Раздаточные коробки ZF "PASSAU"

3.1 Раздаточная коробка VG-1600

По оценкам специалистов рынок большегрузных автомобилей, работающих в строительной отрасли (строительство дорог, железнодорожных магистралей и т.д.) в условиях бездорожья, топких болот и мягких грунтов) на сегодня остается ненасыщенным. Отсюда большой спрос на автомобили-самосвалы высокой проходимости, эксплуатирующиеся в условиях бездорожья, труднопроходимых карьерных дорог. Работа узлов и агрегатов таких автомобилей связана с большой их нагрузкой, тепловой напряженностью и усталостью.

Известно, что ОАО «КАМАЗ» начал выпуск большегрузных автомобилей «КАМАЗ-6522», колесной формулы 6x6, общей массой превышающей 30 тонн. Единично выпускаются полноприводные автомобили «КАМАЗ-65226» общей массой 97 тонн по спецзаказу ООО «Уралтрансгаз». На указанных моделях применены в трансмиссиях раздаточные коробки передач известного во всем мире производителя зубчатых колес и агрегатов - немецкого предприятия ZF «PASSAU» (Цанрад Фабрик).

Предприятие Цанрад Фабрик производит различные модификации раздаточных коробок. В конструкциях автомобилей ОАО «КАМАЗ» нашли применение три типа VG-1600, VG-2000, VG-2700.

Раздаточная коробка VG-1600 устанавливается на автомобили КАМАЗ-6522, VG-2000 на автомобили КАМАЗ-65224 и КАМАЗ-65225, VG-2700 на автомобили КАМАЗ-65226 и шасси КАМАЗ-65228.

Потребителю раздаточные коробки поставляются без масла.

Предприятие Цанрад Фабрик «PASSAU» выпускает различные комплектации раздаточных коробок каждого типа:

- с межосевым дифференциалом и без него;

- с межосевым расстоянием входного и выходных валов равным 300 мм или 396 мм.

По способу переключения передач с высшей на низшую и, наоборот, раздаточные коробки поставляются потребителю двух типов:

- с трехпозиционным переключением (высшая, нейтраль, низшая), т.е. с фиксированной нейтралью;

- двухпозиционным переключением (низшая, высшая), т.е. без нейтрали в раздаточной коробке.

В эксплуатации возможна переналадка с одного типа переключения на другой. Технические характеристики коробок VG-1600 приведены в Таблица 50.

Таблица 50

Тип раздаточной коробки

Входной крутящий момент, Нм

Максим, входные обороты, об/мин

Вес, без масла и коробки отбора мощности, кг

Передаточное число

Высшая передача

Низшая передача

Без межосевого дифференциала

VG 1600/300

18.000

2.800

290

0,89

1,536

VG 1600/396

18.000

2.800

300

0,89

1,536

С межосевовым дифференциалом

VG 1600/300

18.000

2.800

305

0,89

1,536

VG 1600/396

18.000

2.800

315

0,89

1,536

Раздаточные коробки могут комплектоваться коробками отбора мощности. Некоторые габаритные и справочные размеры даны на Рис. 382.

L1=69 mm, L2=144 мм, L3=69 мм

Рис. 382 Габаритные и справочные размеры раздаточных коробок VG 1600/300 и VG 1600/396

3.1.1 Раздаточная коробка VG-1600 без межосевого дифференциала

Общий вид раздаточной коробки показан на Рис. 383. Конструкции коробок VG-1600/300 и VG-1600/396 отличаются только межцентровым расстоянием валов и одинаковы по устройству.

Рис. 383 Общий вид раздаточной коробки

1 - основной картер; 2 - передняя крышка; 3 - вал привода заднего моста;4 - вал привода переднего моста; 5 - промежуточный вал; 6 -входной вал; 7 - резьбовое отверстие М16х1.5; 8 - комплектация раздаточной коробки с масляным насосом.

Корпус раздаточной коробки состоит из двух частей: основного картера 1 и передней крышки 2, соединенных друг с другом болтами.

В корпусные детали установлены четыре вала: входной 6, промежуточный 5 и выходные валы привода заднего 3 и переднего 4 мостов автомобиля. Последние два вала установлены на одной оси.

Входной вал установлен на два роликовых конических подшипника. Промежуточный вал опирается на цилиндрические роликовые подшипники, а выходной вал привода переднего моста установлен на шарикоподшипнике с одной стороны, а с другой - опирается в расточку вала привода заднего моста и имеет резьбовую канавку.

Вал привода заднего моста также как и входной вал монтируется на двух конических роликовых подшипниках.

На Рис. 383 показана раздаточная коробка с двухпозиционным переключением передач. Муфта переключения выполнена так, что располагается на входном валу между двумя свободно посаженными на вал косозубыми шестернями высшей и низшей передачами (расположенной со стороны крышки раздаточной коробки).

Эти шестерни посажены свободно на закаленные поверхности входного вала, имеющие продольные, по образующей вала, масляные канавки на всю ширину шестерен. Для их смазки в валу имеется осевое и радиальные отверстия, куда масло подается, либо под давлением, при наличии маслонасоса, либо самотеком из карманов, выполненных в стенках картера коробки.

Схема передачи силового потока, когда шестерни высшей и низшей передачи расположены свободно на входном валу и блокируются с валом одним и тем же включающим элементом полностью исключает одновременное включение двух передач, что несвойственно практически другим схемам.

Включение передач - пневматическое, при давлении в приводе порядка 6,5-8 атмосфер.

Закрепление заднего (расположенного в картере) конического подшипника осуществляется круглой гайкой с последующим ее стопорением в двух противоположных точках точечным смятием цилиндрического пояска гайки. Входной вал со стороны двигателя имеет трапециевидные шлицы для установки фланца карданной передачи и резьбовое окончание с резьбой М38x1,5 мм. Момент затяжки гайки, с размером под ключ 65 мм, составляет 1080 Н*м.

Входной вал коробки VG-2700 имеет резьбу М48х1,5 и размер гайки под ключ 75 мм. При затяжке гаек включают передачу в раздаточной коробке, а на фланец привода заднего моста крепят двумя гайками специальное приспособление рычажного типа, фиксирующее валы от проворачивания при упоре рычага в корпус раздаточной коробки, показанное на Рис. 384.

Рис. 384 Приспособление, фиксирующее валы от проворачивания

В крышке переднего подшипника входного вала в специальном стакане устанавливают с помощью оправки два резинометаллических сальника. При перекосах или неправильной установке стакана возможно его трение по фланцу и обильное искрообразование.

Сальники имеют рабочие кромки и отличаются по цвету. Внутренний - одно-кромочный - коричневого цвета, наружный - двухкромочный - черного цвета. Заполняют пространство между сальниками термостойкой смазкой STABUTHERM-GH 461 (производитель фирма «Клюге», Австрия)

Со стороны заднего подшипника первичного вала, вместо крышки, может устанавливаться масляный насос, с крышкой насоса.

Насос шестеренчатый, внутреннего зацепления шестерен. Ведущая шестерня насоса приводится во вращение от входного вала через цилиндрический шарик, углубление в валу и фрезерованный паз в шестерни.

Осевой зазор подшипников первичного вала составляет а=0,06-0,12 мм. Обеспечивают подбором необходимой толщины регулировочных колец, устанавливаемых в крышку переднего подшипника. При этом замеряют два размера: углубление в крышке раздаточной коробки A2 и выступание центрирующего пояска в корпусе переднего подшипника B2. Зазор - а задают, толщиной регулировочных колец и находят, как разницу размеров (Рис. 385)

Х2 = А2 - B2 - а (мм)

Регулировочные кольца по толщине поставляют с шагом 0,05мм от 1,25мм до 1,85мм.

