Электрические измерения. Электрические измерения в электроприводе


Электрические измерения

12.1 Значение электрических измерений

Объектами электрических измерений являются все электрические и магнитные величины: ток, напряжение, мощность, энергия, магнитный поток и т. д. Определение значений этих величин необходимо для оценки работы всех электротехнических устройств, чем и определяется исключительная важность измерений в электротехнике.

Электроизмерительные устройства широко применяются и для измерения неэлектрических величин (температуры, давления и т. д.), которые для этой цели преобразуются в пропорциональные им. электрические величины. Такие методы измерений известны под общим названием электрических измерений неэлектрических величин. Применение электрических методов измерений дает возможность относительно просто передавать показания приборов на дальние расстояния (телеизмерение), управлять машинами и аппаратами (автоматическое регулирование), выполнять автоматически математические операции над измеряемыми величинами, просто записывать (например, на ленту) ход контролируемых процессов и т. д. Таким образом, электрические измерения необходимы при автоматизации самых различных производственных процессов.

В Советском Союзе развитие электроприборостроения идет параллельно с развитием электрификации страны и особенно быстро после Великой Отечественной войны. Высокое качество аппаратуры и необходимая точность измерительных приборов, находящихся в эксплуатации, гарантируются государственным надзором за всеми мерами и измерительными приборами.

12.2 Меры, измерительные приборы и методы измерения

Измерение любой физической величины заключается в ее сравнении посредством физического эксперимента с принятым за единицу значением соответствующей физической величины. В общем случае для такого сопоставления измеряемой величины с мерой — вещественным воспроизведением единицы измерения — нужен прибор сравнения. Например, образцовая катушка сопротивления применяется как мера сопротивления совместно с прибором сравнения — измерительным мостом.

Измерение существенно упрощается, если есть прибор непосредственного отсчета (называемый также показывающим прибором), показывающий численное значение измеряемой величины непосредственно на шкале или циферблате. Примерами могут служить амперметр, вольтметр, ваттметр, счетчик электрической энергии. При измерении таким прибором мера (например, образцовая катушка сопротивления) не нужна, но мера была нужна при градуировании шкалы этого прибора. Как правило, у приборов сравнения выше точность и чувствительность, но измерение приборами непосредственного отсчета проще, быстрее и дешевле.

В зависимости от того, как получаются результаты измерения, различают измерения прямые, косвенные и совокупные.

Если результат измерения непосредственно дает искомое значение исследуемой величины, то такое измерение принадлежит к числу прямых, например измерение тока амперметром.

Если измеряемую величину приходится определять на основании прямых измерений других физических величин, с которыми измеряемая величина связана определенной зависимостью, то измерение относится к косвенным. Например, косвенным будет измерение, сопротивления элемента электрической цепи при измерении напряжения вольтметром и тока амперметром.

Следует иметь в виду, что при косвенном измерении возможно существенное снижение точности по сравнению с точностью при прямом измерении из-за сложения погрешностей прямых измерений величин, входящих в расчетные уравнения.

В ряде случаев конечный результат измерения выводился из результатов нескольких групп прямых или косвенных измерений отдельных величин, причем исследуемая величина зависит от измеренных величин. Такое измерение называют совокупным. Например, к совокупным измерениям относится определение температурного коэффициента электрического сопротивления материала на основании измерения сопротивления материала при различных температурах. Совокупные измерения характерны для лабораторных исследований.

В зависимости от способа применения приборов и мер принято различать следующие основные методы измерения: непосредственного измерения, нулевой и дифференциальный.

При пользовании методом непосредственного измерения (или непосредственного отсчета) измеряемая величина определяется путем

непосредственного отсчета показания измерительного прибора или непосредственного сравнения с мерой данной физической величины (измерение тока амперметром, измерение длины метром). В этом случае верхним пределом точности измерения является точность измерительного показывающего прибора, которая не может быть очень высокой.

При измерении нулевым методом образцовая (известная) величина (или эффект ее действия) регулируется и значение ее доводится до равенства со значением измеряемой величины (или эффектом ее действия). При помощи измерительного прибора в этом случае лишь добиваются равенства. Прибор должен быть высокой чувствительности, и он именуется нулевым прибором или нуль-индикатором. В качестве нулевых приборов при постоянном токе обычно применяются магнитоэлектрические гальванометры (см. § 12.7), а при переменном токе — электронные нуль-индикаторы. Точность измерения нулевым методом очень высока и в основном определяется точностью образцовых мер и чувствительностью нулевых приборов. Среди нулевых методов электрических измерений важнейшими являются мостовые и компенсационные.

Еще большая точность может быть достигнута при дифференциальных методах измерения. В этих случаях измеряемая величина уравновешивается известной величиной, но до полного равновесия измерительная цепь не доводится, а путем прямого отсчета измеряется разность измеряемой и известной величин. Дифференциальные методы применяются для сравнения двух величин, значения которых мало отличаются один от другого.

studfiles.net

Раздел 4. Электрические измерения — МегаЛекции

Студент должен:

знать:

- виды и методы электрических измерений;

- классификацию погрешностей;

- классификацию измерительных приборов;

уметь:

- устанавливать назначение прибора по его условному обозначению на электрических схемах;

- определять характеристики электроизмерительных приборов;

 

 

Тема 4.1. Виды и методы электрических измерений

Прямые и косвенные измерения. Методы измерений: непосредственной оценки, сравнения и замещения. Их характеристики, достоинства и недостатки. Классификация погрешностей. Класс точности приборов. Характеристики и классификация измерительных приборов. Определение назначения измерительного прибора по его условному обозначению на электрических схемах и расшифровка по их условному обозначению на шкалах приборов.

Тема 4.2. Измерения в цепях постоянного и переменного тока низкой частоты.

Измерение постоянного тока и переменного тока и напряжения. Расширение пределов измерения приборов. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного тока. Схемы включения ваттметров. Приборы учета производства и потребления электрической энергии. Индукционные счетчики однофазного и трехфазного переменного тока, схемы их включения. Измерение электрического сопротивления. Методы измерения индуктивности и емкости. Использование цифровых приборов для измерения различных величин.

 

Раздел 5. Передача и распределение электрической энергии

Раздел 6. Электрические машины

Студент должен:

знать:

- назначение, устройство и принцип действия трансформатора;

- основные параметры и область применения;

- классификацию машин постоянного и переменного тока;

- принцип действия и устройство электрических машин;

- способы получения магнитного поля возбуждения в электрических машинах

- пуск в ход и регулирование частоты вращения двигателей

- классификацию, функциональные схемы, принцип действия и область применения электроприводов.

уметь:

- определять основные параметры трансформатора;

- снимать рабочие характеристики и запускать в ход двигатели постоянного и переменного тока;

- составлять принципиальные электрические схемы включения генераторов и двигателей;

- составлять функциональные схемы и схемы управления электроприводом;

Тема 6.1. Трансформаторы

Классификация, принцип действия. Основные параметры. Режимы работы и внешняя характеристика трансформатора. Схемы и группы соединений трехфазных трансформаторов. Трансформаторы специального назначения, их характеристики.

Тема 6.2. Асинхронные машины.

Устройство трехфазной асинхронной машины. Скорость и направление вращения поля. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя и области его применения. Конструкция фазного и короткозамкнутого ротора. Скольжение. Зависимость частоты вращения и ЭДС в фазе обмотки ротора от скольжения. Электромагнитный момент. Механическая характеристика. Пуск и регулирование частоты вращения. Асинхронные двигатели с улучшенными пусковыми свойствами. Понятие о работе асинхронных машин в качестве генератора и тормоза. Асинхронные машины специального назначения.

Тема 6.3. Электрические машины постоянного тока.

Устройство и принцип действия. ЭДС якоря и электромагнитный момент машины. Понятие о реакции якоря и коммутации. Потери и КПД.

Работа машины в режиме генератора. Способы возбуждения генераторов. Сравнительная оценка свойств и.области применения генераторов постоянного тока различных способов возбуждения.

Работа машины в режиме двигателя. Классификация двигателей постоянного тока по способу возбуждения. Механические характеристики и пуск двигателя. Регулирование частоты вращения. Реверсирование. Сравнительная оценка свойств двигателей постоянного тока с разными способами возбуждения и области их применения. Исполнительные и универсальные коллекторные двигатели.

 

Тема 6.4. Синхронные машины.

 

Устройство и принцип действия. Магнитное поле машины. ЭДС и электромагнитный момент. Работа синхронной машины в режиме генератора и двигателя. Внешняя характеристика генератора. Электромагнитный момент двигателя. Механическая характеристика двигателя. Область применения синхронных машин. Устройство, принцип действия и область применения синхронных двигателей малой мощности.

