Как работает трансмиссия нивы. Передний привод нива 2121


44 2121 . . , .

44 2121 , 4x4 2121 , Chevrolet Niva

21:28, 1  40

44 2121 , 4x4 2121 , 4x4 2131 ...

+

08:00, 22  1190
21214

+

05:43, 17  102
21213,2121,2131 /

44 2121 , 4x4 2121 , 4x4 2131 ...

+

05:55, 9  69

+

08:54, 6  241
  2121 AR721 Trialli07:04, 14 Zakaz28rus 
  2121 AR721 Trialli14:36, 25 Autoroom 
  2121 AR720 Trialli14:36, 25 Autoroom 
  2121 AR720 Trialli

44 2121 , 4x4 2121

, 1-14
11:38, 23 Otousan Parts 
  2121 AR721 Trialli

44 2121 , 4x4 2121

, 1-14
11:35, 23 Otousan Parts 
  2121 AR72113:57, 19 - 
  2121 AR72013:57, 19 - 
  . 2003. FENOX WDA20005E711:18, " ... 
  . 2003. FENOX WDA10006O709:31, " ... 
  . 2003. FENOX WDA20006O709:31, " ... 
  2121 AR721 Trialli AR72102:32, - ... 
  2121 AR720 Trialli17:30, 26  
  2121 AR721 Trialli17:30, 26  
  , 2121-2121, 22 13:14, " ... 
  , 2123, 21214, 24 13:14, " ... 
  , 2123, 21214 , 24 13:14, " ... 
  , 2123, 21214, 24 13:13, " ... 
  2121 AR721 Trialli BG21:08, PowerTech 
  2121 AR720 Trialli BG21:08, PowerTech 
  2121 VK Technology VT01095 VT0109509:13, OmskAutometrica 
  2121 VK Technology VT01094 VT0109407:22, OmskAutometrica 
  21214, 2123 VK Technology VT0108507:11, OmskAutometrica 
  -21213 ABS . LADA 21213-2215011-20 LADA 21213221501120

44 2121 , 4x4 2121 , 2107 ...

, 1
10:06, 23 ... 
  -21213 ABS . LADA 21213-2215011-20 LADA 21213221501120

44 2121 , 4x4 2121 , 2107 ...

, 1
10:00, 23 ... 
  -21213 ABS . LADA 21213-2215010-20 LADA 21213221501020

44 2121 , 4x4 2121 , 2107 ...

, 1
08:45, 23 ... 
  -21213 ABS . LADA 21213-2215010-20 LADA 21213221501020

44 2121 , 4x4 2121 , 2107 ...

, 1
08:34, 23 ... 
  . 2003. FENOX WDA20005E706:36, 19  
  . 2003. FENOX WDA20006O704:40, 19  
  . 2003. FENOX WDA10006O704:40, 19  
  21214, 2123 LADA . 2121322150102009:58, --... 
  2121 ar721 Trialli . AR72107:43, --... 
  21214, 2123 LADA . 2121322150112007:34, --... 
  21214, 2123 vk technology vt01084 VK Technology . VT0108406:38, --... 
  -21213 24 () . LADA . 21213221501120

44 2121 , 4x4 2121 , 2107 ...

04:39, --... 
  2121 vk technology vt01094 VK Technology . VT0109403:46, --... 
  2121 vk technology vt01095 VK Technology . VT0109502:53, --... 
  -21213 24 () . LADA . 21213221501020

44 2121 , 4x4 2121 , 2107 ...

02:04, --... 
  2121 AR72005:41, 21 YULSUN 
  2121 AR72105:41, 21 YULSUN 
  2121 AR721 AR721 Trialli AR72104:28, -PN1 - ... 
  ! 2121/ 21213 WDA20005E7 WDA20005E7_ FENOX WDA20005E701:23, -PN1 - ... 
  2121 VK Technology VT01094 VT01094 VK TECHNOLOGY VT0109419:39, 1 -PN1 - ... 
  2121 VK Technology VT01095 VT01095 VK TECHNOLOGY VT0109519:39, 1 -PN1 - ... 
  21214, 2123 VK Technology VT01085 VT01085 VK TECHNOLOGY VT0108519:39, 1 -PN1 - ... 
  21214, 2123 VK Technology VT01084 VT01084 VK TECHNOLOGY VT0108419:39, 1 -PN1 - ... 