Рис. 385. Величина и способ замера осевого зазора в подшипнике первичного вала

В маслонасос масло засасывается через трубку с нижней масленой вынны раздеточной коробки. При малой частоте порядка 50 об/мин масла не хватает ввиду малой производительности насоса и смазка входного вала идет через карманы и каналы.

При больших оборотах, специальный шариковый клапан перекрывает выход масла в карманы и смазка входного вала идет принудительно под давлением. Промежуточный и входные валы смазываются окунанием и разбрызгиванием масла. При эксплуатации (например, при мойке автомобиля) необходимо исключить возможность попадания через сапун в масло воды и влаги. Кроме того, необходимо предусматривать особые условия хранения раздаточных коробок на складах (вентиляцию, отсутствие сырости и т.д.)

При снятии входного вала вместо гайки наворачивают приспособление с хомутом для установки строп. При этом передняя крышка снимается, привальная плоскость картера раздаточной коробки горизонтальна.

Уплотнение привалочных плоскостей всех крышек осуществляется силиконовыми жидкими прокладками DIRCO.

Шестерни входного вала косозубые имеют ступицы с нарезанными наружными зубьями. Со стороны муфты включения зубья имеют двусторонние фланки (срезы), облегчающие переключение передач на месте.

Направление спирали зубьев шестерен входного вала - правое.

Со стороны заднего подшипника вместе с маслонасосом может устанавливаться коробка отбора мощности (КОМ) (Рис. 386).

Рис. 386 Коробка отбора мощности 1 - вал КОМ, 2 - зубчатая муфта, 3 - корпус КОМ, 4 - вилка, 5 - пружина, 6 -датчик

Управление КОМ пневматическое, вилкой 4 с поршнем, отжимаемыми в выключенное положение пружиной 5 (Рис. 386). В этом случае приводной вал устанавливают соосно с входным валом раздаточной коробки на двух подшипниках: роликовом игольчатом - в расточку входного вала и шариковом - в крышку КОМа. Включение осуществляется зубчатой муфтой, устанавливаемой на шлицы вала КОМ и входящей в зацепление с такими же зубьями, выполненными на входном валу при отборе мощности.

Промежуточный вал.

Промежуточный вал 5 изготовлен заодно целое с косозубыми шестернями высшей и низшей передач. Устанавливается вал на двух цилиндрических роликовых подшипниках (Рис. 383).

Наружные кольца подшипников удерживаются в расточках картера и крышки раздаточной коробки специальными крышками. Крышка со стороны корпуса состоит из корпуса и плоской пластины. Поэтому ее уплотнение осуществляется жидкой прокладкой в двух местах. Внутренние кольца подшипников имеют по одному буртику, напрессованы на вал буртом кольца к соответствующим шестерням. В расточке передней крышки устанавливают регулировочные кольца. Осевой зазор в подшипниках составляет 0,4-0,6 мм. Пакет регулировочных колец - Х4 определяют согласно замерам Рис. 387, при установленной задней крышке и положении картера коробки соответствующему горизонтальному положению привалочной плоскости (вертикальном положении валов).

Внутреннее кольцо заднего подшипника зафиксировано круглой гайкой, так же как и на входном валу, в двух точках обжато в углубление вала круглым керном. На выступающую в крышку часть промежуточного вала установлен зубчатый венец тахометра. Имеется комплектация, как с механическим, так и электрическим датчиком.

Рис. 387 Величина и способ замера осевого зазора в подшипниках промежуточного вала

От проворачивания зубчатый венец зафиксирован шариком, а от осевого смещения - разрезным стопорным кольцом. В заднюю крышку ввернут индукционный датчик тахометра. Смазка подшипников вала и зубчатых зацеплений осуществляются окунанием и разбрызгиванием масла.

Снятие круглой гайки заднего подшипника проводят при помощи приспособления изображенного на Рис. 388.

При разборочно-сборочных работах, вертикально установленный промежуточный вал при снятой передней крышке раздаточной коробки, демонтируется с помощью приспособления, показанного на Рис. 389

Рис. 388 Приспособление для снятия круглой гайки заднего подшипника

Спрессовывание внутренних колец также осуществляют при помощи приспособления (Рис. 389) с двумя полукольцами.

Приспособление имеет два захвата, соединяющиеся с полукольцами и планкой-струбциной с упорным винтом. При установке внутренние кольца нагревают до 80°. На наш взгляд, снятие внутренних колец можно осуществить с помощью приспособления, изображенного на Рис. 389, снабдив его более массивным фиксирующим кольцом с двумя радиальными противоположно расположенными резьбовыми отверстиями диамтром М8, с двумя стопорными болтами М8х15 мм и планкой с центральным резьбовым отверстием M14x1,5 мм с ходовым винтом, длиной 140 мм, с резьбой на всю длину.

Рис. 389 Приспособление для демонтажа промежуточного вала 1 - скоба, 2 - два болта М8х80 мм, 3 - планка, 4 - фиксирующее кольцо,5 - полукольцо

3.1.1.1 Выходные валы раздаточной коробки VG-1600

Выходной вал привода заднего моста

Выходной вал изготовлен заодно с ведомой косозубой шестерней с правым наклоном зуба (Рис. 383). Шестерня в нижней части со стороны масляной ванны охватывается сваренным из листового металла масляным кожухом. Фиксация кожуха в картере раздаточной коробки осуществляется четырьмя удлиненными, заостренными штифтами: с одной стороны приваренными к кожуху, с другой - входящие в отверстия в картере раздаточной коробки.

Вал установлен на двух роликовых конических подшипниках, наружные кольца, которых удерживаются от осевого перемещения задней и передней крышками. Передняя крышка имеет с внутренней стороны расточку для установки наружного кольца шарикоподшипника вала привода переднего моста. Наружное кольцо подшипника зафиксировано в крышке стопорным разрезным кольцом.

Внутренние кольца конических подшипников упираются в бурты на выходном валу. Со стороны задней крышки на валу изготовлены трапециевидные шлицы, на которые монтируется выходной фланец карданной передачи заднего моста. Фиксация фланца - гайкой М38х1,5 мм с моментом затяжки 1080 Нм. На цилиндрической поверхности фланца в задней крышке установлено, аналогично входному валу, комбинированное уплотнение.

Уплотнение крышки к привалочным плоскостям при сборке осуществляется также силиконовой жидкой прокладкой.

Осевой зазор в конических подшипниках составляет 0,02-0,08 мм, который регулируется набором колец, установленных в передней крышке (Рис. 390).

Рис. 390 Величина и способ замера осевого зазора в подшипнике выходного вала

В расточке вала 2 (Рис. 383) со стороны привода переднего моста выполнено резьбовое отверстие - 7 с резьбой М16x1,5 для соединения с цилиндрическим удлинителем с одной стороны. К другой стороне удлинителя крепится специальная гайка резьбой M16x1,5 с приваренной скобой для строп при демонтаже вала (Рис. 391).

Отверстие у основания шестерни выходного вала обеспечивает подвод смазки к задней опоре вала привода переднего моста.

На торце выходного вала со стороны привода переднего моста выполнены на конической поверхности прямоугольные зубья полумуфты включения переднего моста. Зубья имеют по вершинам фаски для легкости включения переднего моста при стоящем автомобиле.