 

 

Тема 6.5.Основы электропривода.

 

Определение понятия электропривода. Типовые режимы работы электропривода. Условия, определяющие выбор мощности двигателя. Понятие о нагрузочных диаграммах и принципах их построения. Приближенные методы выбора мощности при длительном и повторно-кратковременном режимах работы электродвигателя. Выбор электродвигателя по каталогу.

Понятие об управлении электроприводами. Аппаратура управления и защиты электротехнических устройств. Контакторы, реле, конечные выключатели. Типовые схемы управления.

Понятие о схемах электроснабжения, выборе сечения проводов и тепловой защите электроустановок.

 

Раздел 8 Основы электроники.

Студент должен:

знать:

- назначение, устройство и принцип действия электронных приборов;

- основные параметры и область применения;

- классификацию электронных приборов

 

уметь:

- определять основные параметры транзисторов и усилителей;

- снимать рабочие характеристики

- составлять принципиальные электрические схемы включения ;

- составлять функциональные схемы и схемы управления электроприводом;

Полупроводники. Типы проводимости. Примеси р и n типа. Р-n переход и его свойства. Вольт-амперная характеристика. Применения полупроводников.

Полупроводниковый диод. Принцип действия и устройство. Основные характеристики.

Выпрямители и стабилизаторы. Устройств, применение, принцип действия.

Биполярные транзисторы, полевые транзисторы, тиристоры и их основные характеристики и параметры. Полупроводниковые усилители. Классификация. Основные параметры. Температурная стабилизация режима работы усилителя. Особенности усилителя на полевом транзисторе. Многокаскадные усилители. Двухкаскадный усилитель с RC – связью. Усилители постоянного тока. Основные свойства и характеристики.

Обратные связи и влияние отрицательной обратной связи на параметры усилителей. Усилительный каскад с эмиттерной нагрузкой ( эмиттерный повторитель). Усилители мощности . Понятие об избирательных усилителях LC- и RC- типов.

Генераторы и импульсные устройства. Автогенераторы гармонических колебаний.. Использование импульсных устройств в промышленной электронике. Электронные реле, триггеры. Интегральные микросхемы микроэлектроника. Классификация и способы получения ИМС. Необходимость перехода современной электроники к ИМС

megalektsii.ru

Электротехнические термины и определения на букву "Э"

Электротехнический словарь-справочник.Алфавитный указатель: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

Э.Д.С. ВРАЩЕНИЯ — э.д.с., возникающая вследствие перемещения проводника в магнитном поле в соответствии с законом электромагнитной индукции. В соответствии с законом электромагнитной индукции во всяком проводнике, перемещающемся с некоторой скоростью V в стационарном магнитном поле, наводится э.д.с.. Значение э.д.с. пропорционально индукции В магнитного поля, активной длине l проводника и скорости V его перемещения в магнитном поле. Под активной длиной проводника понимается та его часть, которая расположена в магнитном поле. В том случае, когда направление движения проводника перпендикулярно направлению силовых линий магнитного поля, э.д.с. можно определить из выражения Е=BW.

Э.Д.С. РОТОРА — напряжение, возникающее между разноименными полюсными щетками вращающегося ротора коллекторной машины переменного тока.

ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЕМКОСТЬ — общая емкость нескольких, соединенных различными способами, конденсаторов.

ЭКСИТРОН — ртутный вентиль с вспомогательным анодом возбуждения.

ЭКСКАВАТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (excavator characteristic) — механическая (электромеханическая) характеристика электропривода, имеющая два резко отличающихся по жесткости участка. На первом участке при изменении угловой скорости электродвигателя от скорости идеального холостого хода до значения скорости, называемой скоростью отсечки, характеристика имеет большую жесткость, т.е. незначительное снижение скорости при изменении электромагнитного момента. На втором участке характеристика имеет резко пониженную жесткость при изменении скорости от скорости отсечки до нуля. Электромагнитный момент двигателя при нулевой скорости называется моментом стопорения. Экскаваторная характеристика используется в электроприводах при необходимости защиты двигателя или механизма от недопустимых перегрузок за счет ограничения электромагнитного момента двигателя в установившихся и динамических режимах.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДИПОЛЬ — пара разноименных точечных зарядов, расположенных друг от друга на небольшом расстоянии.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ВРАЩАЮЩАЯСЯ МАШИНА — электрическая машина, предназначенная для преобразования электрической энергии в механическую, механической энергии в электрическую или электрической энергии одного вида в электрическую энергию другого вида. В зависимости от функционального назначения электрические машины разделяют на три группы — генераторы, двигатели, преобразователи.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЕМКОСТЬ — см. Емкость, здесь.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ — векторная величина, равная геометрической сумме напряженности электрического поля, умноженной на электрическую постоянную, и поляризованности. При помещении проводника в электрическое поле происходит смещение свободных электронов к его поверхности, в результате чего с одной стороны проводника скапливаются положительные, а с другой — отрицательные заряды, причем область положительных зарядов смещается в сторону отрицательно заряженной пластины, а область отрицательных зарядов — в сторону положительно заряженной пластины, создающей вместе с указанной выше пластиной электрическое поле. Если проводник выполнен в виде полого цилиндра, то внутри него электрическое поле отсутствует. На этом принципе основано защитное экранирование живых организмов и измерительных приборов от воздействия мощных электрических полей.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ — система из проводов, по которым передается электрическая энергия.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА — преобразователь энергии, в котором энергия передается из одной электрической цепи в другую посредством электромагнитного поля.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ВРАЩАЮЩАЯСЯ МАШИНА (англ. ELECTRICAL ROTATING MACHINE) — электрический аппарат, работа которого зависит от электромагнитной индукции, имеющий элементы, вращающиеся относительно друг друга, и предназначенный для преобразования энергии. СТ МЭК 50(411)-73.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (англ. ELECTRIC MACHINE) — электрический преобразователь, который преобразует электрическую энергию в механическую и наоборот. CT МЭК 50(151)-78.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ — вращающаяся электрическая машина, удовлетворяющая совокупности технических требований, общих для большинства случаев применения. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПЕРЕМЕННОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ — вращающаяся электрическая машина, частота вращения ротора которой существенно изменяется в области допустимых нагрузок. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОСТОЯННОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ — вращающаяся электрическая машина, частота вращения ротора которой постоянна или почти постоянна в области допустимых нагрузок. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ — вращающаяся электрическая машина, выполненная с учетом специальных требований, характерных для ее конкретного применения, и имеющая специальные рабочие характеристики и (или) специальную конструкцию. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ — физическая величина, равная отношению работы к промежутку времени, в течение которого эта работа совершается. Электрическая мощность может быть определена через электрическую работу.Условное обозначение — Р, единица измерения — ватт (Вт). Электрическая мощность равна произведению напряжения и тока (Р=UI) или отношению электрической работы к времени (Р=W/t).