 

baza.drom.ru

Снятие и установка приводов передних колес автомобиля Нива ВАЗ-2121

Привода передних колес снимаем при ремонтных работах или при возникновении неисправностей таких как:

- шум, стук со стороны переднего моста при движении автомобиля (особенно на повороте), обычно этот дефект связан с износом деталей наружного шарнира, реже внутреннего;

- деформация валов приводов валов, дефект вызван ударами о препятствия;

- утечка смазки из-за разрыва защитного чехла внутреннего или наружного шарнира.

Работу нужно проводить на смотровой яме или подъемнике.

Операции показываем на примере правого привода — его демонтаж более трудоемок.

Сливаем масло из редуктора переднего моста.

Отворачиваем регулировочную гайку подшипников ступицы и снимаем конусную втулку. Отсоединяем нижнее крепление амортизатора от опорной чашки пружины нижнего рычага.

Отсоединяем нижнюю шаровую опору от нижнего рычага передней подвески.

1. Отводим поворотный кулак в сторону и выводим хвостовик корпуса наружного шарнира из ступицы.

 

2. Накидным ключом на 19 отворачиваем болт крепления кронштейна переднего моста к правому кронштейну опоры силового агрегата

 

3. Вынимаем болт

 

4. Головкой на 13 отворачиваем гайки крепления кронштейна переднего моста и крышки подшипника корпуса внутреннего шарнира к картеру редуктора.

 

5. Отводим кронштейн крепления переднего моста

6. Поддеваем монтажной лопаткой крышку подшипника корпуса внутреннего шарнира за приливы

7. Выводим корпус внутреннего шарнира из редуктора

 

8. Снимаем привод в сборе

 

9. Соединение крышки подшипника и картера редуктора уплотнено прокладкой (прокладка устанавливается в одном положении).

 

10. Привод с левой стороны снимаем так же, только там три гайки крепят только крышку подшипника.

 

Устанавливаем привод в обратной последовательности.

Гайка крепления крышки подшипника корпуса внутреннего шарнира М6х1,25 закручивается с моментом 19,6-24,5 Нм (2,0-2,5кгс·м).

Регулировочную гайку подшипников ступицы затягиваем моментом 19,6 Нм (2,0 кгс·м), одновременно проворачивая ступицу в обоих направлениях. После этого ослабляем регулировочную гайку и снова затягиваем ее моментом 6,86 Нм (0,7 кгс·м). Затем опускаем гайку на 20-25˚. Проверяем зазор в подшипниках: он должен быть в пределах 0,02-0,08 мм. Стопорим гайку.

autoruk.ru

Трансмиссия нива как правильно эксплуатировать: принцип работы

Автомобиль ВАЗ 2121, иначе говоря, «Нива» — поступил в серийное производство в 70-х годах прошлого века. Такой автомобиль относится к классу легковых машин повышенной проходимости. В истории отечественного автопрома «Нива» стала первой машиной, в конструкции которой применялся полный привод. Рассмотрим подробнее устройство трансмиссии. Сделать это следует для того, чтобы понять, почему с учетом почти 40-летней истории трансмиссия нива отличается от множества прочих аналогичных машин, оснащенных полным приводом и возможностью переключения классическим способом или при помощи вискомуфты.

Трансмиссия в ряду семейства «Нивы» (2121, 2131) сконструирована таким образом, что полный привод подается на 4 колеса. Также характерным выступает наличие межосевого дифференциала. Трансмиссия включает в себя КП, раздаточный механизм, пару карданных валов, а также оба моста. Характерным отличием модели 2131 является удлиненный кузов. В остальном преимущественные сходства с первой моделью прослеживаются во всем. От мотора происходит передача крутящего момента через коробки передач на «раздатку», а она, в свою очередь, передает момент к мостам.