Рис. 391 Приспособление для демонтажа выходного вала 1 - цилиндрический удлинитель, 2 - специальная гайка, 3 -скоба, приваренная к специальной гайке

Вал привода переднего моста

Стальной вал привода моста 4 (Рис. 383) установлен: в передней части на шариковый радиальный подшипник, в задней части - в расточку выходного вала привода заднего моста. Со стороны привода переднего моста выполнены трапециевидные шлицы для монтажа фланца карданной передачи. Фиксация фланца выполнена гайкой М38х1,5; момент затяжки 1080 Н*м. Сальниковое уплотнение в передней крышке состоит из двух сальников таких же, как на ранее описанном штампованном грязезащитном стакане входного вала. При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо уделять особое внимание на его правильную установку, пользуясь приспособлением, изображенным на Рис. 392.

Оправка - приспособления используется сначала для установки в нее грязезащитного стакана - 1 с помощью оправки - 3, а затем для запресовывания в этот стакан поочередно двух сальников. При снятии оправки - 3 в оправке -2 остается грязезащитный стакан - 1 с сальниками в сборе, который с помощью оправки -2 запрессовывают в корпусные детали раздаточной коробки.

На трапециевидных шлицах вала привода переднего моста, в средней его части, установлена подвижная зубчатая полумуфта включения переднего моста, имеющая кольцевидную проточку на внешнем диаметре. При помощи вилки включения фиксируется выключенное или включенное состояние полумуфты.

Рис. 392 Приспособление для монтажа - демонтажа грязезащитного стакана

1 - грязезащитный стакан с двумя сальниками, 2 - оправка для фиксации при запрессовки сальников и грязезащитного стакана в сборе в корпус раздаточной коробки, 3 -оправка для запрессовки сальников внутрь стакана, 4 - две ручки

3.1.2 Раздаточная коробка VG -1600 с межосевым дифференциалом

Общий вид раздаточной коробки с межосевым дифференциалом показан на Рис. 393.

Рис. 393 Общий вид раздаточной коробки VG-1600

1 - вилка включения блокировки дифференциала, 2 - межосевой дифференциал, 3 - сферический подшипник, 4 - цилиндрический роликовый подшипник, 5 - корпус масляного насоса , 6 - цилиндрический подшипник, 7 - стакан

Отдельные детали раздаточной коробки представлены на Рис. 394.

Рис. 394 Детали раздаточной коробки VG-1600/300

Межосевой дифференциал 2 планетарного типа - несимметричный. По схеме передачи силового потока представляет из себя один планетарный ряд с подводом мощности к водилу и распределением ее по направлениям: от коронной шестерни 73% мощности передается на задний мост и 27% мощности - на передний. Планетарный ряд с прямозубыми шестернями имеет пять сателлитов, установленных на осях с элементами их фиксации от осевых перемещений. Каждый сателлит вращается на двух сепараторных роликовых игольчатых подшипниках. Между торцевыми поверхностями водила и каждого сателлита с двух сторон установлены шайбы. Сателлиты и оси имеют одинаковую цифровую маркировку, т.к. выполняется их совместная обработка. Ведомая косозубая шестерня со стороны вала привода заднего моста установлена непосредственно на конический роликовый подшипник, внутренним кольцом запрессованный на стакан задней крышки. Со стороны привода переднего моста двенадцатью болтами крепится жесткое водило и фланец с зубчатой полумуфтой. На цилиндрическую поверхность фланца установлено внутреннее кольцо переднего конического подшипника. С другой стороны, водило опирается на цилиндрический подшипник, расположенный в расточке выходного вала заднего моста.

Выходной вал со стороны задней крышки установлен на двух подшипниках, один из которых шариковый, а другой подшипник цилиндрический роликовый - 4.

Особенностью конструкции является то, что шариковый подшипник по наружному кольцу установлен свободно с гарантированным зазором. От проворачивания наружного кольца под нагрузкой предусмотрены два прямоугольных паза, противоположно расположенных в торцевой плоскости наружного кольца подшипника, обращенных к переднему мосту, в один из которых заходит цилиндрический штифт, запрессованный в радиальное отверстие стакана задней крышки. На Рис. 394 фланец с отверстием, сам штифт и паз шарикового подшипника хорошо видны как отдельные детали. Наружное кольцо цилиндрического роликового подшипника установлено по переходной подшипниковой посадке. Для исключения возможного перемещения наружного кольца шарикового подшипника в этой паре подшипников при сборке, подбором регулировочных колец под задней крышкой, обеспечивают натяг наружных колец обеих подшипников 0-0,05 мм.

Изготовитель раздаточных коробок применяет два конструкторских решения при установке выходного вала привода заднего моста. Одно описано выше, а другим является установка вала на двухрядный роликовый самоустанавливающийся сферический подшипник - 3. При этом стакан задней крышки в конструкции отсутствует. На Рис. 393 оба варианта установки совмещены. В верхней части разреза (выше оси выходного вала) показан первый вариант с шариковым и цилиндрическим роликовым подшипником и стаканом - 7 крышки выходного вала, а в нижней - изображен сферический и роликовый подшипник (II вариант). При этом стакан отсутствует.

Затяжка двенадцати болтов М11 х 1,25 соединения корпуса водила с фланцем к ведомой косозубой шестерни выходного вала ведется в определенной последовательности (Рис. 395) по правилу: момент плюс угол 90°.

Рис. 395 Схема затяжки болтов дифференциала

Первый этап: затяжка динамометрическим ключом всех болтов моментом порядка 30 Н*м (50% затяжка).

Второй этап: затяжка, в той же последовательности, с доворотом на 90° без динамометрического ключа.

Начинать первый этап можно с любого болта.

При затяжке болтов только динамометрическим ключом мы имеем дело с большими погрешностями, связанными с наличием трения и потерь момента в резьбовом соединении, могущим достигать 30% показаний динамометрического ключа.

Правило затяжки - момент плюс угол 90° - по опыту зарубежных фирм, например, фирмы «Cummins» обеспечивает более точное соединение сопрягаемых деталей.

Характерная зависимость изменения относительной деформации болта - 8, от нагрузки, растягивающей болт приведена на Рис, 396.

Рис. 396 Диаграмма нагружения болта при затяжке

1-линия нагружения, 2 - линия разгрузки, 3- точка на диаграмме, соответствующая пределу упругости, 4- точка нагружения болта при затяжке соединения, е ост - остаточная деформация при разгрузке болта, Рзаг - усилие затяжки соединения

В связи с тем, что болт получает при первой затяжке остаточную деформацию е ост  его многократное использование ограничено (как правило двукратное с контролем на специальном шаблоне).

Коронная шестерня со стороны выходного вала привода заднего моста имеет срезанные по высоте зубья на длине приблизительно 15 мм. Выходной вал по своему наружному диаметру имеет такие же укороченные зубья. Соединение ограничивает смещение коронной шестерни относительно выходного вала, создает «плавание» ее при работе. Всё соединение фиксируется замочным кольцом, входящим в проточку коронной шестерни.

Следует заметить, что шестерня привода ведомых (выходных) валов в дифференциальных коробках также охватывается маслоудерживающим экраном в нижней части со стороны масляной ванны, как и в бездифференциальной конструкции. Наружное кольцо цилиндрического роликового подшипника вала привода переднего моста также установлено в выходной вал привода заднего моста через промежуточный штампованный стакан (толщиной приблизительно 1,5 мм) с круговым буртом, который в трех точках по окружности отогнут в проточку выходного вала привода заднего моста. Это исключает осевое перемещение наружного кольца.