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ АВТОТРАНСФОРМАТОРА — мощность, непосредственно передаваемая автотрансформатором из одной сети в другую электрическим путем благодаря гальванической связи между соответствующими обмотками, равная произведению напряжения общи обмотки на ток последовательной обмотки автотрансформатора и коэффициент, учитывающий число фаз. ГОСТ 16110-82.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ ПРОВОДНИКА — физическая величина, характеризующая проводящие свойства проводника. Проводимость обозначается σ, измеряется в сименсах и численно равна силе тока в проводнике, когда напряженке на его концах равно единице, т.е. σ = I/U = 1//R, где R — сопротивление проводника.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ РАБОТА — физическая величина, характеризующая процесс преобразования электрической энергии в другие виды энергии.Обозначение — W; единица измерения — джоуль (Дж).Если принять, что в некоторой электрической цепи ток I и напряжение U не зависят от времени, то электрическая работа может быть определена из выражения: W=UIt,где t — время. Работа в 1 Дж = 1 Вт·с = 1 В·А·с. На практике наибольшее распространение получили единицы измерения Вт·ч и кВт·ч: 1 Вт·ч = 3,6·10² Дж; 1 кВт·ч = 3,6·106 Дж.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЕДИНЕНИЙ — электрическая схема, отображающая используемые в том или ином устройстве электрические приборы и аппараты с входными и выходными зажимами, и подключенные к ним соединительные провода.Электрическая схема соединений является основным документом, по которому проводятся монтажные работы на электрических установках. На ней должны быть представлены обозначения зажимов приборов и аппаратов, тип, сечение и количество жил соединительных проводов и кабелей. В практике проектирования электрическую схему соединений называют также схемой внешних соединений.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ — совокупность устройств и объектов, образующих путь для электрического тока, электромагнитные процессы в которых могут быть описаны с помощью понятий об электродвижущей силе, токе и напряжении. ГОСТ 19880-74.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ (ЭЭ) — энергия электрического поля, преобразуемая в потенциальную или кинетическую энергию.В потенциальной форме ЭЭ накапливается в виде неподвижных электрических зарядов, например в ненагруженном источнике напряжения или в заряженном конденсаторе. При движении зарядов происходит преобразование ЭЭ. В электрическом генераторе, подключенном к нагрузке, происходит непрерывный расход и пополнение запасов ЭЭ, в электродвигателях ЭЭ преобразуется в механическую энергию. Основными преимуществами ЭЭ перед другими видами энергии являются легкость транспортировки (передачи на значительные расстояния) и простота регулирования.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИЛОВЫЕ ЛИНИИ — линии, представляющие картину распределения электрического и электростатического полей.Плотность силовых линий характеризует значение воздействия, оказываемого на электрическую заряженную частицу, помещенную в электрическое и электростатическое поля. Указанные частицы под действием силового воздействия перемещаются вдоль силовой линии в положение, соответствующее минимальной потенциальной энергии частицы. Между одноименно заряженными частицами возникает отталкивающая сила. В электростатическом поле начало силовой линии расположено на положительно заряженном теле, конец — на отрицательно заряженном теле. Силовые линии электрического поля замкнуты на себя.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ (англ. ELECTRIC) — содержащий электричество, производящий электричество, приводимый в действие электричеством. CT МЭK 50(151)-78.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВАЛ (РАБОЧИЙ ВАЛ) — взаимосвязанный электропривод, обеспечивающий синхронное вращение двух и более электродвигателей, валы которых не имеют механической связи.Электрический вал используется в тех случаях, когда обеспечение равенства частот вращения двигателей при помощи механической связи затруднено из-за значительного пространственного удаления электроприводов друг от друга (например, в электроприводах створок шлюзов, механизма передвижения портальных подъемных кранов, бумагоделательных машин и т.п.). Для этой же цели используются рабочий уравнительный и дистанционный валы.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР (англ. ELECTRIC GENERATOR) — электрическая машина, которая преобразует механическую энергию в электрическую. СТ МЭК 50(151)-78.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДИНАМОМЕТР (англ. ELECTRICAL DYNAMOMETER) — электрическая машина, снабженная устройством для указания величины момента, а также устройством для указания величины скорости в случае, если она применяется для определения потребляемой мощности приводящей машины или полезной мощности вращаемой машины. СТ МЭК 50(411)-73.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД (ЭЗ) — величина, равная произведению силы тока на время, в течение которого шел ток: q=It, где q — ЭЗ, переносимый через поперечное сечение проводника за время t при силе тока I. Единица измерения ЭЗ — кулон (Кл).Между ЭЗ противоположного знака возникает сила притягивания, между ЭЗ одинакового знака — сила отталкивания. Элементарный, единичный ЭЗ равен е=1,602·10-19 Кл. Количественно некоторый ЭЗ определяется в виде суммы элементарных ЭЗ и может быть определен из выражения: Q=n(±e), … , к.К основным свойствам ЭЗ относятся наличие силы между ЭЗ и их способность к движению. Носителями ЭЗ являются электроны и ионы. Электрически заряженные тела стремятся при своем контакте уравнять свои ЭЗ.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КАСКАД — каскадный электропривод, в котором мощность скольжения возвращается в сеть. ГОСТ 16593-79.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНТАКТ — токоведущий элемент коммутационных аппаратов, предназначенный для замыкания и размыкания электрической цепи.Контакты конструируются с учетом максимально возможного значения тока в коммутируемой цепи и реальных условий эксплуатации, т. е. они должны обеспечивать надежный электрический контакт при длительном воздействии номинального тока и кратковременном воздействии тока короткого замыкания. В последнем случае контакты должны обладать достаточной механической и термической прочностью, чтобы выдерживать электродинамические усилия и перегрев, возникающие от токов короткого замыкания.Решение указанной задачи осуществляется путем выбора траектории движения контактов и материалов, из которых они изготовляются. Различают неподвижные и подвижные электрические контакты. Подвижные контакты используются в различных реле, контакторах, разъемах, а также в контактных кольцах и коллекторах электрических машин.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ УГОЛ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА — произведение значения геометрического угла, образованного двумя полуплоскостями, проходящими через ось вращения вращающейся машины переменного тока, на число пар полюсов. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ УГОЛ (кр. ф.) ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ (англ. ELECTRIC MOTOR) — электрическая машина, которая преобразует электрическую энергию в механическую. CT МЭК 50(151)-78.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ МИКРОПРИВОД — электропривод малой мощности с электронной системой регулирования.В состав микропривода входят, как правило, следующие блоки:производственный механизм;передаточный механизм, согласующий значение момента и частоту вращения электродвигателя с указанными параметрами производственного механизма; электродвигатель;блок регулирования с регулятором, устанавливающим требуемый закон изменения частоты вращения и момента электродвигателя; блок защиты от аварийных режимов работы; силовой выключатель, посредством которого микропривод подключается к источнику питания.В общем случае для электрического микропривода характерно наличие всех указанных узлов и блоков. В простейшем случае он состоит из силового выключателя, электродвигателя и производственного механизма.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРОВОДНИК — вещество, основным электрическим свойством которого является электропроводность.В металлах и их сплавах протекание электрического тока является следствием направленного движения носителей заряда — свободных электронов. Последние не имеют жесткой связи с кристаллической решеткой металла. Различная проводимость различных металлов и сплавов обусловлена разным количеством в них свободных электронов на единицу объема, а также их подвижностью.В меди удельное содержание свободных электронов составляет 3,4·1022 на 1 см3, в алюминии — 2,2 ·1022 на 1 см3. Указанные вещества относятся к электрическим проводникам первого класса, ко второму классу относятся электролит и плазма, в них носителями заряда являются ионы и катионы.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК — направленное движение электрических зарядов.Носителями электрических зарядов в проводниках являются электроны и ионы, а в полупроводниках — «дырки».Электрический ток обладает магнитными, тепловыми, химическими и световыми свойствами. При его протекании через проводник вокруг последнего создается магнитное поле, а в результате столкновения носителей зарядов с атомами и молекулами проводника происходит его нагрев. Протекание тока в растворах сопровождается химическими реакциями, в результате чего происходит разложение исходного раствора на другие соединения. При протекании тока в проводниках с высокой температурой плавления происходит их нагрев и свечение. Этот эффект используется в лампах накаливания. В газоразрядных лампах ток способствует ионизации и свечению газа. Интенсивность электрического тока оценивается с помощью силы и плотности тока.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — скалярная величина, равная линейному интегралу напряженности электрического поля. НАПРЯЖЕНИЕ (кр.ф.). ГОСТ 19880-74.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ — одна из двух сторон электромагнитного поля, характеризующаяся воздействием на электрически заряженную частицу с силой, пропорциональной заряду частицы и не зависящей от ее скорости. ГОСТ 19880-74.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ СЕТИ — разделение электрической сети на отдельные электрически не связанные между собой установки с помощью разделяющего трансформатора. РАЗДЕЛЕНИЕ СЕТИ (кр.ф.). ГОСТ 12.1.009-76.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ РЕЛЕ (англ. ELECTRICAL RELAY) — аппарат, предназначенный производить скачкообразные изменения в выходных цепях при заданных значениях электрических воздействующих величин.Примечание. Термин «электрическое реле» должен использоваться исключительно для понятия элементарного реле, выполняющего только одну операцию преобразования между его входными и выходными цепями. ГОСТ 16022-83.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — скалярная величина, равная отношению постоянного напряжения на участке пассивной электрической цепи к постоянному току в нем при отсутствии на участке ЭДС.Сопротивление характеризует способность вещества препятствовать прохождению через него электрического тока. Условное обозначение — R, r, единица измерения — Ом: R=U/I, где U — напряжение, В; I — ток, А.Электрическое сопротивление, например, зависит от удельного сопротивления материала, из которого изготовлен проводник, сечения S и длины l проводника: R={{rho}l}/S.В электрических и электронных устройствах широко распространены элементы, обладающие электрическим сопротивлением, — резисторы. Резисторы выполняются регулируемыми и нерегулируемыми. Последние используются для регулирования тока возбуждения электрических машин (регулировочные реостаты), ограничения пускового тока (пусковые реостаты), торможения (тормозные реостаты).

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (англ. ELECTRICITY) — 1. Проявление одной из форм энергии, присущей электрическим зарядам как движущимся, так и находящимся в статическом состоянии.2. Область науки и техники, связанная с электрическими явлениями. CT МЭК 50(151)-78.

ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОД (electrohydraulic drive) — электропривод, имеющий в своем составе гидравлическое передаточное устройство (гидравлическую передачу). Гидравлическая передача передает механическую энергию (момент, усилие) от вала электрического двигателя к исполнительному органу рабочей машины посредством рабочей жидкости.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ТОКА — вращающийся электродвигатель постоянного тока, рассчитанный на питание от выпрямителя при пульсации тока более 10 %. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ — электрическая машина, предназначенная для преобразования электрической энергии в механическую.В зависимости от рода напряжения питания различают электродвигатели постоянного и переменного тока, принцип их действия основан на силовом взаимодействии магнитного поля и проводника с током.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ С ПОВЫШЕННЫМ КПД (ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ДВИГАТЕЛИ) (energy-efficient motors) — двигатели общепромышленного назначения, у которых суммарные потери мощности не менее чем на 20 % меньше суммарных потерь мощности двигателей с нормальным КПД той же мощности и частоты вращения.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПРИВОДА — электротехническое устройство, предназначенное для преобразования электрической энергии в механическую или механической в электрическую.Примечание. Электродвигательное устройство содержит один или несколько электродвигателей.ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (кр.ф.). ГОСТ 16593-79.

ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА — скалярная величина, характеризующая способность стороннего поля и индуктированного электрического поля вызывать электрический ток.Примечание. Электродвижущая сила равна линейному интегралу напряженности стороннего поля и индуктированного электрического поля вдоль рассматриваемого пути между двумя точками или вдоль рассматриваемого замкнутого контура: в случае движения элементов контура напряженность индуктированного электрического поля определяется в системах координат, движущихся вместе с этими элементами. э.д.с. (кр.ф.). ГОСТ 19880-74.

ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — материалы с большим электрическим сопротивлением. Применяются для изоляции проводников и узлов электрооборудования, радиотехническом аппаратуры и др., а также в качестве диэлектриков в конденсаторах и других элементах электронной техники. Подразделяются на газообразные. жидкие и твердые диэлектрики. Примеры электроизоляционных материалов здесь.

ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТ ручные машины, привод которых осуществляется от электродвигателя. Основные виды электроинструмента: дрели, шлифовальный инструмент, пилы, ножницы, гайковерты, лобзики, долбежники, шуруповерты, перфораторы, отбойные молотки, рубанки, трамбовки, а также вспомогательное оборудование — заточные станки, точила и т. д.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ — явление возбуждения электродвижущей силы в контуре при изменении магнитного потока, сцепляющегося с ним. ГОСТ19880-74.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МОЩНОСТЬ АВТОТРАНСФОРМАТОРА — мощность, передаваемая автотрансформатором из одной сети в другую посредством электромагнитной индукции, равная мощности общей или последовательной обмотки автотрансформатора. ГОСТ 16110-82.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА — электромеханическое передаточное устройство электропривода, приводимое в действие посредством электрических сигналов и содержащее электромагнит с обмоткой, якорь которого через тарельчатую пружину соединен с диском, расположенным параллельно другому диску, установленному на валу электродвигателя. При подаче напряжения на обмотку первый диск, установленный на валу механизма, прижимается ко второму диску и под действием сил трения вращающий момент с вала двигателя передается на вал производственного механизма. Диски могут работать как в воздушной, так и в масляной среде; при достаточно большом диаметре они могут передавать значительный вращающий момент.Электромагнитные дисковые муфты отличаются небольшими габаритами и не требуют большого ухода. Ток возбуждения подается на обмотку электромагнита через контактные кольца, причем в качестве одного провода используется корпус.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ — явление возбуждения ЭДС в контуре при изменении магнитного потока, сцепленного с ним. Явление положено в основу преобразования энергии в электрических машинах и отражено в законе электромагнитной индукции.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА (англ. ELECTRIC COUPLING) — машина, передающая момент с одного вала на другой электрическими или магнитными средствами, или в которой момент регулируется электрическими или магнитными средствами. CT МЭК 50(411)-73.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА СКОЛЬЖЕНИЯ — электромеханический преобразователь, осуществляющий силовую связь между ведомым и ведущим валами передаточного устройства посредством электромагнитного поля и состоящий из двух вращающихся частей, разделенных воздушным зазором, из которых одна присоединяется к приводному двигателю, вторая — к производственному механизму. Часть муфты с обмоткой возбуждения называется индуктором, другая часть — якорем. В муфте с контактными кольцами обмотка возбуждения расположена на роторе и питается постоянным током, а якорь выполнен в виде короткозамкнутой обмотки асинхронной машины с короткозамкнутым ротором. Для передачи вращающего момента от одной части муфты к другой необходимо поддерживать разные значения их частот вращения, т. е. ведомая часть вращается с некоторым скольжением относительно ведущей части. Электромагнитная муфта скольжения обеспечивает плавный пуск и разгон производственных механизмов и используется также для регулирования их частоты вращения в небольшом диапазоне при неизменной частоте вращения приводного двигателя или для стабилизации частоты вращения производственного механизма при незначительном изменении частоты вращения первичного двигателя. Вид ее механической характеристики в значительной мере определяется конструкцией якоря.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПОРОШКОВАЯ МУФТА — электромагнитная муфта, вращающий момент в которой регулируется путем изменения тока возбуждения и передается посредством сил трения, состоит из ведомой и ведущей частей, установленных на валах соответственно производственного механизма и электродвигателя. Обе части выполнены в виде полых цилиндров, внутри которых находится порошок из ферромагнитного материала, иногда с добавкой масла. Обмотка возбуждения расположена на ведомой, внутренней части муфты, и напряжение питания подается на нее через контактные кольца. Используются также конструкции с неподвижной обмоткой возбуждения. Под действием магнитного поля обмотки происходит уплотнение ферромагнитного порошка, вследствие чего увеличивается коэффициент трения между ведущей и ведомой частями. Благодаря рассмотренному принципу действия электромагнитной порошковой муфты обеспечивается мягкая связь между электродвигателем и производственным механизмом.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ (electromagnetic time constant) — параметр дифференциального уравнения или передаточной функции звена системы автоматического регулирования, характеризующий его динамические свойства. Например, в электрической цепи, содержащей последовательно соединенные индуктивность и активное сопротивление, постоянная времени определяется как отношение индуктивности к активному сопротивлению. Электромагнитная постоянная времени имеет размерность времени.Электромагнитная постоянная времени представляет собой время, в течение которого при изменении на входе рассматриваемой цепи постоянного напряжения скачком ток в ней изменяется от начального значения до установившегося значения, если темп изменения тока считать постоянным и равным темпу в начальный момент времени.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ ТАХОГЕНЕРАТОРА ПОСТОЯННОГО ТОКА — время, в течение которого ток после подачи выходного напряжения на нагрузочный резистор тахогенератора увеличивается от нуля до значения, равного 0,632 установившегося. ГОСТ 27471-87

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (electromagnetic compatibility of electric drive) — способность электропривода нормально функционировать в электромагнитной обстановке (см. помехоустойчивость электропривода) и не оказывать недопустимого влияния на работу других устройств.Электромагнитная совместимость электропривода обеспечивают различными способами: экранирование электрооборудования как источника помех, защита полупроводниковых преобразователей и электронных систем управления от воздействия внешних помех, применение мероприятий по обеспечению качества питающего напряжения и напряжения на выходе полупроводниковых преобразователей и индивидуальная защита устройств с помощью широкополосных, активных и др. фильтров.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ЭНЕРГИЯ — энергия электромагнитного поля, слагающаяся из энергий электрического и магнитного полей. ГОСТ 19880-74.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ — способ возбуждения электрической машины, магнитное поле возбуждения которой создается обмотками возбуждения, питаемыми электрическим током. Различают независимое возбуждение и самовозбуждение.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ — вид материи, определяющийся во всех точках двумя векторными величинами, которые характеризуют две его стороны, называемые соответственно «электрическое поле» и «магнитное поле», оказывающий силовое воздействие на заряженные частицы, зависящее от их скорости и величины их заряда. ГОСТ 39880-74.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ РЕЛЕ (англ. ELECTROMAGNETIC RELAY) — электромеханическое реле, работа которого основана на воздействии магнитного поля неподвижной обмотки на подвижный ферромагнитный элемент. ГОСТ 16022-83.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПОРОШКОВЫЙ ТОРМОЗ — составная часть электромагнитного тормоза, используемого для снижения частоты вращения электродвигателя.Действие тормоза аналогично действию электромагнитной порошковой муфты. При подключении его обмотки к источнику питания частицы ферромагнитного порошка распределяются внутри тормозного барабана таким образом, что увеличивается момент трения между подвижной и неподвижной частями тормоза.