Дальше через карданные валы он уходит к редукторам. Передний редуктор через дифференциал и шарниры равных угловых скоростей передает момент на колеса. Аналогично для задних, так же выступающих ведущими, колес. Именно потому, что крутящий момент распределяются на 4 колеса одновременно, привод получил название полного. Обозначением является следующее – 4WD. Еще один отечественный автомобиль, устроенный по схожему принципу с «Нивой», — УАЗ.

Дифференциал

Такой механизм представляет собой своего рода распределитель тяговых усилий, идущих от мотора на колеса. Важной особенностью является то, что последние имеют возможность вращаться с различными скоростями. Важность наличия дифференциального механизма обусловлена тем, что во время совершения маневров поворота колесо, находящееся внутри, совершает количество оборотов меньшее, если сравнить их с количеством поворотов внешнего.

При отсутствии механизма дифференциала это вызывало бы пагубные последствия, такие как износ и повреждения, ведь получалось бы следующее: одно колесо при выполнении поворота находилось бы в состоянии букса, а второе просто терлось об дорожное покрытие. Особенности конструкции трансмиссии «Нивы» предусматривают наличие 3-х дифференциалов. Они располагаются в каждом из мостов и в раздаточном механизме.

 

При движении машины по ровной дороге и прямолинейно дифференциалами усилие тяги разделяется поровну между всеми 4-мя колесами. При недостаточном сцеплении колес с покрытием, появлении пробуксовки дифференциалы перераспределят нагрузку на буксующее и скользящее колесо таким образом, чтобы первое получило большее усилие, а второе, соответственно, меньшее.

Мы уже упоминали УАЗ. Несмотря на многие сходства, следует понимать, что полный привод ВАЗа выполнен в стиле «пат-тайм». Это значит, что при подключении оси крепко связываются друг с другом, и вращение происходит с одинаковыми скоростями. Такое устройство накладывает некоторые ограничения на использование полного привода – возможность его применения лишь в случаях, когда дорожные условия позволяют проскальзывание. В случаях же с твердыми асфальтовыми дорогами и трассами рекомендуется переводить машину в режим монопривода.

Блокирование дифференциалов

Иногда можно встретить заблуждение на тему того, зачем нужна маленькая ручка рядом с рычагом переключения на «Ниве». Некоторые автовладельцы считают, что она нужна для подключения переднего привода. Однако передний привод у данного автомобиля подключен постоянно. Как и задний. У автомобилей семейства «Нива» полный привод является постоянным. Ручка же на самом деле служит для переключения режимов работы дифференциала раздаточного механизма.

В положении «вперед» работа дифференциала протекает в обычном режиме, если же двинуть ее назад, дифференциал блокируется, и усилия от мотора поступают на дифференциалы мостов, что делает привод более жестким. Стоит отметить, что существуют также специальные типы блокировок для передних и задних мостов.

В теории при их применении в условиях, когда машина застряла, она сможет преодолеть препятствие при наличии достаточного сцепления с покрытием хотя бы одного колеса. Блокировку дифференциала в таком случае лучше проводить перед преодолением препятствия, но никогда нельзя делать после попадания в тяжелую для преодоления область. Такое применение блокировки позволит избежать износа и повреждений трансмиссии.

Ряд передач на понижение

Часто можно столкнуться с заблуждением следующего типа: переключение задней ручки может повысить мощностные характеристики мотора. Но это неправда. Она служит для того, чтобы сменить передаточное число между мотором и колесами. При увеличении его увеличатся тяговые усилия на колесах. В раздаточном механизме существует также понижающий редуктор.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Читать далее >>

Вот его работу и можно контролировать посредством задней ручки. При переключении рычага назад мы будем иметь передаточное число в виде 2,135 – это и есть пониженная передача. Включение такой передачи на понижение рекомендуется производить только тогда, когда машина стоит, и выжато сцепление. Несмотря на то, что руководство такого ограничения не содержит, новичкам и неопытным водителям «Нив» не рекомендуется производить переключение во время движения, так как раздаточный механизм «Нивы» не снабжен синхронизатором.