Коронная шестерня имеет Zk = 62зуба, а солнечная Zc=23. Таким образом, параметр планетарного ряда - К

Wc- угловая скорость солнечной шестерни; WK - угловая скорость коронной шестерни; Известно кинематическое уравнение планетарного ряда:

где Wb - угловая скорость водила.

Передаточные числа от водила к солнечной и коронной шестерням определяется как отношение соответствующих угловых скоростей ведущих и ведомых звеньев механизма.

Разделив уравнение (1) на угловую скорость солнечной шестерни Wсполучим передаточное число планетарного ряда привода переднего моста -Wb/Wc , при буксовании переднего моста.

Разделив обе части уравнения (1) на Wk, определим передаточное число планетарного ряда привода заднего моста при условии буксования заднего моста.

Это означает, что примерно 3/4 крутящего момента, при данной конструкции дифференциала, подводится к заднему мосту и лишь 1/4 момента - к переднему, т.е. разделение силового потока идет в соотношении  примерно 1:3 (27% и 73%).

3.1.2.1 Механизм переключения передач

Механизм переключения передач предназначен для перехода с высшей передачи на низшую и обратно в зависимости от условий движения транспортного средства. Как уже отмечалось, идут две комплектации раздаточных коробок:

1. Без нейтрального положения.

2. С нейтральным положением вилки переключения передач.

По конструктивному исполнению механизмы переключения бывают двух типов: с пружиной штока и без пружины. И те, и другие могут производиться и поставляться потребителю как без нейтрали (двухпозиционные), так и с нейтралью (трехпозиционные). В эксплуатации возможна переналадка и переход на любое переключение.

На Рис. 397 показана принципиальная схема переключения передач без нейтрали, а на Рис. 398. - с нейтралью.

G переключение раздаточной коробки на низшую передачу, S - переключение раздаточной коробки на высшую передачу

Рис. 397. Принципиальная схема переключения передач с пружиной включения высшей передачи

1 - пружина, 2 - вилка включения, 3 - шток механизма, 4 - два поршня. 5 - ограничительный регулировочный винт, 6 - датчик включения передачи с подпятником

Шток механизма 3 установлен в корпусных деталях раздаточной коробки, на котором двумя болтами зафиксирована вилка включения 2, пружина 1 и два поршня. Поршни расположены в задней части коробки, в корпусе механизма переключения. В корпусе выполнены два цилиндра, к которым подведены два штуцера соответственно подачи воздуха G при включении низшей и S при включении высшей передачи. Разница в диаметрах поршней и усилие пружины обеспечивают перемещение штока вправо при подаче давления через штуцер S. Предварительно сжатая пружина, опирающаяся на крышку корпуса раздаточной коробки всегда стремиться перемещать шток в правое положение, соответствующее включению высшей передачи. При этом, перемещение штока ограничивается регулировочным болтом 5, ввернутым в крышку корпуса механизма переключения и зафиксированным контргайкой.

В крышке картера раздаточной коробки размещается датчик включения передачи с подпятником 6 для ограничения движения штока влево.

При варианте без пружины (Рис. 398) в корпусе размещается ограничительный, регулировочный болт, включатель передачи и фиксатор включенной передачи, или нейтрали.

G - переключение на низшую передачу, S - переключение на высшую передачу, N - установка раздаточной коробки в нейтральное положение

Рис. 398 Принципиальная схема переключения передач с нейтралью

1,2 -поршни соответственно среднего и малого диаметра, 3 -поршень наибольшего диаметра

Фиксация муфты вилки включения в нейтральном положении осуществляется тремя подпружиненными шариками диаметром 10 мм, расположенными в углублениях входного вала.

При трехпозиционном переключения передач (вариант без пружины) в корпусе механизма выполняют два цилиндра и устанавливают три поршня разных диаметров:

- два поршня с уплотнениями на штоке (поршни малого 2 и среднего 1 диаметра)

- один поршень с уплотнением наибольшего диаметра 3 устанавливают в наибольший цилиндр в корпусе.

Внутренняя расточка этого поршня является цилиндром для самого малого поршня, а третий поршень среднего диаметра монтируют в малый цилиндр корпуса и уплотняют резиновым кольцом.

Поршни малого и среднего диаметра, таким образом, неподвижны, установлены на шток и зафиксированы стопорным кольцом.

Важно заметить, что для надежной работы узла переключения, трущиеся поверхности поршней смазывают только специальной смазкой - Моликот М55. Применение других смазок недопустимо. Эта смазка работоспособна в широком диапазоне температур до +180° С и является влагоотталкивающей, надежно сохраняется на поверхностях трения. Заменителями могут быть соответствующие смазки фирмы Vestingaus.

В корпусе механизма переключения расположены три подводных штуцера: включения нейтрали N, высшей S и низшей G передач .

При подаче воздуха к нейтральному штуцеру давление воздействует на средний и большой поршни, стремясь переместить их в противоположные направления с одинаковыми усилиями. На Рис. 398 показано именно это нейтральное положение штока; фиксатор находится в среднем положении. При подаче воздуха пневмокраном, расположенным в кабине водителя в левый (Рис. 398) штуцер £ сбрасывается давление в нейтральной магистрали и магистрали включения низшей передачи (правый штуцер - на Рис. 398). Шток, вместе с поршнями (средним и малым) перемещается вправо до упора в регулировочный болт и включается высшая передача. При включении низшей передачи из положения нейтраль происходит сброс давления в нейтральной полости и с магистрали включения высшей передачи, одновременно происходит подача воздуха в штуцер G и в рабочую полость большого поршня (правый штуцер на Рис. 398). Малый поршень перемещаясь влево вместе с большим поршнем воздействует на шток механизма, вызывая его движение в направлении включения низшей передачи до упора в регулировочный болт со стороны включателя. Шток фиксируется в этом положении, при этом скос на штоке через толкатель замыкает цепь сигнализации включения низшей передачи на панели приборов в кабине водителя. При этой схеме и двухпозиционном включении, отсутствует поршень максимального диаметра и вместо штуцера нейтрали ставят заглушку (вид справа на Рис. 398).

3.1.2.2 Механизм включения переднего моста

В бездифференциальных конструкциях раздаточных коробок этот механизм располагается в передней крышке привода переднего моста (Рис. 399).

Рис. 399.Механизм включения переднего моста 1 - шток, 2 - пружина, 3 - цилиндр, 4 - поршень, 5 - включатель переднего моста, 6 - полумуфта включения

В специальном стакане - цилиндре 3 расположен шток 1 с поршнем 4, пружиной 2 и элементами уплотнений. Шток приварен к вилке переключения, которая своими выступами входит в проточку полу муфты включения 6. Слева на штоке расположена регулировочная гайка с контргайкой и включатель 5 переднего моста. Стакан - цилиндр фиксируется в корпусе малой (промежуточной) и большой крышками. Предварительно сжатая пружина, перемещая шток влево всегда находится в положении выключения переднего моста. При подаче воздуха через штуцер происходит включение переднего моста, срабатывание включателя и сигнализатора - лампочки в кабине водителя. Удержание муфты во включенном состоянии осуществляется наличием постоянного давления в рабочем цилиндре механизма и только его сброс приводит к выключению переднего моста.

3.1.2.3 Механизм блокировки дифференциала

В одном из вариантов конструкции (Рис. 400) применен неподвижный шток 4, опирающийся в промежуточный фланец крышки привода переднего моста 6 справа и зафиксированный специальной регулировочной гайкой 1 с контргайкой 1 слева.