ЭЛЕКТРОМАГНИТ ТОРМОЗА (ЭТ) — электрическая часть тормозного устройства, используемого для торможения электродвигателей.Механическая часть тормозного устройства имеет множество конструктивных вариантов, а используемый в указанном устройстве ЭТ может получать питание от сети постоянного и переменного тока. Для торможения мощных двигателей используется гидравлический усилитель, поршень которого перемещается с помощью ЭТ. Обмотка ЭТ часто подключается к выводам обмотки электродвигателя. При питании от сети переменного тока магнитная система ЭТ выполняется шихтованной. В момент включения ЭТ ток в обмотке имеет большое значение, а с уменьшением воздушного зазора между ярмом и якорем в процессе движения последнего ток снижается. При заклинивании якоря ЭТ наступает перегрев и повреждение обмотки.

ЭЛЕКТРОМАГНИТ ТЯГОВЫЙ — исполнительный орган силового выключателя низкого напряжения, предназначенный для привода механизма выключателя, который содержит ярмо с обмоткой и якорь, перемещающийся относительно ярма, Питание обмотки осуществляется как переменным, так и постоянным током. При возбуждении обмотки якорь притягивается к ярму и при своем движении воздействует на контактную систему выключателя, коммутирующую соответствующие электрические цепи. Напряжение на обмотку подается в течение ограниченного времени, после чего якорь удерживается в притянутом положении с помощью механического фиксатора.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (electromagnetic motor) — электродвигатель, в котором электромеханическое преобразование энергии осуществляется устройством на основе взаимодействия электромагнитного поля и ферромагнитных тел.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ МОМЕНТ (electromagnetic torque) — суммарный вращающий момент сил, /действующих на вращающуюся часть электрической машины (ротор) со стороны неподвижной части (статора). От полезного момента двигателя (т.н. момента на валу) отличается на величину механических потерь.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (electromagnetic drive) — электропривод, в котором в качестве электродвигателя используется электромагнитный двигатель.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ЭКРАН (англ. ELECTROMAGNETIC SCREEN) — проводящий экран, предназначенный для уменьшения проникновения меняющегося электромагнитного поля в определенную область. СТ МЭК 50(151)-78.

ЭЛЕКТРОМАШИННАЯ МУФТА — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для передачи механической энергии с одного вала на другой. МУФТА (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ — электромашинный генератор, предназначенный для питания обмотки возбуждения другой электрической машины. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ГЕНЕРАТОР — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии в электрическую ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ДИНАМОМЕТР — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для определения вращающих моментов посредством измерения механических сил реакции статора. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ КАСКАД — каскадный электропривод, в котором для преобразователя мощности скольжения используется электромашинный преобразовательный агрегат. ГОСТ 16593-79.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ КОМПЕНСАТОР — синхронная машина, предназначенная для генерирования или потребления реактивной мощности. КОМПЕНСАТОР (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ПОДВОЗБУДИТЕЛЬ — электромашинный генератор, предназначенный для питания обмотки возбуждения электромашинного возбудителя. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для изменения параметров электрической энергии.Примечание. Изменение может осуществляться по роду тока, напряжению, частоте, числу фаз, фазе напряжения. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ— коллекторная машина постоянного тока с двумя или несколькими обмотками на якоре, соединенными с разными коллекторами, предназначенная для изменения значения напряжения постоянного тока. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧИСЛА ФАЗ — вращающаяся машина переменного тока, предназначенная для преобразования мощности системы переменного тока, имеющей заданное число фаз, в мощность системы переменного тока с другим числом фаз при неизменной частоте. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ТОРМОЗ — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для создания тормозного момента. ТОРМОЗ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87

ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ — электромашинный генератор с электромагнитным возбуждением, у которого в широком диапазоне нагрузок выходная мощность пропорциональна мощности цепи обмотки независимого возбуждения, предназначенный для усиления электрических сигналов. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА (electromechanics) — раздел электротехники, связанный с применением электрических, магнитных и электромагнитных явлений для преобразования механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую. Основными задачами электромеханики являются дальнейшее развитие теории электромеханического преобразования энергии и создания на этой базе электромеханических преобразователей и устройств (электрических машин, электрических аппаратов и пр.) для использования их в практической деятельности человека.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — время, в течение которого вращающийся электродвигатель после подачи напряжения питания развивает частоту вращения, равную 0,632 ycтановившегося значения, соответствующего норме. ГОСТ 27471-87.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА — время, в течение которого электропривод разгоняется из неподвижного состояния до скорости идеального холостого хода под действием неизменного момента, равного моменту короткого замыкания электродвигателя. ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ (кр.ф.) ГОСТ 16593-79.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА — зависимость скорости электропривода от тока электродвигательного устройства. ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (кр.ф.). СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (ндп). ГОСТ 16593-79.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КАСКАД — каскадный электропривод, в котором мощность скольжения преобразуется в механическую и возвращается на вал двигателя. ГОСТ 16593-79.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (electromechanical systems) — совокупность взаимодействующих элементов, осуществляющих преобразование механической энергии в электрическую или электрической энергии в механическую. Электромеханические системы разделяются на генераторные, электродвигательные и комбинированные.Генераторная электромеханическая система (источник электропитания) преобразует механическую энергию в электрическую. Электродвигательная электромеханическая система преобразует электрическую энергию в механическую и предназначена для приведения в движение исполнительных органов рабочих машин. Комбинированные электромеханические системы используются как для преобразования механической энергии в электрическую в системах электроснабжения, так и для преобразования электрической энергии в механическую.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ В ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ (electromechanical compatibility) — способность электропривода нормально функционировать при питании от источника, не обеспечивающего нормированное качество электроэнергии, и не оказывать недопустимого влияния на работу исполнительного механизма электропривода.Электромеханическая совместимость в электроприводе обеспечивается различными способами, включающими установку фильтров, улучшающих качество питающего двигатель напряжения; применением схемотехнических и конструктивных решений, снижающих уровень и влияние пульсаций электромагнитного момента двигателя.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ (electromechanical energy conversion) — преобразование электрической энергии в механическую и механической в электрическую. В основе любого электромеханического преобразования энергии лежит одно из известных физических явлений:1. На проводник с током в магнитном поле действует сила, а при перемещении проводника в магнитном поле в нем наводится ЭДС.2. На ферромагнитный материал в магнитном поле действует сила, стремящаяся переместить его в зону, где интенсивность поля максимальна.3. На обкладки заряженного конденсатора и на диэлектрик в электрическом поле действует сила.4. Явление, называемое пьезоэффектом.5. Явление, называемое магнитострикцией.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (растормаживающий электромагнит, здесь).

ЭЛЕКТРОН — стабильная элементарная частица с единичным отрицательным элементарным электрическим зарядом.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ — усилитель, эффект усиления которого основан на использовании свойств полупроводниковых, электронных и ионных приборов.Усилители на транзисторах используются для усиления сигналов сравнительно небольшой мощности. Так, например, транзисторный усилитель может быть включен в цепь управления тиристора, мощность которого в настоящее время во много раз больше мощности транзисторов. В качестве источника питания в транзисторных усилителях используется сеть постоянного тока, в тиристорных усилителях — сеть постоянного и переменного тока.В отдельных устройствах используются усилители на электронных лампах, входной сигнал которых поступает на сетку, а электрический ток через лампу протекает благодаря тепловой эмиссии электронов с поверхности подогреваемого катода.

ЭЛЕКТРОПРИВОД — электромеханическая система, состоящая из электродвигательного, преобразовательного передаточного и управляющего устройств, предназначенная для приведения в движение вспомогательных органов рабочей машины и управления этим движением.Электропривод содержит рабочий орган механизма, электродвигатель, передаточное устройство, осуществляющее связь между ними, а также электрические приборы и аппараты, выполняющие функции управления, контроля и защиты от аварийных режимов. Передаточное устройство обеспечивает жесткую или гибкую (электромагнитные муфты) связь между электродвигателем и рабочим органом.

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (а с. power drive system) — электропривод, у которого в качестве электродвигателя, приводящего в движение исполнительный орган рабочей машины, используется двигатель переменного тока (асинхронный, синхронный и др.). Электропривод переменного тока — один из главнейших источников механической энергии для рабочих машин в энергетике, промышленности, транспорте, аграрно-промышленном комплексе, коммунальном хозяйстве, бытовой технике и других сферах человеческой деятельности. С развитием электроники (силовой и информационной) электропривод переменного тока стал интенсивно вытеснять электроприводы постоянного тока во всех сферах.