Советы владельцам

Для того, чтобы вождение вашего автомобиля стало комфортным, ознакомьтесь с некоторыми важными моментами:

  1. Обычное, стандартное расположение передней и задней ручки – вперед и назад соответственно. Движение при таком режиме можно и нужно осуществлять на участках, характеризующимся ровным и гладким покрытием.
  2. Блокировать дифференциал путем переключения передней ручки в заднее положение лучше всего на дорогах, характеризующихся повышенной скользкостью. Такая мера придаст «Ниве» устойчивости. Стоит понимать, что после преодоления проблемного участка ручку потребуется вернуть в исходное положение.
  3. Как было отмечено ранее, передача на понижение должна активироваться перед вероятным препятствием, но не в то время, когда машина уже застряла.
  4. Стоит понимать, что включение блокировки на неподвижном автомобиле иногда невозможно, даже если выжать сцепление. Это может быть вызвано тем, что зубцы муфты уперлись в зубцы шестеренки. В таком случае можно пробовать активировать блокировку, начав медленное движение и выполняя некрутой поворот. Если же проблемы возникают с выключением блокировки, то рекомендуется выполнить ту же процедуру при выжатом сцеплении и небольшом покачивании руля.

Заключение

Рассмотренные особенности автомобиля «Нива» и тонкости в устройстве конструкции его трансмиссии делают его по-настоящему уникальным и обладающим повышенной проходимостью транспортным средством. Важно лишь учитывать нюансы применения и активации тех или иных функций полного привода. Удачи на дорогах!

Оцените статью: Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

akppgid.ru

ПРОЩАНИЕ С «НИВОЙ» | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

Полноприводной джип ВАЗ-2121 «Нива». Машина эта стала подлинной сенсацией отечественного автопрома. Ее появлению предшествовали многочисленные слухи, домыслы и пересуды. Советскому автолюбителю, не избалованному качеством дорог, давно уже требовался комфортабельный легковой полноприводной автомобиль-внедорожник, на котором можно было бы с равным успехом передвигаться как по асфальту, так и по бездорожью. И вот в 1977 году он сошел с конвейера Волжского автозавода—первая массовая полноприводная «Нива».

Нельзя сказать, что до выпуска «Нивы» в стране не было автомобилей повышенной проходимости. Были. Правда, в основном не штатские джипы-легковушки, а военные грузопассажирские вездеходы, предназначенные в первую очередь для эксплуатации их в вооруженных силах. Безусловно, какое-то количество этих машин попадало и в народное хозяйство, однако в личной собственности автомобилей-вездеходов практически не наблюдалось.

Тем не менее советский автопром неоднократно делал попытки создания комфортабельных легковых внедорожников. Так, еще в предвоенном 1938 году на Горьковском автозаводе был создан опытный образец первого советского легкового вездехода, предназначенного для высшего командного состава Красной Армии.

Машина, получившая наименование ГАЗ-61, была создана на базе «эмки» ГАЗ-11-73 с шестицилиндровым двигателем мощностью 85 л.с. Машина получилась исключительно удачной — на шоссе с полной нагрузкой полноприводная «эмка» развивала скорость до 107,5 км/ч, а проходимость ее была такой, что и в наши дни она вполне бы смогла потягаться на бездорожье с самыми «крутыми» современными джипами-внедорожниками. Серийное производство ГАЗ-61 было развернуто в начале 1941 года; продолжалось оно вплоть до августа того же года. Многие из этих машин прошли всю войну; на ГАЗ-61 ездили такие видные советские полководцы, как Г.Жуков, И.Конев и К. Рокоссовский.

В послевоенные годы с запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» снова был поднят вопрос о создании отечественного комфортабельного вездехода — в основном для партийно-хозяйственного руководства сельских районов. Такой внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных джипов — о таких автомобилях зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались.

Первый отечественный легковой внедорожник ГАЗ-61 (1941 г.)

Полноприводной ГАЗ-М72 — гибрид армейского джипа ГАЗ-69 и легкового автомобиля «Победа» М-20 (1955 г.)

Комфортабельный джип-малолитражка «Москвич-410» производства МЗМА (1957 г.)

Сельский внедорожник ЛyA3-969M на базе агрегатов автомобиля «Запорожец» (1979 г.)