Рис. 400 Механизм блокировки дифференциала

1 - регулировочная гайка, 2 - подвижный поршень, 3 -вилка, 4-  неподвижный шток, 5 - пружина, 6 - фланец крышки привода переднего моста, 7 - полумуфта, 8 - датчик включателя блокировки, 9 - контрогайка

На шток установлен подвижный поршень - 2 с уплотнениями. На цилиндрическую поверхность ступицы поршня монтируется вилка - 3, в нейтральном положении (выключенном) прижимаемой к торцовой поверхности поршня сжатой пружиной - 5 механизма.

Заметим, что в дифференциальных раздаточных коробках полумуфта - 7, расположенная на водиле (справа на Рис. 400) выполняется отдельно, установлена на шлицах на водиле и зафиксирована стопорным кольцом.

В корпусе крышки привода переднего моста выполнено резьбовое отверстие для установки датчика включателя блокировки - 8, а на вилке - специальная корпусная лыска, в которую упирается дистанционный штифт датчика.

Подача воздуха под давлением перемещает поршень с вилкой, блокируя дифференциал, сжимая цилиндрическую пружину. При этом сжатие пружины происходит до упора торцевой поверхности ступицы Поршня в бурт, расположенный на штоке механизма.

Регулировочное устройство позволяет правильно отрегулировать кинематику узла.

3.1.3 Применяемые смазочные материалы

В раздаточных коробках предприятия ZF «Steyr» используются масла, их эквиваленты: SAE 85W90 или SAE 85W140 (MIL-L2105A или API-GL4; MILL-2105B, MILL2105C или API-GL5).

Общее количество заливаемого масла зависит от конструкции коробки. Так, для коробок VG 1600/300 с дифференциалом необходимо примерно 7,21 литра, без дифференциала -7,81; для VG 1600/396 соответственно 6,51 литра и 7,11 литра. Рекомендуется проверять периодически уровень масла и проводить его замену в установленное время.

Контроль уровня масла необходимо проводить через каждые 10000 км пробега, а смену для автомобилей с годовым пробегом не более 20000 км через каждые 30000 км, а с пробегом годовым 60000 км и более через каждые 60000 км. В любом случае смену масла надо проводить один раз в год.

При смене масла прочищаются от грязи отверстия сапуна. Расположение сапуна, заливных, сливных и контрольных пробок раздаточной коробки VG 1600/300 показано на рис 20, VG 1600/396 - на Рис. 402.

1- заливная пробка, 2 - сливные пробки, 3- пробка контроля уровня масла, 4- сапун

При наличии масляного радиатора, его подключение осуществляется заглушённой пробкой в районе передней крышки промежуточного вала.

При первичном заполнении, через пробку 1 заливается примерно один литр масла, остальное количество заливают через пробку контрольного уровня 3.

В раздаточной коробке VG 1600/396 пробка подачи масла к маслонасосу находится в нижней части с выходом в масляную ванну (Рис. 402).

3.1.4 Регулировочные данные и моменты затяжки соединений

На Рис. 403 указаны места регулировок, зазоры и моменты затяжки соединений.

Рис. 403 Места регулировок, зазоры и моменты затяжки соединений

Числовые значения указанных величин приведены в Таблица 51.

Таблица 51

№ п/п

Позиция на Рис. 403

Показатель

Размеры, мм

Примечание

1

Pos. 1

Осевой зазор подшипников входного вала.

0,06-0,12

Регулировка в сборе.

2

Pos. 2

Осевой зазор подшипников промежуточного вала.

0,4-0,6

Регулировка в сборе.

3

Pos. 3

Осевой зазор подшипников переднего моста.

0,02-0,08

Регулировка в сборе.

4

Pos. 4

Преднатяг подшипников вала привода задней оси (только для VG 1600 с дифференциалом)

0,0-0,05

5

Ml

Момент затяжки гаек крепления фланцев, Нм.

1080

Устанавливают, смазав резьбу локтайдом Loctite 243.

6

M2

Момент затяжки болтов планетарной группы Нм, градус.

30Н-м±5Н-м плюс 90°±5°

Применяют правило момент плюс угол, соблюдая последовательность затяжки.

7

M3

Момент затяжки болтов крышки к картеру раздаточной коробки, Н*м.

125 Нм

Применяют жидкую прокладку

8

M4

Момент затяжки круглых гаек с прорезями, крепления входного и промежуточного валов, Нм.

600 Нм ± 60

Применяют локтайд, по резьбе гайки с кернением Loctite 243.

Применение других видов смазок в различных узлах раздаточных коробок ZF-«Steyr» приведено на Рис. 404.

Узел F1 - комбинированное сальниковое уплотнение с защитным металлическим стаканом - применяется смазка STABUTHERM - GH 461 термостойкая до 180°.

Узел G1- поверхности трения механизмов переключения передач, включения переднего моста, блокировки дифференциала - Molikote 55 М.

Узлы D1-уплотнения привалочных плоскостей крышки раздаточной коробки, крышек, стаканов, валов, крышек механизмов переключения, масляного насоса - применяется смазка Dirco.

Узлы B1 - уплотнения резьб болтов соединения выходных гаек фланцев, регулировочных болтов механизмов переключения - Loctite 243 (локтайд синего цвета).

Узел В2 - уплотнение стаканов выходного вала и вала привода переднего моста - используют Loctite 638 (зеленого цвета).

Рис. 404 Места смазки раздаточной коробки VG-1600

При применении локтайдов и проведении разборочно-сборочных работ необходимо нагревать техническим феном соответствующие

www.remkam.ru

-

    • , -
    • , -
    • Wiki
    • Chery
    • Geely
    • Lifan
    • Dongfeng
    • Changan
    • Brilliance
    • Haval
    • FAW
    • Zotye
  • Chery
    • Tiggo FL
    • Tiggo 5
    • Tiggo 3
    • Tiggo 2
    • Arrizo 7
    • Bonus 3
    • IndiS
    • Kimo
    • M11
    • Bonus
    • Very
    • CrossEastar
  • Geely
    • Emgrand X7
    • Emgrand EC7
    • Emgrand GT
    • Geely Atlas
    • GC6
  • Lifan
    • X60
    • X50
    • Murman
    • Myway
    • Solano II
  • Brilliance
    • Brilliance V5
    • Brilliance V3
    • Brilliance H530
    • Brilliance h330
  • Changan
    • Changan CS35
    • Changan CS75
    • Changan Eado
    • Changan Eado XT
    • Changan Raeton
  • Dongfeng
    • DongFeng AX7
    • DongFeng h40 Cross
    • DongFeng S30
    • DongFeng AX3
    • DFSK V21/V22
    • DFSK V25
    • Dongfeng
  • DW
    • Hower h4
    • Hower H5
  • FAW
    • Besturn X80
    • Besturn B50
    • Oley
    • FAW
  • Foton
    • Sauvana
    • Tunland
  • Haval
    • Haval h3
    • Haval H6
    • Haval H6 Coupe
    • Haval H8
    • Haval H9
  • Zotye
    • Zotye T600
    • Zotye Z300
      • DongFeng
      • Golden Dragon
      • Higer
      • King Long
      • Mudan
      • SHEN LONG
      • Shuchi
      • Yutong
      • BAW
      • Beifang
      • CAMC
      • DongFeng
      • FAW
      • Foton
      • JAC
      • Jinbei
      • JMC
      • Howo
      • Shaanxi
      • Yuejin
    • BAIC
    • BYD
    • Changfeng
    • Dadi
    • Foton
    • GAC Gonow
    • Great Wall
    • Hafei
    • Haima
    • Hawtai
    • JAC
    • JMC
    • Landwind
    • Luxgen
    • MG
    • Qoros
    • Roewe
    • Vortex
    • ZX Auto
    • ...
  • , -
  • ,
  • , Wiki
  • ,
  • ,