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОЗИЦИОННЫЙ (positional power drive system) — электропривод, обеспечивающий автоматическое регулирование положения исполнительного органа рабочей машины (ИОРМ). В зависимости от требований технологического процесса позиционный электропривод может осуществлять:— точную остановку электропривода в заданных точках положения ИОРМ по дискретным сигналам путевых датчиков;— непрерывное автоматическое регулирование положения по отклонению от заданного в целях осуществления дозированных перемещений ИОРМ, nppi этом значения дозированных перемещений могут задаваться оператором, программно или системой автоматического управления;— непрерывное автоматическое регулирование по отклонению положения ИОРМ от заданного в целях осуществления слежения за контролируемым объектом, произвольно изменяющим свое положение (следящий электропривод).Для позиционного электропривода, как правило, применяют параболический регулятор положения, чтобы получить максимальное быстродействие при отработке различных перемещений.

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (d.c. power drive system) — электропривод, в котором в качестве электродвигателя, приводящего в движение исполнительный орган рабочей машины, используется двигатель постоянного тока. По виду возбуждения различают двигатели с независимым, последовательным и смешанным возбуждением. В электроприводе постоянного тока наибольшее распространение получили двигатели с независимым возбуждением. Электропривод постоянного тока обладает хорошими регулировочными свойствами. Плавное и в широком диапазоне регулирование скорости осуществляется регулированием напряжения на якоре двигателя. Скорость можно также регулировать изменением тока возбуждения двигателя.

ЭЛЕКТРОПРИВОД С МАШИНОЙ ДВОЙНОГО ПИТАНИЯ (double-supply machine) — электропривод на базе асинхронного электродвигателя с фазным ротором, у которого как обмотки статора, так и обмотки ротора подключены к источникам питания. При этом обмотки ротора подключаются к сети через преобразователь частоты ПЧ. Чаще всего используется преобразователь частоты с непосредственной связью (см. преобразователь частоты непосредственный).Управление ПЧ организовано таким образом, что токи, протекающие по обмоткам ротора, создают вращающееся магнитное поле необхо­димой амплитуды, частоты и фазы, которое может вращаться в направлении вращения ротора или против него. Поскольку поле, создаваемое обмотками ротора, должно быть неподвижно относительно вращающегося магнитного поля, создаваемого обмотками статора, ротор может вращаться со скоростью как ниже, так и выше синхронной.

ЭЛЕКТРОПРИВОД С ПОДЧИНЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КООРДИНАТ (electric drive with subordinated control) — электропривод с многоконтурной системой автоматического регулирования с последовательной коррекцией, в которой число контуров (см. контур регулирования) выбирается равным числу регулируемых координат электропривода, и каждый внутренний контур подчинен предшествующему внешнему. Каждый контур представляет собой замкнутую систему регулирования одной координаты, например, тока (момента), скорости, положения или технологической координаты (натяжения материала, давления, расхода жидкости, геометрических размеров изделия и пр.). На вход регулятора каждого контура подается управляющее воздействие, представляющее собой разность между задающим воздействием и напряжением обратной связи, пропорциональным регулируемой координате. Задающее воздействие является выходным напряжением регулятора предшествующего контура, тем самым обеспечивается подчиненность рассматриваемого контура предшествующему внешнему контуру. Передаточная функция и параметры регулятора выбираются так, чтобы при скачкообразном изменении задающего воздействия обеспечивалось заданное качество переходного процесса (см. переходные процессы в электроприводе). Чаще всего регулятор настраивается на получение колебательного переходного процесса с допустимым перерегулированием и окончанием его за минимально возможное время. Большое распространениеполучила настройка на так называемый «модульный или симметричный оптимум». Достоинства подчиненного регулирования обеспечили доминирующее положение его в регулируемых электроприводах постоянного и переменного тока.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ — совокупность электротехнических изделий и (или) электротехнических устройств, предназначенных для выполнения заданной работы.Примечание. Электрооборудование в зависимости от объекта установки может иметь соответствующее наименование, например, электрооборудование станка ГОСТ 16703-80.

ЭЛЕКТРОСВАРКА — сварка, при которой свариваемые части нагреваются электрическим током. Различают электродуговую сварку и контактную электросварку. По сравнению с другими видами сварки электросварка нашла наибольшее применение почти во всех отраслях промышленности для изготовления неразъемных соединений из сталей и других конструкционных материалов.

ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ — электрическое поле неподвижных заряженных тел при отсутствии в них электрических токов.Поле проявляет себя в силовом воздействии определенного направления и значения на свободные электрические заряды и характеризуется индукцией или диэлектрической поляризацией. Поле может быть представлено посредством силовых линий, каждая из которых образуется как мысленно проведенная линия, начинающаяся на положительно заряженном теле и оканчивающаяся на отрицательно заряженном теле.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА — наука о применении электрической энергии в практических целях, а также отрасль техники, осуществляющая применение электрической энергии во всех отраслях хозяйства, в военном деле, быту. Электротехника изучает и систематизирует законы, которым подчиняются электрические явления.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (англ. ELECTRICAL DEVICE) — устройство, предназначенное для производства, преобразования, распределения, передачи и использования электрической энергии или для ограничения возможности ее передачи. ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ — электротехническое устройство, предназначенное для бытовых целей, эксплуатация которого осуществляется необученным персоналом. ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ВНУТРЕННЕЙ УСТАНОВКИ — электротехническое устройство, предназначенное для эксплуатации в помещениях или сооружениях. ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — электротехническое устройство различного назначения, кроме предназначенного для экспорта и обороны. ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НАРУЖНОЙ УСТАНОВКИ — электротехническое устройство, предназначенное для эксплуатации вне помещений или сооружений (на открытом пространстве). ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ — электротехническое устройством выполненное без учета требований, специфических для определенного назначения, определенных условий эксплуатации.ОБЩЕПРОМЫШЛЕННОЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ; ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ ОБЩЕГО ПРИМЕНЕНИЯ; ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ НОРМАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ (ндп) ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ ПРОТИВ ВЗРЫВА — взрывозащищенное электротехническое устройство, в котором защита от взрыва обеспечивается только в признанном нормальном режиме его работы.Примечание. Признанный нормальный режим работы приведен, где это необходимо, в стандартах на виды взрывозашиты электротехнического изделия. ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ;ИСКРОБЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ (ндп). ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — электротехническое устройство специального назначения, приспособленное для применения только с одним определенным объектом. ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ — электротехническое устройство, выполненное с учетом требований, специфических для определенного назначения или для определенных условий эксплуатации. СПЕЦИАЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ; СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ; ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ндп). ГОСТ 18311-80.

ЭЛЕКТРОУСТАНОВКА — совокупность взаимоподключенного друг к другу электрооборудования, выполняющая определенную функцию, например, производство, преобразование, передачу, распределение, накопление или потребление электроэнергии.

ЭЛЕМЕНТ ЗАДЕРЖКИ — элемент электрической цепи, выходной сигнал которого появляется через некоторое время после прихода входного сигнала.Время задержки зависит от конструкции или схемы задержки и соответствует интервалу времени с момента прихода входного сигнала до момента достижения выходным сигналом половины амплитудного значения. Используемые в электроизмерительных приборах демпфирующие устройства можно рассматривать как элементы задержки.

ЭЛЕМЕНТ ПРИВЕДЕНИЯ (element of reduction) — элемент механической части системы электропривод — рабочая машина, включающей в себя связанные между собой ротор электродвигателя, передаточное устройство и исполнительный орган рабочей машины, движущиеся в общем случае с разными скоростями, к которому при­ водятся остальные элементы этой системы. Чаще всего за элемент приведения принимают ротор электродвигателя.Цель приведения — замена реальной механической системы моделью, в которой все элементы движутся с одной скоростью — скоростью элемента приведения.Приведенный элемент будет иметь новые приведенный момент инерции и приведенный момент нагрузки.

ЭНЕРГОСИСТЕМА, энергетическая система — объединение электростанций, связанных через ЛЭП между собой и с потребителями энергии. В состав энергосистемы входят тепловые, атомные и гидроэлектрические станции, ЛЭП, электрические подстанции, тепловые и электрические сети, приемники тепловой и электрической энергии.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (electric drive index) — показатели, характеризующие качество, совершенство процесса передачи и преобразования энергии в силовом канале электропривода. К ним относятся: коэффициент полезного действия КПД, коэффициент искажений, коэффициент мощности.

ЭНЕРГИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ (slip power) — часть электромагнитной энергии, передаваемой в асинхронном двигателе со статора в ротор через воздушный зазор, определяемая мощностью скольжения.Энергия скольжения преобразуется, как правило, в тепловую энергию. Лишь в каскадных схемах часть энергии скольжения возвращается в сеть (см. электрический каскад) или преобразуется в механическую и поступает на вал двигателя (см. электромеханический каскад).