Экспериментальный «Москвич-416» на базе полноприводного автомобиля «Москвич-410Н (юнец 1950-х гг.)

Отечественный комфортабельный джип ВАЗ-2121 — первая собственная оригинальная разработка Волжского автозавода (1977 г.)

Автомобиль был оснащен раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами (такими сейчас оснащена полноприводная «Нива») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Жаль, что выпуск такого рода машин не получил надлежащего продолжения — для нашей страны с ее бездорожьем такой автомобиль был бы бесценным. С завершением выпуска «Победы» прекратилось и производство ГАЗ-М72.

Необходимость в аналогичном вездеходе тем не менее не только сохранялась, но и даже увеличивалась. В 1950-х годах обычные легковые «москвичи» и «победы», не обладавшие вездеходными качествами, все чаще стали попадать в личную собственность граждан. В эти же годы началось массовое наделение горожан садово-огородными и дачными участками, которые, как правило, были отрезаны бездорожьем от немногочисленных дорог с твердым покрытием.

Интересную попытку создания малолитражного легкового внедорожника сделал в этот период Московский завод малолитражных автомобилей — МЗМА. В 1957 году на базе выпускавшейся в то время модели «Москвич-402» им был разработан автомобиль повышенной проходимости «Москвич-410», имевший два ведущих моста и зависимую подвеску колес на продольных рессорах. В трансмиссию были включены двухступенчатая «раздатка» и шарниры равных угловых скоростей. Дорожный просвет у автомобиля составлял 220 мм — как у современной «Нивы». Годом позже автомобиль был оснащен более мощным 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач.

Автомобиль отличался завидной проходимостью, но, по мнению тех, кому довелось обладать этим «джипом», имел недостаточно жесткий и прочный кузов. Суммарный выпуск «москвичей»-вездеходов нескольких модификаций составил около 12 тыс. машин; производство этих комфортабельных внедорожников было прекращено в 1960 году.

В конце 1950-х годов конструкторы МЗМА сделали попытку использовать агрегаты внедорожника «Москвич-410Н», выпуск которого уже заканчивался, для создания комфортабельного сельского джипа «Москвич-416». Машина имела рамную конструкцию, цельнометаллический трехдверный кузов с эффективным отопителем и надежными уплотнителями дверей; дорожный просвет у вездехода составлял 220 мм. К сожалению, выпуск автомобиля, который мог бы стать первым «штатским» советским джипом, был ограничен лишь двумя десятками опытных экземпляров.

Ну а немногие счастливцы, ставшие обладателями полноприводных «побед» и «москвичей», смогли сменить свои истерзанные бездорожьем машины на серийный отечественный джип лишь в 1967 году — с запуском в производство на Луцком автомобильном заводе компактного малолитражного автомобиля ЛуАЗ. Машина была разработана конструкторами Запорожского автозавода на основе экспериментального полноприводного автомобиля НАМИ-049А; поначалу она выпускалась только с приводом на передние колеса, но в дальнейшем, с освоением выпуска узлов для привода задних колес — и в полноприводном варианте. Мощности завода были рассчитаны на выпуск 16 тыс. машин в год — это было уже ощутимо даже для нашей страны с ее необозримыми просторами и непролазными грунтовками. Джип, отличавшийся неплохой проходимостью, обладал не слишком высокой надежностью — подводили «запорожские» агрегаты, входившие в его конструкцию.

Полноценный, надежный, массовый полноприводной автомобиль-джип появился в нашей стране лишь после того, как был построен гигантский Волжский автомобильный завод. Предприятие, рассчитанное на выпуск 660 тыс. легковых, вполне современных по тому времени автомобилей, было построено при техническом сотрудничестве с итальянской фирмой FIAT — итальянцы поставили нам оборудование, документацию на технологию производства и лицензию на выпуск автомобиля FIAT-124.

Первые «копейки», как стали позже называть легковушки ВАЗ-2101, сошли с вазовского конвейера в сентябре 1970 года. В первый же год работы ВАЗа конструкторское бюро завода начало эксперименты с переднеприводными автомобилями. В итоге это позволило коллективу конструкторов, возглавляемому В.Соловьевым, спроектировать, построить, всесторонне испытать и предложить к производству полноприводной автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Первые серийные «Нивы» сошли с конвейера в апреле 1977 года.