:((

E-mail: inf[email protected]

www.chinamobil.ru

-

    • , -
    • , -
    • Wiki
    • Chery
    • Geely
    • Lifan
    • Dongfeng
    • Changan
    • Brilliance
    • Haval
    • FAW
    • Zotye
  • Chery
    • Tiggo FL
    • Tiggo 5
    • Tiggo 3
    • Tiggo 2
    • Arrizo 7
    • Bonus 3
    • IndiS
    • Kimo
    • M11
    • Bonus
    • Very
    • CrossEastar
  • Geely
    • Emgrand X7
    • Emgrand EC7
    • Emgrand GT
    • Geely Atlas
    • GC6
  • Lifan
    • X60
    • X50
    • Murman
    • Myway
    • Solano II
  • Brilliance
    • Brilliance V5
    • Brilliance V3
    • Brilliance H530
    • Brilliance h330
  • Changan
    • Changan CS35
    • Changan CS75
    • Changan Eado
    • Changan Eado XT
    • Changan Raeton
  • Dongfeng
    • DongFeng AX7
    • DongFeng h40 Cross
    • DongFeng S30
    • DongFeng AX3
    • DFSK V21/V22
    • DFSK V25
    • Dongfeng
  • DW
    • Hower h4
    • Hower H5
  • FAW
    • Besturn X80
    • Besturn B50
    • Oley
    • FAW
  • Foton
    • Sauvana
    • Tunland
  • Haval
    • Haval h3
    • Haval H6
    • Haval H6 Coupe
    • Haval H8
    • Haval H9
  • Zotye
    • Zotye T600
    • Zotye Z300
      • DongFeng
      • Golden Dragon
      • Higer
      • King Long
      • Mudan
      • SHEN LONG
      • Shuchi
      • Yutong
      • BAW
      • Beifang
      • CAMC
      • DongFeng
      • FAW
      • Foton
      • JAC
      • Jinbei
      • JMC
      • Howo
      • Shaanxi
      • Yuejin
    • BAIC
    • BYD
    • Changfeng
    • Dadi
    • Foton
    • GAC Gonow
    • Great Wall
    • Hafei
    • Haima
    • Hawtai
    • JAC
    • JMC
    • Landwind
    • Luxgen
    • MG
    • Qoros
    • Roewe
    • Vortex
    • ZX Auto
    • ...
  • , -
  • ,
  • , Wiki
  • ,
  • ,

:((

E-mail: [email protected]

www.chinamobil.ru

Устройство автомобиля в схемах - Другие механизмы трансмиссии

Трансмиссия часть II: Раздаточная коробка; Карданная передача; Мосты; Главная передача; Дифференциал; Полуоси; Передний управляемый мост; Комбинированный мост; Привод передних колес; Поддерживающий мост

Раздаточная коробка

Раздаточной коробкой передач называется дополнительная коробка передач, распределяющая крутящий момент двигателя между ведущими мостами автомобиля. Она служит для увеличения тяговой силы па ведущих колесах и повышения проходимости автомобиля.

Типы раздаточных коробок

Раздаточная коробка легкового автомобиля повышенной проходимости:а — общий вид; б — механизм управления; 1— ведущий вал; 2, 3, 5, 7 и 9 — шестерни; 4 и 8 — валы привода мостов; 6 — промежуточный вал; 10 — картер; 11 и 12 — рычаги; 13 — ползун; 14 — шток; 15— щарик; 16 — вилка

Карданная передача

Карданной называется передача, осуществляющая силовую связь механизмов автомобиля, валы которых несоосны или расположены под углом.

Типы карданных передач

Карданные передачи:а — одновальная; б— двухвальная; в — три одновальные передачи; г — двухвальная с промежуточной опорой; д — одновальные; 1 — коробка передач; 2 — карданный шарнир; 3 — карданный вал; 4, 7 и 9 — ведущие мосты; 5и 8 — промежуточные опоры; 6 — раздаточная коробка; 10 — редуктор

Одновальную карданную передачу применяют на легковых автомобилях с короткой базой (расстояние между передними и задними колесами) и колесной формулой 4x2 (4 – число колес, 2 – число ведуших колес) для соединения коробки передач 1 с задним ведущим мостом 4. Такая карданная передача состоит из карданного вала 3 и двух карданных шарниров 2.

Двухвальную карданную передачу применяют на автомобилях с длинной базой и колесной формулой 4 х2 для связи коробки передач с задним ведущим мостом.

На автомобилях повышенной проходимости с колесной формулой 4x4 используют три одновальных карданных передачи На автомобилях высокой проходимости с колесной формулой 6x6 и индивидуальным приводом ведущих мостов раздаточная коробка соединяется с задним ведущим мостом двухвальной карданной передачей с промежуточной опорой.

На автомобилях высокой проходимости с колесной формулой 6x6 и средним проходным ведущим мостом для связи коробки передач с раздаточной коробкой и раздаточной коробки с ведущими мостами используют одновальные карданные передачи.

Одно- и двухвальные карданные передачи, используемые для соединения коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов автомобилей, имеют карданные шарниры неравных угловых скоростей. Карданные передачи с шарнирами равных угловых скоростей на автомобилях применяют для привода передних управляемых и одновременно ведущих колес.

Карданные шарниры

Карданным шарниром называется подвижное соединение, обеспечивающее передачу вращения между валами, оси которых пересекаются под углом.

Карданные шарниры:а- неравных угловых скоростей; б — равных угловых скоростей; 1 и 3— вилки;2 — крестовина, 4 и 5 — валы, 6 и 7 — шарики

Конструкции карданных передач

Карданная передача короткобазного автомобиля ограниченной проходимости  — одновальная, двухшарнирная, с карданными шарнирами неравных угловых скоростей.

Карданная передача короткобазного автомобиля:1, 3, 9 и 10 — вилки; 2 — крестовина; 4 — втулка; 5 — наконечник; 6 — манжета;7 — чехол: 8 — вал

Карданная передача легкового автомобиля ВАЗ

Карданная передача легкового автомобиля ВАЗ:а — общий вид, б — эластичная муфта, в — промежуточная опора; 1 — муфта, 2 — кронштейн, 3 и 7 — карданные валы; 4 — промежуточная опора; 5 — поперечина, 6— карданный шарнир, 8 и 9— фланцы; 10— манжета, 11— наконечник, 12— пробка; 13— гайка, 14— вал, 15— обойма; 16 и 20— вилки; 17— кольцо, 18 и 22— подшипники; 19— манжета; 21 — крестовина

Мосты

Мостами автомобиля называются металлические балки с колесами. Мосты служат для установки колес и поддержания несущей системы автомобиля (рамы, кузова).

Типы мостов автомобилей

Управляемым называется мост с ведомыми управляемыми колесами, к которым не подводится крутящий момент двигателя. Управляемыми на большинстве автомобилей являются передние мосты.

Ведущим называется мост с ведущими колесами, к которым подводится крутящий момент двигателя. На автомобиле ведущими мостами могут быть только передний, только задний, промежуточный (средний) и задний, одновременно все мосты. Наиболее распространены задние ведущие мосты (на автомобилях ограниченной проходимости с колесной формулой 4x2 и предназначенных для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых дорогах).

Комбинированным называется мост с ведущими и управляемыми одновременно колесами. Эти мосты применяют в качестве передних мостов в переднеприводных легковых автомобилях ограниченной проходимости, в полноприводных автомобилях повышенной проходимости и автомобилях высокой проходимости, предназначенных для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях.