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (energy saving in electric drive) — совокупность мероприятий в области проектирования и эксплуатации различных технологических установок, содержащих электропривод, направленных на минимизацию затрат электроэнергии на технологический процесс.В мировой практике современного электропривода используются несколько путей энергосбережения:обоснованный по критерию энергосбережения выбор электродвигателя в электроприводе конкретной установки;применение энергоэффективных электродвигателей, имеющих за счет увеличения массы активных материалов и оптимизации конструкции повышенный на несколько процентов номинальный коэффициент полезного действия, использование устройств, повышающих коэффициент мощности асинхронных двигателей;наиболее радикальный и эффективный путь энергосбережения — переход от нерегулируемого электропривода к регулируемому в технологиях, предполагающих дозированную подачу мощности к рабочему органу.

ЭФФЕКТ ГАНЦА — генерация высокочастотных колебаний электрического тока в полупроводнике под действием постоянного электрического поля. ГОСТ 22622-77.

ЭФФЕКТ ДЖОУЛЯ (англ. JOULE EFFECT) — явление, при котором ток производит теплоту в материале со скоростью, пропорциональной сопротивлению материала и квадрату плотности тока. СТ МЭК 50(841)-83.

ЭФФЕКТ ХОЛЛА — возникновение поперечного электрического поля при протекании электрического тока через полупроводник, помещенный в магнитное поле. ГОСТ 22622-77.

Литература.1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.

electrichelp.ru

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ - это... Что такое ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ?

где Т - период сигнала Y(t). Максимальное значение Yмакс - это наибольшее мгновенное значение сигнала, а среднее абсолютное значение YAA - абсолютное значение, усредненное по времени. При синусоидальной форме колебаний Yэфф = 0,707Yмакс и YAA = 0,637Yмакс.Измерение напряжения и силы переменного тока. Почти все приборы для измерения напряжения и силы переменного тока показывают значение, которое предлагается рассматривать как эффективное значение входного сигнала. Однако в дешевых приборах зачастую на самом деле измеряется среднее абсолютное или максимальное значение сигнала, а шкала градуируется так, чтобы показание соответствовало эквивалентному эффективному значению в предположении, что входной сигнал имеет синусоидальную форму. Не следует упускать из виду, что точность таких приборов крайне низка, если сигнал несинусоидален. Приборы, способные измерять истинное эффективное значение сигналов переменного тока, могут быть основаны на одном из трех принципов: электронного умножения, дискретизации сигнала или теплового преобразования. Приборы, основанные на первых двух принципах, как правило, реагируют на напряжение, а тепловые электроизмерительные приборы - на ток. При использовании добавочных и шунтовых резисторов всеми приборами можно измерять как ток, так и напряжение.Электронное умножение. Возведение в квадрат и усреднение по времени входного сигнала в некотором приближении осуществляются электронными схемами с усилителями и нелинейными элементами для выполнения таких математических операций, как нахождение логарифма и антилогарифма аналоговых сигналов. Приборы такого типа могут иметь погрешность порядка всего лишь 0,009%.Дискретизация сигнала. Сигнал переменного тока преобразуется в цифровую форму с помощью быстродействующего АЦП. Дискретизированные значения сигнала возводятся в квадрат, суммируются и делятся на число дискретных значений в одном периоде сигнала. Погрешность таких приборов составляет 0,01-0,1%.Тепловые электроизмерительные приборы. Наивысшую точность измерения эффективных значений напряжения и тока обеспечивают тепловые электроизмерительные приборы. В них используется тепловой преобразователь тока в виде небольшого откачанного стеклянного баллончика с нагревательной проволочкой (длиной 0,5-1 см), к средней части которой крохотной бусинкой прикреплен горячий спай термопары. Бусинка обеспечивает тепловой контакт и одновременно электроизоляцию. При повышении температуры, прямо связанном с эффективным значением тока в нагревательной проволочке, на выходе термопары возникает термо-ЭДС (напряжение постоянного тока). Такие преобразователи пригодны для измерения силы переменного тока с частотой от 20 Гц до 10 МГц. На рис. 5 показана принципиальная схема теплового электроизмерительного прибора с двумя подобранными по параметрам тепловыми преобразователями тока. При подаче на вход схемы напряжения переменного тока Vас на выходе термопары преобразователя ТС1 возникает напряжение постоянного тока, усилитель А создает постоянный ток в нагревательной проволочке преобразователя ТС2, при котором термопара последнего дает такое же напряжение постоянного тока, и обычный прибор постоянного тока измеряет выходной ток.Рис. 5. ТЕПЛОВОЙ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР для измерения эффективных значений напряжения и силы переменного тока.Рис. 5. ТЕПЛОВОЙ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР для измерения эффективных значений напряжения и силы переменного тока. С помощью добавочного резистора описанный измеритель тока можно превратить в вольтметр. Поскольку тепловые электроизмерительные приборы непосредственно измеряют токи лишь от 2 до 500 мА, для измерения токов большей силы необходимы резисторные шунты.Измерение мощности и энергии переменного тока. Мощность, потребляемая нагрузкой в цепи переменного тока, равна среднему по времени произведению мгновенных значений напряжения и тока нагрузки. Если напряжение и ток изменяются синусоидально (как это обычно и бывает), то мощность Р можно представить в виде P = EI cosj, где Е и I - эффективные значения напряжения и тока, а j - фазовый угол (угол сдвига) синусоид напряжения и тока. Если напряжение выражается в вольтах, а ток в амперах, то мощность будет выражена в ваттах. Множитель cosj, называемый коэффициентом мощности, характеризует степень синхронности колебаний напряжения и тока. С экономической точки зрения, самая важная электрическая величина - энергия. Энергия W определяется произведением мощности на время ее потребления. В математической форме это записывается так: Если время (t1 - t2) измеряется в секундах, напряжение е - в вольтах, а ток i - в амперах, то энергия W будет выражена в ватт-секундах, т.е. джоулях (1 Дж = 1 ВтЧс). Если же время измеряется в часах, то энергия - в ватт-часах. На практике электроэнергию удобнее выражать в киловатт-часах (1 кВт*ч = 1000 ВтЧч).Счетчики электроэнергии с разделением времени. В счетчиках электроэнергии с разделением времени используется весьма своеобразный, но точный метод измерения электрической мощности. Такой прибор имеет два канала. Один канал представляет собой электронный ключ, который пропускает или не пропускает входной сигнал Y (или обращенный входной сигнал -Y) на фильтр нижних частот. Состоянием ключа управляет выходной сигнал второго канала с отношением временных интервалов "закрыто"/"открыто", пропорциональным его входному сигналу. Средний сигнал на выходе фильтра равен среднему по времени произведению двух входных сигналов. Если один входной сигнал пропорционален напряжению на нагрузке, а другой - току нагрузки, то выходное напряжение пропорционально мощности, потребляемой нагрузкой. Погрешность таких счетчиков промышленного изготовления составляет 0,02% на частотах до 3 кГц (лабораторных - порядка всего лишь 0,0001% при 60 Гц). Как приборы высокой точности они применяются в качестве образцовых счетчиков для поверки рабочих средств измерения.Дискретизирующие ваттметры и счетчики электроэнергии. Такие приборы основаны на принципе цифрового вольтметра, но имеют два входных канала, дискретизирующих параллельно сигналы тока и напряжения. Каждое дискретное значение e(k), представляющее мгновенные значения сигнала напряжения в момент дискретизации, умножается на соответствующее дискретное значение i(k) сигнала тока, полученное в тот же момент времени. Среднее по времени таких произведений есть мощность в ваттах: Сумматор, накапливающий произведения дискретных значений с течением времени, дает полную электроэнергию в ватт-часах. Погрешность счетчиков электроэнергии может составлять всего лишь 0,01%.Индукционные счетчики электроэнергии. Индукционный счетчик представляет собой не что иное, как маломощный электродвигатель переменного тока с двумя обмотками - токовой и обмоткой напряжения. Проводящий диск, помещенный между обмотками, вращается под действием крутящего момента, пропорционального потребляемой мощности. Этот момент уравновешивается токами, наводимыми в диске постоянным магнитом, так что частота вращения диска пропорциональна потребляемой мощности. Число оборотов диска за то или иное время пропорционально полной электроэнергии, полученной за это время потребителем. Число оборотов диска считает механический счетчик, который показывает электроэнергию в киловатт-часах. Приборы такого типа широко применяются в качестве бытовых счетчиков электроэнергии. Их погрешность, как правило, составляет 0,5%; они отличаются большим сроком службы при любых допустимых уровнях тока.ЛИТЕРАТУРА Атамалян Э.Г. и др. Приборы и методы измерения электрических величин. М., 1982 Малиновский В.Н. и др. Электрические измерения. М., 1985 Авдеев Б.Я. и др. Основы метрологии и электрические измерения. Л., 1987