Некоторые автомобильные историки утверждают, что штатская «Нива» оказалась на вазовском конвейере совершенно случайно. Первоначально джип разрабатывался для армейских нужд — как и в далекие тридцатые годы, «для командного состава Советский Армии», Однако по каким-то причинам, уже на стадии запуска в серию, вазовский джип был отвергнут армейскими спецами. И, поскольку свертывание уже почти налаженного производства грозило немалыми убытками, выпуску «Нивы» было дано «добро». Правда, при этом была сделана оговорка, что новая машина «предназначена в основном для удовлетворения спроса тружеников села».

Интересно, что ВАЗ-2121 «Нива» стала первой собственной разработкой завода, опередившей многие западные фирмы — в 1977 году серийных комфортабельных легковых джипов с постоянным приводом на все колеса практически не было. «Нива» стала первым массовым комфортабельным внедорожником с несущим закрытым цельнометаллическим кузовом.

Компоновка автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»:

1 — фара; 2 — подфарник с указателем поворота; 3 — домкрат; 4 — радиатор; 5 — двигатель; 6 — расширительный бачок; 7 — воздушный фильтр; 8 — аккумулятор; 9 — рычаг блокировки дифференциала; 10 — рычаг КПП; 11 —рычаг демультипликатора; 12 — рулевое колі со; 13 — переднее сиденье; 14 — заднее сиденье; 15 — фонарь освещения номерного знака; 16—задний фонарь; 17 — глушитель; 18— задний тормоз; 19 — пружина задней подвески; 20 — задний амортизатор; 21 — поперечная штанга задней подвески; 22 — нижняя продольная штанга задней подвески; 23 — задний ведущий мост; 24 — топливный бак; 25 — резонатор; 26 — карданный вал привода заднего моста; 27 — бачок для жидкости гидропривода тормозов; 28 — бачок для жидкости гидропривода сцепления; 29—раздаточная коробка; 30 — педаль сцепления; 31 — педаль тормоза; 32 — карданный вал привода переднего моста; 33 — рулевой механизм; 34— передний тормоз; 35 — пружина передней подвески; 36 — передний мост; 37 — боковой указатель поворота; 38— бачок для омывающей жидкости ветрового стекла

Геометрическая схема автомобиля-внедорожника ВАЗ-2121 «Нива»

Геометрическая схема удлиненной «Нивы» ВАЗ-2131

Схема трансмиссии автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»:

1 — наружный шарнир привода передних колес; 2— вал привода передних колес; 3 — внутренний шарнир привода передних колес; 4 — картер механизма сцепления; 5 — коробка переключения передач; 6 — промежуточный карданный вал; 7— задний мост; 8 — задний карданный вал; 9 — раздаточная коробка; 10 — передний карданный вал; 11 — передний мост

Органы управления и контрольные приборы джипа:

1 — выключатель освещения приборов; 2—рычаг переключения света фар; 3 — рычаг переключения указателей поворота; 4— рулевое колесо; 5 — приборный щиток; 6 — рычаг включения стеклоочистителя; 7 — выключатель звукового сигнала; 8 — выключатель стеклоочистителя фар; 9,11,19 — заглушки; 10 — прикуриватель; 12 — выключатель аварийной сигнализации; 13 — декоративная крышка; 14 — рычаг КПП; 15—рычаг ручного тормоза; 16 — рычаг демультипликатора; 17 — рычаг блокировки дифференциала: 18 — выключатель вентилятора отопителя; 20 — педаль «газа»; 21 —выключатель наружного освещения; 22—педаль тормоза; 23 — рукоятка управления дроссельной заслонкой; 24— педаль сцепления; 25 — замок зажигания; 26 — блок предохранителей; 27 — рычаг замка капота

Передняя подвеска

Задняя подвеска

До выпуска «Нивы» все отечественные полноприводные автомобили оснащались либо шаровыми шарнирами равных угловых скоростей типа Bendix-Weiss, либо сухариковыми типа Tracta. На «Ниве» же впервые в нашей стране были применены более компактные и долговечные шаровые шарниры типа Bierfield, рассчитанные на автомобили малой массы.