Поддерживающим называется мост с ведомыми колесами, которые не являются ни ведущими, ни управляемыми: на прицепах и полуприцепаx, а также на многоосных грузовых автомобилях и в качестве задних мостов на переднеприводных легковых автомобилях.

Ведущий мост

Ведущий мост представляет собой жесткую пустотелую балку, на концах которой на подшипниках установлены ступицы ведущих колес, а внутри размещены главная передача, дифференциал и полуоси.

Типы ведущих мостов

Ведущие мосты:а — разъемный; б, в — неразъемные, 1— кожух; 2 и 3 — части картера; 4 — площадка; 5, 6 и 12 -i- фланцы, 7 — чашка; 8 и 10 — кронштейны; 9 и 13 — балки; 11 — труба

Задний ведущий мост легкового автомобиля ВАЗ

Задний ведущий мост легкового автомобиля ВАЗ:а — общий вид, б, в — схемы главной передачи и дифференциала; 1 — тормозной барабан, 2 и 17— кольца, 3, 11 и 19— подшипники, 4 и 21 — фланцы, 5 и 20— манжеты, 6 — чашка, 7— балка, 8 и 26 — кронштейны, 9 —  полуось, 10 и 31— гайки, 12— крышка, 13— сателлит; 14, 15 и 22— шестерни, 16— картер, 18— втулка; 23 — ось, 24 — шайба, 25 — корпус; 27 — пластина, 28 — щит, 29 — болт; 30 — колпак; 32 —окно

Задний ведущий мост полноприводного грузового автомобиля ГАЗ

Задний ведущий мост грузового автомобиля ГАЗ повышенной проходимости:1— чашка; 2 — сухарь, 3 и 16 — звездочки; 4 — сепаратор; 5 — полуось; 6 — муфта; 7 — шланг; 8 — подшипник; 9 — ступица; 10 — штуцер; 11 — трубка; 12— крышка; 13 — наконечник; 14 — кран; 15— манжета; 17— болт; 18 и 19— шестерни; 20— картер; 21 — балка

Главная передача

Главной передачей называется шестеренный механизм, повышающий передаточное число трансмиссии автомобиля. Она служит для постоянного увеличения крутящего момента двигателя, подводимого к ведущим колесам, и уменьшения угловой скорости их вращения до необходимых значений.

На автомобилях применяют одинарные и двойные главные передачи

Главные передачи:а, б, в — одинарные; г, д — двойные; е — редуктор; 1 — ведущая шестерня; 2 — ведомая шестерня; 3 — червяк; 4 — червячная шестерня; 5 — конические шестерни, 6 — цилиндрические шестерни; 7 — полуось; 8 — солнечная шестерня; 9— сателлит; 10 —ось; 11 эпициклическая шестерня; l — гипоидное смещение

Гипоидная главная передача (б) широко применяется на легковых и грузовых автомобилях. Оси ведущей 1 и ведомой 2шестерен гипоидной главной передачи, в отличие от конической, не лежат в одной плоскости и не пересекаются, а перекрещиваются. Передача может быть с верхним или нижним гипоидным смещением l. 

Дифференциал

Дифференциалом называется механизм трансмиссии, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колесами и ведущими мостами автомобиля. Он обеспечивает разную угловую скорость вращения ведущих колес при движении автомобиля по неровным дорогам и на поворотах, что необходимо для качения колес без скольжения и буксования. В противном случае повышается сопротивление движению автомобиля, увеличиваются расход топлива и износ шин.

В зависимости от типа и назначения автомобилей на них применяют дифференциалы различных типов

Типы дифференциалов

Межколесный дифференциал распределяет крутящий момент двигателя между ведущими колесами автомобиля.

Дифференциал, который распределяет крутящий момент двигателя между ведущими мостами автомобиля, называется межoceвым.

На большинстве автомобилей применяют конические шестеренные симметричные дифференциалы малого трения.

Шестеренные дифференциалы:а, б — симметричные, в, г — несимметричные, 1 — корпус; 2 — сателлит, 3 и 4— шестерни

Работа дифференциала при движении автомобиля:а — по прямой, б — на повороте, 1 и 4 — шестерни, 2 — корпус, 3 — сателлит, 5 — полуось

Кулачковые (а, б) и червячные (в, г) дифференциалы:1 — корпус; 2— обойма; 3— сухарь, 4 и 5— звездочки, 6 и 8 — червяки; 7 — сателлит; 9 и 10 — шестерни

Полуоси

Полуосями называются валы трансмиссии, соединяющие дифференциал с колесами ведущего моста автомобиля.

Типы полуосей

Полуоси:а — фланцевая; б— бесфданцевая; в — полуразгруженная; г — разгруженная;1 и 3— шлицевые концы; 2— фланец; 4— подшипник; 5 — балка; 6— полуось; 7 — ступица

Передний управляемый мост

Передним управляемым мостом называется поперечная балка с ведомыми управляемыми колесами» к которым не подводится крутящий момент от двигателя. Этот мост не ведущий, служит для поддерживания несущей системы автомобиля и обеспечения его поворота.

Передние управляемые мосты:в — неразрезной; б — разрезной; 1 — колесо; 2 — цапфа; 3 — шкворень; 4 — балка; 5 — рессора; 6 — стойка; 7 — подвеска

Передний управляемый мост грузового автомобиля ГАЗ:1— колесо; 2 — тормозной барабан; 3 — ступица; 4 и13 — подшипники; 5 —  гайка; 6—щит; 7— цапфа; 8 — шкворень; 9 и 16—рычаги; 10 и 15 —тяги; 11— шайба; 12 — стопор; 14 — балка

Передний управляемый мост легкового автомобиля АЗЛК— разрезной, с независимой беешкрорневой рычажно-пружинной передней подвеской колес. Передний мост представляет собой съемный узел, который крепится болтами к несущему кузову автомобиля.

Передний управляемый мост легкового автомобиля АЗЛК:1— суппорт; 2 — стойка; 3 и 5 — рычаги; 4 — поперечина; 6 — прузрша; 7 — амортизатор; 8 — тормозной диск; 9 — ступица

Комбинированный мост

Комбинированный мост выполняет функции ведущего и управляемого мостов одновременно.

Схемы комбинированного моста (а) и привода (б, в, г) ведущих управляемых колес:1 — главная передача; 2 — дифференциал; 3 и 5 — полуоси; 4 и 7 — карданные шарниры; 6— ступица

Передний ведущий мост легкового автомобиля ВАЗ повышенной проходимости:1, 2 и 9— крышки; 3 — шпилька; 4— картер; 5 — сапун; 6— кронштейн; 7 — дифференциал; 8 — главная передача; 10 и 11 — пробки; 12— подшипник; 13 — шарнир

Привод передних колес передает крутящий момент от дифференциала к передним управляемым колесам. Он представляет собой карданную передачу, которая состоит из вала, наружного и внутреннего шарниров.

Привод передних колес легкового автомобиля ВАЗ повышенной проходимости:1 и 11 — корпусы; 2 и 8 — кольца; 3 — обойма; 4 — шарик; 5 — хомут; 6 — кожух; 7 — сепаратор; 9 — чехол; 10— вал

Привод передних колес состоит из двух карданных передач, в каждой из которых имеются вал, наружный и внутренний шарниры.

