Отказы стрелочных переводов. Стрелочного электропривода неисправности


Отказы стрелочных переводов — Мегаобучалка

Стрелки и электроприводы.Вслед за рельсовыми цепями наиболее ответственными устройствами ЭЦ являются централизованные стрел­ки, переводимые электроприводом. Практика показывает, что вбольшинстве случаев брак, аварии и крушения на стрелках происходят из-за нарушений ПТЭ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техниче­скому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. Кроме этого, полезно знать, что отказы в электроприводах в основном происходят из-за нарушения контакта автопереключателя (53 %), неисправности элект­родвигателя (30 %), механической передачи (8 %), нарушения контакта блокировочного устройства (4 %), заклинивания шибера (3 %) и др. Неисправности контактов автопереключателя возникают из-за непра­вильной регулировки, излома ножевых и контактных колодок, контактных пластин, рычагов, контрольных линеек и др. Рассматривая случаи, приводящие к опасным последствиям на стрелках, приходится удивляться, как линейные работники вопреки инструкциям и указа­ниям собственными руками создают аварии и крушения, когда, учиты­вая высокую работоспособность устройств, этих аварий могло и не быть.

Столкновение двух грузовых поездов.На одной из станций, оборудованной ЭЦ, неоднократно терялся контроль плюсового положе­ния стрелок съезда 1/3. Электромеханик с разрешения дежурного по станции стал проверять работу стрелок. Неоднократным их переводом с пульта управления он убедился, что стрелки 1/3 давали контроль минусового положения, а контроль плюсового положения отсутство­вал. Дальнейшие действия электромеханика были таковы. Он без оформления записи в журнале формы ДУ-46, без согласия начальника станции, дежурного инженера дистанции сигнализации и связи устано­вил макет на стрелки 1/3 и выключил их из централизации с сохране­нием пользования сигналами. При этом стрелка 1 находилась в минусо­вом положении, а стрелка 3 — в плюсовом. В дальнейшем выяснилось, что причиной отказа явился излом монтажного провода в наконечни­ке контакта 41 автопереключателя электропривода. Дежурный по станции, не имея выписки электромеханика об устранении поврежде­ния, открыл входной сигнал для приема первого поезда и выходной сигнал для отправления второго поезда. В результате на стрелке 3 произошло столкновение двух грузовых поездов.

Неправильная установка электропривода.Большой опасностью является неправильная установка электропривода на стрелке. Одним из нарушений в работе дистанций является неправильное расположе­ние контрольных линеек при установке или ремонте стрелочных электроприводов. В результате оказывается, что зуб автопереключа­теля не имеет сцепления с вырезом контрольной линейки прижатого остряка и при взрезе стрелки возможно сохранение ложного контроля прижатого остряка. Ряд других случаев аварий и крушений был след­ствием допущенных нарушений требований ПТЭ и Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ.

В качестве примера можно привести крушение, когда произошел сход вагонов на стрелке. На одной из стрелок, управляемой электроприводом СП-3, рассоединились шибер электропривода с шарниром из-за выпадания пальца шарнира. Причиной явилось отступление от норм установки электропривода и элементов стрелочного перевода. В результате рассоединения стрелка оказалась незапертой в маршруте электроприводом. При проходе грузового поезда по незапертой стрел­ке прижатый остряк стрелки отошел от рамного рельса, что привело к сходу вагонов поезда. Проведенным расследованием установлено, что при установке электропривода были допущены нарушения. Так, шарнир, соединенный с рабочей тягой, был развернут на 180°, а палец шарнира установлен не со стороны контрольных линеек.

Сход вагона на стрелке.Нарушение инструкций, необдуманность действий при восстановлении повреждений приводят, как правило, к авариям. Вот так и случилось на одной из станций, где при приготов­лении маневрового маршрута на путь станции стрелки съезда 10/12 не перевелись в плюсовое положение. Как выяснилось при разборе крушения, причиной неперевода послужила потеря контакта между щеткой и коллектором электродвигателя стрелки 12, которая должна переводиться первой. Для устранения отказа на стрелку 12 прибыл ШН, который не сообщил ДСП о своем прибытии на стрелку. Не разо­бравшись в причине отказа, ШН ключом курбельной заслонки перевел стрелку 12 в плюсовое положение. Дежурный по станции, не зная о нахождении ШН на стрелке, повторно задал маршрут на тот же путь, в результате чего стрелка 10 тоже перевелась в плюсовое положение и маневровый сигнал М16 открылся. Пока дежурный открывал сигнал, ШН перешел на стрелку 10 и стал ее переводить ключом от курбельной заслонки в другое, неправильное, положение. Так как маневровое движение началось, то при входе состава на стрелку 10, у которой остряки находились в среднем положении, произошел сход вагона. В результате - авария на стрелке.