Машина быстро приобрела популярность, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Специалисты утверждают, что именно «Нива» стала прообразом полноприводных легковушек SUZUKI VITARA и DAIHATSU ROCKY.

В середине 1990-х годов завод выпустил модернизированные варианты «Нивы» — BA3-21213 с карбюраторным двигателем увеличенной мощности (78,9 л.с.) рабочим объемом 1690 см3 и ВАЗ-21214 с двигателем того же объема, оборудованного системой впрыска топлива; обе модификации «Нивы» имели увеличенную заднюю дверь, порог которой располагался на уровне бампера, что облегчало загрузку и разгрузку автомобиля.

На базе обновленной «Нивы» был освоен мелкосерийный выпуск длиннобазных вариантов джипа — у таких автомобилей расстояние между осями увеличено на 500 мм. Некоторое количество удлиненных машин выпускалось в трехдверном варианте, но Основная часть имела пять дверей. Часть таких машин выпускалась с двигателем рабочим объемом 1774 см3 мощностью 82,3 л.с.

Завод выпускает также некоторое количество компактных гру-зовичков-пикапов грузоподъемностью 0,3 тонны — с двухместной (BA3-2328) и четырехместной (BA3-2329) кабинами.

Конструкция автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»

Автомобиль ВАЗ-2121 представляет собой полноприводной легковой автомобиль с колесной формулой 4×4, с закрьтым трехдверным кузовом несущего типа и передним расположением двигателя.

Двигатель рабочим объемом 1570 см3 мощностью 73 л.с. вместе с картером сцепления и картером коробки передач образует компактный силовой агрегат, закрепленный на автомобиле на резиновых подушках в трех точках.

Охлаждение двигателя — жидкостное. Водяной насос приводится в действие от двигателя с помощью клиноременной передачи; на валу насоса закреплен также шестилопастный вентилятор. Радиатор — трубчато-пластинчатый, в систему охлаждения включен также отопитель кузова.

Система выпуска отработавших газов имеет два последовательно расположенных глушителя — резонатор и основной глушитель.

Система питания включает топливный бак, топливный насос, карбюратор и воздушный фильтр. Карбюратор — с падающим потоком; он имеет две последовательно включающиеся камеры, подогрев системы холостого хода, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, диафрагменный ускорительный насос, сетчатый фильтр на входе топлива в карбюратор и электромагнитный клапан жиклера холостого хода в первичной камере. Топливный бак емкостью 42 л располагается под задним сиденьем.

Трансмиссия автомобиля состоит из сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданных передач, редукторов переднего и заднего мостов с межколесными дифференциалами, полуосей с шарнирами равных угловых скоростей на передних полуосях.

Сцепление сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной и с гасителем крутильных колебаний на ведомом диске. Привод сцепления — гидравлический, с главным и рабочим цилиндрами и расширительным бачком.

Коробка передач — четырехскоростная, с синхронизаторами всех передач переднего хода. Оптимальный подбор передаточных чисел коробки обеспечивает «Ниве» уверенное трогание с места, динамичный разгон и неплохую экономичность.

Раздаточная коробка—двухступенчатая, трехвальная, с меж-осевым дифференциалом, имеющим принудительную блокировку. Она обеспечивает увеличение крутящего момента в 1,2 или в 2,135 раза, а также блокировку дифференциала, для чего на туннеле пола кузова имеются два рычага управления раздаточной коробкой.

У «Нивы» — три карданных вала: промежуточный, который соединяет коробку передач с раздаточной коробкой; карданный вал переднего моста.

Длиннобазная «Нива» BA3-2131

На смену классической «Ниве» приходит новая модель — CHEVROLET NIVA (2003 г.)

Главные передачи, состоящие из пары конических шестерен со спиральными зубьями гипоидного зацепления, увеличивают подведенный крутящий момент и передают его под прямым углом на полуоси. Передача крутящего момента от ведомой шестерни на полуоси производится через конический дифференциал с двумя сателлитами.