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ЛИФТ
  • ЭЛЕКТРОМАШИННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

Смотреть что такое "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ" в других словарях:

  • Электрические измерения —         измерения электрических величин: электрического напряжения, электрического сопротивления, силы тока, частоты и фазы переменного тока, мощности тока, электрической энергии, электрического заряда, индуктивности, электрической ёмкости и др.… …   Большая советская энциклопедия

  • электрические измерения — — [В.А.Семенов. Англо русский словарь по релейной защите] Тематики релейная защита EN electrical measurementelectricity metering …   Справочник технического переводчика

  • Электрические измерительные аппараты — Э. измерительными аппаратами называют приборы и приспособления, служащие для измерения Э., а также и магнитных величин. Большая часть измерений сводится к определению силы тока, напряжения (разности потенциалов) и количества электричества.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Измерения аэродинамические — процесс нахождения опытным путём значений физических величин в аэродинамическом эксперименте с помощью соответствующих технических средств. Различают 2 типа И. а.: статические и динамические. При статических И. а. определяются постоянные или… …   Энциклопедия техники

  • ИЗМЕРЕНИЯ ИНКЛИНОМЕТРИЧЕСКИЕ — производятся в скважинах с целью определения угла и азимута отклонения скважин от заданного направления. Определения производятся поинтервально через 100 м и более с целью возможного исправления направления скважины в процессе бурения и учета ее… …   Геологическая энциклопедия

  • ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ — совокупности соединенных определенным образом элементов и устройств, образующих путь для прохождения электрического тока. Теория цепей раздел теоретической электротехники, в котором рассматриваются математические методы вычисления электрических… …   Энциклопедия Кольера

  • измерения аэродинамические — Рис. 1. измерения аэродинамические — процесс нахождения опытным путём значений физических величин в аэродинамическом эксперименте с помощью соответствующих технических средств. Различают 2 типа И. а.: статические и динамические. При… …   Энциклопедия «Авиация»

  • измерения аэродинамические — Рис. 1. измерения аэродинамические — процесс нахождения опытным путём значений физических величин в аэродинамическом эксперименте с помощью соответствующих технических средств. Различают 2 типа И. а.: статические и динамические. При… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Электрические — 4.    Электрические нормы проектирования радиотрансляционных сетей. М., Связьиздат, 1961. 80 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности Смотри также родственные термины: 3.4 электрические биения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Электрические станции — I. Общие понятия. II. Типы Э. станций по производству Э. энергии. III. Классификация их. IV. Здания и помещения Э. станций. V. Оборудование Э. станций. VI. Эксплуатация Э. станций. VII. Судовые Э. станции. VIII. Вагонные и поездные Э. станции. IX …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

Электрический вал и его применение в электроприводе станков

Электронный вал и его применение в электроприводе станков и установокВ статье рассмотрены устройство, принцип деяния и примеры использования электронных систем синхронного вращения (электронный вал) в станках и установках.

Допустим, что два вала, не имеющие механической связи вместе, должны крутиться с схожими скоростями, не делая поворот друг относительно друга. Для обеспечения такового синхронного и синфазного вращения с движками Д1 и Д2, которые крутят соответственно валы I и II (рис. 1), связывают вспомогательные асинхронные машины А1 и А2 с фазными роторами. Роторные обмотки этих машин соединяют вместе встречно.

Если частоты вращения обеих машин и положения их роторов однообразные, то электродвижущие силы, наведенные в обмотках роторов машин А1 и А2, равны и ориентированы навстречу друг дружке (рис. 2, а), и ток в цепи роторов не протекает.

Представим, что направление вращения поля вспомогательных машин совпадает с направлением вращения их роторов. При замедлении вращения машины А2 ее ротор отстанет от ротора А1, вследствие чего э. д. с. Ер2, наведенная в обмотке ротора, сместится по фазе в сторону опережения (рис. 2, б), и в цепи роторов машин А1 и А2 под действием векторной суммы э. д. с. Е появится уравнительный ток I.

Схема синхронной связи

Рис. 1. Схема синхронной связи

Векторные диаграммы системы синхронной связи

Рис. 2. Векторные диаграммы системы синхронной связи

Вектор тока I будет отставать от вектора э. д. с. Е на угол φ. Проекция вектора тока I на вектор э. д. с. Ер2 совпадает с этим вектором по направлению. Проекция вектора тока на вектор э. д. с. Ер1 ориентирована навстречу ему. Из этого следует, что машина А2 будет работать в режиме мотора, а машина А1 — в режиме генератора. При всем этом вал машины А2 получит ускорение, а вал машины A1 — замедление. Таким макаром, машины разовьют моменты, восстанавливающие синхронное вращение валов I и II и прежнее согласованное положение в пространстве роторов машин А1 и А2. Роторы этих машин могут крутиться как по направлению вращения поля, так и в обратном направлении.

Данная система носит заглавие электронной системы синхронного вращения. Ее именуют также электронным валом. Система синхронного вращения может поменять, к примеру, ходовые винты у токарно-винторезных станков.

Потому что цепи подачи металлорежущих станков по сопоставлению с цепями головного движения потребляют обычно малую мощность, то для синхронизации головного движения с подачей может быть использована более обычная схема синхронного вращения (рис. 3). В данном случае безизбежно неизменное рассогласование меж положениями роторов машин А1 и А2, без чего в цепи ротора машины А2 не было бы тока и она не смогла бы преодолеть момент сил сопротивления цепи подачи. Потому что машина А2 получает питание от статора и ротора, то при данной системе электронного вала требуется шестипроводная подводка к движку, установленному в почти всех случаях на передвигающемся узле станка, условно показанном на рисунке штриховой линией.

Системы синхронной связи томного токарно-винторезного станка

Рис. 3. Системы синхронной связи томного токарно-винторезного станка

В границах углового рассогласования, не превосходящего 90°, электронный синхронизирующий момент растет. Для обеспечения значимого синхронизирующего момента машины синхронной связи при всех вероятных угловых частотах вращения должны работать с большенными скольжениями (более 0,3 — 0,5). Потому во избежание недопустимого нагрева эти машины должны быть довольно огромных размеров.

Мощность машин дополнительно наращивают, стремясь исключить воздействие колебаний нагрузки и сил трения. Используют также механические передачи, понижающие частоту вращения валов станка, а как следует, и величину угловой ошибки, приведенной к валу станка. До работы электронного вала асинхронные машины А1 и А2 включают на однофазовое питание. При всем этом ротор машины А2 занимает начальное положение, согласованное с положением ротора машины А1.

Системы синхронного вращения правильно использовать для томных станков, потому что изготовка длинноватых ходовых винтов связано со значительными трудностями. Не считая того, с повышением длины винтов либо валов, вследствие их скручивания, точность согласования обоюдного расположения частей станка миниатюризируется. В системе электронного вала расстояние меж валами никакого воздействия на точность работы оказать не может.

При использовании электронного вала исключаются, механические связи суппортов со шпинделем и очень упрощается кинематическая схема. Значимым недочетом систем электронного вала в томных станках является возможность порчи дорогостоящей заготовки при перерыве в электроснабжении, потому что при всем этом сходу появляется рассогласование. В неких случаях при таковой аварии порча заготовки может быть предотвращена методом резвого автоматического отвода инструмента.

Для станкостроения энтузиазм представляет схема с 2-мя схожими асинхронными движками с фазными роторами (рис. 4). Потому что цепь обоих роторов замкнута на реостат R, то при подключении движков к сети переменного тока оба ротора начинают крутиться.

Схема синхронной связи с роторным реостатом

Рис. 4. Схема синхронной связи с роторным реостатом

Кроме токов, протекающих в обмотках роторов и реостате, в цепи роторов обеих машин течет уравнительный ток. Наличие этого тока обусловливает возникновение синхронизирующего момента, вследствие чего машины крутятся синхронно. Такая система может быть применена для подъема и опускания поперечин больших строгальных, продольно-фрезерных и карусельных станков.

Благодаря системе электронного вала решается неувязка согласованного движения конвейеров, входящих в единый производственный комплекс. Наибольшее практическое применение в данном случае получил вариант синхронного вращения движков с общим преобразователем частоты.

Не считая рассмотренных систем электронного вала для станкостроения разрабатывались и применялись и другие системы с машинами переменного тока, в том числе однофазовые системы и системы с синхронными движками специальной конструкции.

elektrica.info


Смотрите также