Семнадцать вагонов под откос.Из-за грубейшего нарушения требований Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР допущено крушение поезда со сходом электровоза и 17 вагонов. Электромеханик, по вине которого произош­ло крушение поезда, без разрешения дежурного по станции и без выключения устройств приступил кустранению неисправности. На одной из стрелок отсутствовал контроль минусового положения. Не найдя истинную причину повреждения, он подумал и решил, что неисправность вызвана ослаблением хвостовика контрольной линей­ки. Приступая к устранению повреждения, он отключил тяги от конт­рольных линеек и стрелочным ключом вывел электропривод из замк­нутого плюсового положения. Стрелка в это время находилась замкну­той в маршруте отправления, и по этому маршруту электровоз грузо­вого поезда уже проследовал выходной сигнал. Последовало круше­ние, созданное человеком.

Зимние трудности.В зимний период возникают сложности обслу­живания напольных устройств автоматики и особенно стрелочных переводов. Из-за напрессовки снега в промежутке между остряком и рамным рельсом на стрелке не обеспечивается плотное прилегание переведенных остряков к рамному рельсу. На ряде станций вместо того, чтобы потребовать от работников службы ПЧ своевременной очистки стрелок и приведения их к техническим нормам, электроме­ханики самостоятельно пытаются выйти из затруднительного положе­ния. Каковы же действия электромеханика, нарушающие Инструкцию по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централи­зации иблокировки (СЦБ)? Он увеличил ток фрикции и отрегулировал контрольные и рабочие тяги. Это могло привести к перегоранию предохранителей и электродвигателей. Чтобы скрыть неправильные действия, в журнале осмотра электромеханик не записал первопричину отказа (недоход остряка), возникшего из-за напрессовки снега. В лучшем случае скрытая причина могла привести к задержке поездов. Задержки относят не к работникам службы ПЧ - истинным виновникам неудовлетворительного содержания стрелоч­ных переводов, а к работникам дистанции сигнализации и связи.

megaobuchalka.ru

Стрелки

ЦШ МПС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 16

Стрелка ЭЦ (централизованная стрелка)

Наименование работы

Периодичность

Исполни­тель

Выполняе­мые

пункты

Проверка наружного состоя­ния, исправности и надежнос­ти крепления электроприводов и стрелочных гарнитур. Про­верка плотности прижатия ост­ряка к рамному рельсу

Наружная чистка электропри­вода и стрелочной гарнитуры (фундаментных угольников, тяг, деталей крепления и т. п.), шибера, контрольных линеек

Iраз в неделю; на учас­тках с движением не бо­лее восьми пар поездов в сутки — 1 раз в две недели или в сроки, установленные начальни­ком дистанции сигнали­зации и связи

По мере необходимо­сти, но не реже 1 ра­за в квартал

Электроме­ханик и электромон­тер

Электро­монтер

1—7

8

Измерительные приборы, инструмент, материалы: сумка кондукторская, слесарный молоток массой 0,5 кг, гаечные двусторонние ключи 17x22,27x30, 32x36 мм, малый ломик длиной 500 мм и диаметром 18 мм, отвертка 1,2x8,2x200 мм, набор стрелочных щупов 2—4 мм на рукоятке, торцовые кусачки с изолирующими рукоятками, ключи от электропривода, заготовки закруток из оцинкованной проволоки диаметром 3 и 4 мм длиной 35—30 см, металлическая щетка, металлический скребок, масленка, керо­син, отработанное машинное или трансформаторное масло, смазка ЦИАТИМ-201 (ЦИ-АТИМ-202), ЦИАТИМ-221 или ЖТКЗ-65, морозоустойчивая консистентная графитовая смазка "Пума" (ТУ-32 ЦТ 2232-95), шлифовальная бумага, носимые радиостанции или другие средства связи с дежурным по станции, технический лоскут, сигнальный жилет.

1. Проверка состояния электропривода и стрелочной гарнитуры без внешних замыкателей.

Состояние электропривода и стрелочной гарнитуры проверяют ви­зуальным осмотром. При этом с простукиванием слесарным молот­ком массой 0,5 кг проверяют надежность и правильность крепления всех узлов электропривода, стрелочной гарнитуры (фундаментных угольников, межостряковой, рабочей и контрольных тяг, деталей узлов крепления и т. п.), шибера, контрольных линеек. Проверить отсутствие видимых трещин и вмятин на корпусе электропривода, фундаментных угольниках, угольниках к стрелке, связной полосе, со­стояние и целость межостряковой рабочей и контрольных тяг, а также отсутствие следов ударов по тягам и трения тяг друг о друга; особое внимание необходимо обращать на те места, где наиболее вероятно появление изломов, трещин, т. е. на места изгибов и ковки. Электропривод и гарнитура стрелки должны быть чистыми и не иметь трещин и вмятин, а болтовые и шарнирные соединения должны быть смазаны. Элементы крепления электропривода и стрелочной гар­нитуры стрелки должны соответствовать утвержденным установочным чертежам. Запирание крышки корпуса электропривода проверить, пы­таясь поднять крышку без выключения блокировочной заслонки.