Привод управляемых колес переднеприводного легкового автомобиля ВАЗ:I— наружные шарниры; II— внутренние шарниры; 1 и 2 — валы; 3 — корпус; 4 и 10— кольца; 5 — обойма; 6 — сепаратор; 7 — шарик; 8 и 11— хомуты; 9 — чехол; 12 — фиксатор; 13 — буфер

Привод передних колес легкового автомобиля АЗЛК состоит из двух карданных передач, каждая из которых включает в себя вал, наружный и внутренний шарниры. Вал привода выполнен сплошным. На его концах изготовлены шлицы, на которых установлены наружный и внутренний шарниры.

Привод управляемых колес переднеприводного легкового автомобиля АЗЛК:1 — корпус; 2 — сепаратор, 3 — обойма, 4 — шарик, 5 и 9 — хомуты, 6, 10 и 13 — кольца; 7 — чехол; 8 — вал, 11 — фланец, 12— болт, 14— ступица, 15— гайка

Поддерживающий мост

Поддерживающий мост служит только для поддерживания несущей системы автомобиля. Мост представляет собой обычно прямую балку по концам которой на подшипниках смонтированы поддерживающие колеса.

Поддерживающий мост переднеприводного автомобиля ВАЗ:

1 - ось; 2 - ступица; 3 - рычаг; 4 - подвеска; 5 - балка

autocxema.ucoz.ru

Описание раздаточной коробки

1 — гайка; 2 — фланец вала привода переднего моста; 3 — грязеотражатель; 4 — манжета; 5 — крышка подшипника; 6 — прокладка; 7, 12 — подшипники вала привода переднего моста; 8 — вал привода переднего моста; 9 — маслосливное отверстие; 10 — шестерня привода переднего моста; 11 — картер; 13 — прокладка крышки картера; 14 — крышка картера; 15 — крышка подшипника; 16 — прокладка крышки; 17 — шестерня включения переднего моста; 18 — шариковый подшипник промежуточного вала; 19 — крышка подшипника; 20 — промежуточный вал; 21 — маслоотражательная шайба; 22 — манжета; 23 — вал привода заднего моста; 24 — фланец вала привода заднего моста; 25 — крышка подшипника; 26 — прокладка; 27, 31 — подшипники вала привода заднего моста;

28 — ось рычага стояночного тормоза; 29 — сапун; 30 — шестерня привода спидометра; 32 — шестерня привода заднего моста; 33 — шлицевой венец ведущей шестерни; 34 — ведущая шестерня; 35 — крышка лючка; 36 — картер коробки передач; 37 — двухрядный шарикоподшипник вторичного вала; 38 — вторичный вал коробки передач; 39 — стопорное кольцо; 40 — прокладки; 41 — опорная пластина; 42 — промежуточная шестерня понижающей передачи; 43 — роликовый подшипник промежуточного вала; 44 — заглушка роликового подшипника; 45 — болт; 46 — вилка включения прямой и понижающей передач; 47, 50 — неподвижные штоки вилок; 48 — штоки управления; 49 — поводки управления; 51 — шарик; 52 — пружина; 53 — вилка включения переднего моста.

Описание конструкции

Раздаточная коробка — двухступенчатая, без межосевого дифференциала, с нейтральной передачей и отключением переднего моста.

Раздаточная коробка состоит из чугунного картера с крышкой, который четырьмя болтами крепится к задней стенке коробки передач через отверстия опорной пластины. Центрирование раздаточной коробки обеспечивается по наружному кольцу двухрядного шарикового подшипника вторичного вала коробки передач. Крышка и картер соединены болтами, зафиксированы от смещения двумя штифтами и заменяются только в сборе. К задней части раздаточной коробки крепится механизм стояночного тормоза.

В картере на подшипниках качения размещены ведущий и промежуточный валы, а также валы привода заднего и переднего мостов с прямозубыми шестернями. Ведущим валом является шлицевой конец вторичного вала коробки передач, на котором установлена ведущая шестерня раздаточной коробки со шлицевым венцом. Соосно с ведущим валом на двух шариковых подшипниках смонтирован вал привода заднего моста. Между подшипниками размещена винтовая шестерня привода спидометра. Шестерня привода заднего моста выполнена заодно с валом и имеет внутри шлицевое отверстие. Промежуточный вал вращается на роликовом (без внутреннего кольца) и шариковом подшипниках. На промежуточном валу выполнена промежуточная шестерня понижающей передачи и установлена шестерня включения переднего моста, скользящая по шлицам вала. Вал привода переднего моста выполнен заодно со своей шестерней и установлен в нижней части картера на двух шариковых подшипниках. На шлицевых концах валов привода мостов закреплены фланцы карданных передач. Сверху раздаточная коробкимеет лючок, закрытый крышкой.

Механизм управления раздаточной коробкой состоит из двух штоков с вилками, установленных в крышке. Вилки входят в проточки ведущей шестерни и шестерни включения переднего моста. Вилки скользят по неподвижным штокам и имеют внутри шариковые пружинные фиксаторы. Два рычага управления коробкой связаны с вилками через подвижные штоки и поводки. Между этими штоками размещен блокировочный шарик, который не позволяет включить понижающую передачу, если отключен передний мост.

Раздаточная коробка смазывается маслом, залитым в картер. Для заливки и слива масла служат два отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой. Концы валов привода мостов уплотнены резиновыми манжетами, а крышки и лючок картера — паронитовыми прокладками.

При включении прямой передачи ведущая шестерня смещается по шлицам ведущего вала назад до входа ее шлицевого венца в шлицевое отверстие шестерни вала привода заднего моста. Крутящий момент передается напрямую с вала на вал и на задний мост. Если при этом шестерня включения переднего моста сдвинута по шлицам промежуточного вала назад, она зацепляется одновременно с шестернями валов привода заднего и переднего мостов, имеющими одинаковое число зубьев. Валы привода мостов будут вращаться в одном направлении с одинаковой частотой, обеспечивая полный привод автомобиля. При смещении шестерни включения переднего моста вперед, передний мост отключается. При этом шестерня включения переднего моста выходит из зацепления с шестерней привода переднего моста, но остается в зацеплении с шестерней привода заднего моста (более широкой). Промежуточный вал вращается вхолостую, обеспечивая разбрызгивание масла и смазку деталей.

ВНИМАНИЕ Нельзя включать передний мост при отключенных муфтах передних колес.

Не включайте передний мост при движении по дорогам с сухим твердым покрытием. Это приводит к ускоренному изнашиванию шин, деталей трансмиссии и увеличенному расходу топлива.

Для включения понижающей передачи ведущая шестерня смещается вперед до ее зацепления с промежуточной шестерней понижающей передачи. При этом шестерня включения переднего моста обязательно находится в зацеплении с шестернями валов привода мостов, что обеспечивается механизмом управления. Крутящий момент передается через ведущую шестерню на промежуточный вал и далее на обе шестерни валов привода мостов. Благодаря тому, что промежуточная шестерня больше ведущей, а шестерни валов привода мостов больше чем шестерня включения переднего моста, раздаточная коробка работает как редуктор (передаточное число — 1,94*) и сила тяги на ведущих колесах возрастает.

ВНИМАНИЕ Включать понижающую передачу можно только после полной остановки автомобиля.

При перемещении ведущей шестерни в среднее положение, она не зацепляется ни с одной из шестерен и крутящий момент на колеса не передается (нейтральная передача). * На части автомобилей устанавливается модернизированная раздаточная коробка с более мелким модулем зубьев шестерен и уменьшенным до 1,47 передаточным числом. Она полностью взаимозаменяема с коробкой прежней конструкции. Раздаточные коробки, предназначенные для установки с четырех- и пятиступенчатыми коробками передач не взаимозаменяемы.

manual.uazfan.ru


Смотрите также