Ходовая часть «Нивы» состоит из узлов подвески передних и задних колес с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости в передней подвеске, а также ступиц и колес с шинами.

Подвеска передних колес—независимая, рычажно-пружинная, с цилиндрическими пружинами, с телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Подвеска снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и буферами сжатия, ограничивающими ход подвески.

Подвеска задних колес состоит из пары цилиндрических пружин с телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, четырех продольных и одной поперечной штанг, двух буферов сжатия по концам балки заднего моста и одного центрального.

Рулевое управление джипа состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Картер червячного редуктора рулевого механизма закреплен на левом лонжероне кузова с внутренней стороны отсека двигателя. С противоположной стороны на правом лонжероне располагается кронштейн маятникового рычага.

Тормозная система «Нивы» имеет два независимо действующих привода. Передние тормоза — дисковые, состоят из диска и подвижного суппорта с трехцилиндровыми блоками. Задние—барабанные, с самоустанавливающимися колодками, с приводом от одного цилиндра с двумя поршнями. Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров торможения передних и задних колес и приводится в действие от педали с вакуумным усилителем и главного тормозного цилиндра с двумя соосными поршнями.

Система зажигания классическая, состоит из катушки, распределителя зажигания с прерывателем, проводов высокого и низкого напряжения, свечи и выключателя зажигания. В цепи низкого напряжения, питаемой от аккумулятора или генератора,— выключатель зажигания, конденсатор, первичная обмотка катушки зажигания и прерыватель. В цепи высокого напряжения — вторичная обмотка катушки зажигания, распределитель, провода высокого напряжения и свечи зажигания.

Кузов автомобиля несущий, трехдверный, цельнометаллический. Боковые двери — с передней навеской, задняя, подъемная, навешена на двух петлях. В открытом положении задняя дверь удерживается газонаполненными упорами.

Капот открывается в сторону движения и запирается замком. Тросовый привод замка заканчивается рукояткой с левой стороны, под панелью приборов.

Передние сиденья — раздельные, откидные, с регулировкой в продольном направлении. Задний диван образует при сложении грузовую площадку.

Автомобиль оборудован системой вентиляции и отопления кузова, состоящей из отопителя с двухскоростным вентилятором и кожухов-воздуховодов.

Технические характеристики автомобилей «Нива»

 

Сегодня мы прощаемся с ней — с той самой классической «Нивой» — тяжеловесной, угловатой, далекой от современного автомобильного стиля, но в то же время по-настоящему вездеходной, способной справиться чуть ли не с любым бездорожьем, и, что немаловажно, вполне доступной по цене. За более чем четверть века было произведено более полутора миллионов джипов, при этом доля экспорта внедорожника составляла около трети выпуска.

Свято место пусто не бывает — уже сегодня с вазовского конвейера сходит новая CHEVROLET-NIVA — автомобиль вполне современного дизайна, комфортабельный, сопоставимый по своим вездеходным качествам со старушкой «Нивой», но увы! обладающий все теми же конструктивными недоработками, пороками сборки и некачественными комплектующими. Ну и, разумеется, цена! За американский акцент в названии автомобиля и латинское его начертание потребителю придется выложить вдвое большую сумму, чем за классический отечественный джип — от $8000 до $9500, в зависимости от комплектации.

Сегодня мы прощаемся с «Нивой» — решение о прекращении ее выпуска на Волжском автозаводе уже принято.

И. ЕВСТРАТОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рекомендуем почитать

  • ПРОДОЛЖЕНИЕ «БАНКЕТА» Полноприводной автомобиль BMW Х5 2006 года. Не столь уж давно мы знакомили читателей с BMW Х5 фирмы Bayerische Motoren Werke, впервые представленным публике в 1999 году на автосалоне в...
  • PATRIOT ДЛЯ РОССИИ Полноприводной внедорожник UAZ PATRIOT. Внедорожники нынче в моде. Автомобильные трассы заполонили джипы всех размеров и мастей — от малышей, по размерам недалеко ушедших от...

modelist-konstruktor.com


Смотрите также