На тягах не должно быть трещин и надрывов металла, а также забоев и механических повреждений. При необходимости (загрязне­нии и плохой видимости) производят их очистку с помощью металли­ческого скребка и металлической щетки с последующей протиркой обтирочными концами, смоченными в керосине.

При наличии забоев и коррозии металла плавно зачищают дефект­ное место личным напильником и шлифовальной бумагой с после­дующей покраской светлой несмываемой краской. При наличии тре­щин и надрывов металла эксплуатация тяг не допускается, их заменя­ют в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техничес­кому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ.

Люфты в шарнирных соединениях рабочих тяг проверяют, наблю­дая за смещением скрепленных деталей относительно друг друга при переводе стрелки и отжатии остряка от рамного рельса малым ломи­ком. Люфты в узлах крепления контрольных тяг определяют принуди­тельным смещением их относительно неподвижных частей. Люфты в шарнирных соединениях шибера с рабочей тягой, контрольных лине­ек с контрольными тягами и контрольных тяг с сережками должны быть не более 0,5 мм, а люфты в шарнирах рабочей тяги со связной и связной с сережками должны быть не более 1 мм; шаг остряка, изме­ренный метрической линейкой против первой связной тяги, должен быть не менее 147 мм. Люфты, ослабление крепления болтов в непо­движных соединениях не допускаются.

Корпус электропривода снаружи и стрелочную гарнитуру (фунда­ментные угольники, рабочие и контрольные тяги и т. п.), рабочий шибер, контрольные линейки, при необходимости, почистить от грязи, льда, снега.

В элементах изоляции гарнитуры не должно быть трещин, сколов и расслоений.

При наличии отступлений от технических норм обслуживания уст­ройств принять меры к устранению недостатков.

studfiles.net

Теоретические сведения. При поиске неисправностей в двухпроводной схеме управления стрелочным

При поиске неисправностей в двухпроводной схеме управления стрелочным электроприводом могут быть полезна диаграмма приведенная на рисунке1. На рисунках 2 и 3 представлены наиболее распространенные неисправности и способы их устранения.

 

Рис. 1. Информационная диаграмма поиска отказов в двухпроводной схеме управления стрелочным электроприводом.

Рис. 2. Неисправности в схемах управления электроприводами и их устранение

 

 

Рис. 3. Неисправности в схемах управления электроприводами и их устранение

Проведение работы

2.1 Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2.2 Запустите в программе АОС ШЧ программу поиска неисправностей в двухпроводной схеме управления стрелкой.

2.3 Найдите неисправность.

 

Оформление отчета

Составьте отчет о проделанной работе, оформленного в соответствии с ГОСТом.

 

Содержание отчета:

1) название работы,

2) цель работы,

3) список действий выполненных при поиске неисправности, причина неисправности,

4) вывод о проделанной работе.

Литература и технические средства обучения

 

1. Б.Д. Перникис, Р.Ш. Ягудин Предупреждение и устранение неисправностей в устройствах СЦБ – М.: Транспорт, с. 218

2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки. ЦШ-720. М.: Трансиздат, 2000.

3. Типовая инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и связи. ТОИ Р-32-ЦШ-796-00. М.: Трансиздат, 2001.

 

 

Практическая работа №50

по дисциплине Организация обслуживания, монтаж и наладка систем автоматики и телемеханики

«Обнаружение отказа в пятипроводной схеме управления стрелкой»

 

Цель работы: закрепить и систематизировать знания по технологии обнаружения отказов в пятипроводной схеме управления стрелкой.

 

Приборы и инструменты: программа АОС-ШЧ

 

Порядок работы:

1. Ознакомление с алгоритмами поиска неисправностей

2. Проведение работы.

3. Оформление отчета.

 

Теоретические сведения

При поиске неисправностей в пятипроводной схеме управления стрелочным электроприводом могут быть полезна диаграмма приведенная на рисунке1. На рисунке 2 представлены наиболее распространенные неисправности и способы их устранения.

 

Рис. 1. Информационная диаграмма поиска отказов в пятипроводной схеме управления стрелочным электроприводом.

Рис. 2. Неисправности в схемах управления электроприводами и их устранение

Проведение работы

2.1 Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2.2 Запустите в программе АОС ШЧ программу поиска неисправностей в пятипроводной схеме управления стрелкой.

2.3 Найдите неисправность.

 

Оформление отчета

Составьте отчет о проделанной работе, оформленного в соответствии с ГОСТом.

 

Содержание отчета:

1) название работы,

2) цель работы,

3) список действий выполненных при поиске неисправности, причина неисправности,

4) вывод о проделанной работе.

Литература и технические средства обучения

 

1. Б.Д. Перникис, Р.Ш. Ягудин Предупреждение и устранение неисправностей в устройствах СЦБ – М.: Транспорт, с. 218

2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки. ЦШ-720. М.: Трансиздат, 2000.

3. Типовая инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и связи. ТОИ Р-32-ЦШ-796-00. М.: Трансиздат, 2001.

 

 

megaobuchalka.ru


Смотрите также